Нормативно-правовое регулирование государственных услуг должно обеспечить приоритет их конечного эффекта для граждан и организаций-клиентов перед процедурами и порядком их предоставления. Одной из целей законодательного регулирования является создание условий для ликвидации необоснованных и неэффективных с общественной точки зрения услуг.
Необходимость стандартизации и регламентации деятельности органов исполнительной власти вызвана широким спектром причин.
Во-первых, административно-управленческие процессы в органах исполнительной власти недостаточно организованы и часто неэффективны. Существенно улучшить качество этих процессов можно путём их модернизации, опирающейся на разработку и внедрение административных регламентов с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий.
Во-вторых, отсутствие стандартов качества и доступности государственных услуг не позволяет упорядочить и конкретизировать обязательства органов исполнительной власти перед обществом, то есть обязательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации перед гражданами, а также внедрить процедуры контроля и оценки деятельности органов исполнительной власти. В настоящее время ещё недостаточно сформирована необходимая нормативно-правовая база для стандартизации услуг, предоставляемых органами исполнительной власти регионов РФ и муниципальными образованиями. Существующая система обратной связи с пользователями государственных (муниципальных) услуг неэффективна.
В-третьих, проблемы, с которыми граждане и организации сталкиваются, обращаясь за государственными и муниципальными услугами, известны:
- низкое качество, связанное с необходимостью представления большого числа документов и совершения большого числа промежуточных действий;
- длительный срок ожидания принятия решения;
- высокий уровень административного усмотрения исполнителей государственной (муниципальной) услуги;
- трудности доступа к государственной (муниципальной) услуге, вызванные ограничениями времени, места и другими обстоятельствами её предоставления;
- отсутствие информации о порядке оказания услуг и отсутствие установленного порядка досудебного (внесудебного) обжалования действия (бездействий) должностных лиц и т. п.
Проблемы усугубляются и тем, что административная культура российских чиновников не ориентирована на гражданина, в частности на повышение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг.
Ключевыми задачами внедрения системы административных регламентов и стандартов государственных услуг в органах исполнительной власти являются:
- повышение качества предоставления государственных услуг и их доступности для граждан и организаций;
- ориентация деятельности органов исполнительной власти на интересы заявителей;
- повышение качества иэффективности административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти;
- повышение открытости деятельности органов исполнительной власти, их подконтрольность, увеличение радиуса эффективного контроля;
- уменьшение возможностей для административного усмотрения лиц, принимающих решение;
- снижение издержек при взаимодействии граждан и организаций с органами исполнительной власти;
- обеспечение общественного контроля исполнения органами исполнительной власти закрепленных за ними функций.
Административные регламенты должны задавать «шкалу» качества исполнения функций, что крайне важно для государственных органов, у которых нет объективных рыночных измерителей результативности.
2. Стандарты государственных и муниципальных услуг;
Деятельность по предоставлению государственных услуг строится на основе стандарта. Федеральный закон от 27 июля 2012 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не предусматривает понятия стандарта государственной услуги, но устанавливает требования к стандарту ее предоставления, которые выражаются в исполнении обязательных минимальных требований, имеющих свою фиксацию в административном регламенте. При этом очевидно, что стандарт государственной услуги и стандарт ее предоставления – понятия не совпадающие.
Юридическая спецификация значение понятия стандарта формируется в двух плоскостях:
с одной стороны, стандарт – это всегда документ определенного содержания, принимаемый уполномоченным органом власти либо иной организацией и опосредующий правила и нормы, устанавливаемые в отношении объекта стандартизации, с другой – это сами правила и нормы, устанавливаемые в отношении объекта стандартизации.
В Российской Федерации официально понятие стандарта было закреплено в ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения».Под стандартом в этом документе понимался нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом (предприятием).
В Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. № 184 -ФЗ «О техническом регулировании» под стандартом понимается документ, принятый признанным органом, который содержит предназначенные для общего и многократного использования правила, руководства или характеристики применительно к товарам или связанным с ними процессам и методам производства, соблюдение которых не является обязательным. Это понятие было заимствовано из Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» вводятся положения относительно государственных стандартов социального обслуживания, которые обеспечивают эффективную защиту интересов граждан в вопросах объема и качества предоставляемых социальных услуг и создают условия для развития социального обслуживания на основе последних достижений науки и практики.
Следуя нормативному материалу, представленному в Законе № 210-ФЗ, можно предположить, что стандарт государственной услуги – это определенное обязательство органов исполнительной власти по обеспечению возможности получения государственных услуг в определенных объемах и определенного качества. Стандарт включает несколько составляющих: технологию производства государственной услуги, значения показателей результативности оказания государственной услуги и стандарты факторов государственной услуги.
Цель стандартизации государственных услуг – сокращение транзакционных издержек, которые несут граждане и организации при взаимодействии с органами власти и должностными лицами.
Объект стандартизации – государственные услуги как совокупность комплексов административных действий, аккумулирующихся в административные процедуры.
Цели стандартизации определяются, исходя из смысла ФЗ № 210-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»:
- наиболее эффективное содействие гражданам и организациямв реализации их прав и законных интересов;
- улучшение качества работы органов исполнительной власти по предоставлению государственных услуг, качества самих услуг и обеспечение его оптимального уровня;
- рациональное использование и экономияматериальных и трудовых ресурсов;
-рациональная организациятранзакций в контексте взаимодействия органа исполнительной власти и граждан и организаций.
Задачистандартизации:
- формирование стандартов государственных услуг и стандартов их предоставления на основе комплексной методологии и унифицированной нормативно установленной методики, определяющих требования к технологии продуцирования государственных услуг, их качеству, а также создающих условия для наиболее эффективной реализации прав и законных интересов граждан и организаций;
- определение единой системы показателей качества государственных услуг, методов и форм контроля за их предоставлением;
- надёжность и устойчивость продуцирования государственных услуг и соответствующих стандартов;
- установление норм, требований, форм и методов в области продуцирования государственных услуг с целью обеспечения их оптимального качества;
- повышения производительности труда государственных служащих, участвующих в производстве государственных услуг, уровня взаимозаменяемости, эффективности внутриаппаратного и транзакционного взаимодействия;
- обеспечение единства и прозрачности механизма предоставления государственных услуг;
- установление единых систем документации, используемых в процессе производства государственных услуг;
- установление максимально унифицированной и понятной технологии продуцирования государственных услуг и др.
Стандартизация в государственном управлении основана на ряде принципов как правового, так и организационно-функционального характера:
- законность (административные процедуры предоставления государственных услуг формируются и реализуются на основе и в соответствии с законом; государственные органы и должностные лица, участвующие в процедурах предоставления государственных услуг, руководствуются законом; граждане и организации, реализуя свои права и законные интересы как получатели государственных услуг, действуют в пределах, предоставленных законом);
- соразмеренность применяемых в рамках стандартизации средств, способов и методов целям и задачам продуцирования государственных услуг;
- соблюдение приоритета прав и свобод человека и гражданина при формировании стандартов государственных услуг и стандартов их предоставления;
- транспарентность процессов стандартизации, стандартов государственных услуг и стандартов их предоставления;
- доверие граждан (уверенность в качестве государственных услуг и качестве их предоставления);
- максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
- обеспечение условий для единообразного применения стандартов;
- повторяемость (по кругу объектов, к которым могут быть применимы стандарты, т.е. процедурам, обладающим одним общим свойством – повторяемостью либо во времени, либо в пространстве);
- вариантность (создание рационального многообразия и разновидностей стандартных элементов, входящих в стандартизируемый объект);
- системность (стандарт предоставления государственной услуги есть элемент системы и приводит к созданию систем стандартов, связанных между собой внутренней сущностью конкретных объектов стандартизации).
Стандарт государственной услуги должен:
обеспечивать минимизацию расходов времени и иных ресурсов получателя государственных услуг;
предусматривать возможность обращения с запросом в орган, оказывающий государственную услугу, в письменном виде или с использованием информационно-коммуникационных технологий;
обеспечивать минимизацию действий, количества документов, требующихся от получателя услуг;
закреплять измеряемые параметры требований к качеству и доступности государственной услуги;
учитывать мнение и интересы получателей государственной услуги.
Отсутствие стандартизации государственных услуг приводит:
- высокому уровню административного усмотрения, неопределённости обязательств органов исполнительной власти перед их клиентами и коррупции;
- избыточному государственному вмешательству и связанным с ним дополнительным расходам бюджета и частных клиентов; - снижению качества государственных услуг и обслуживания; - недостаточной ответственности органов исполнительной власти за исполнение их полномочий.
Введение стандартов государственных услуг призвано способствовать оптимизации расходов на их оказание, качественному улучшению взаимоотношений государства и общества.
Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает:
1) наименование государственной или муниципальной услуги;
2) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу;
3) результат предоставления государственной или муниципальной услуги;
4) срок предоставления государственной или муниципальной услуги;
5) правовые основания для предоставления государственной или муниципальной услуги;
6) исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
7) исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги;
8) исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги;
9) размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
10) максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и при получении результата предоставления государственной или муниципальной услуги;
11) срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
12) требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги;
13) показатели доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
14) иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.