Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Необходимость стандартизации государственных и муниципальных услуг, регламентации деятельности органов государственного и муниципального управления



Правовая регламентация деятельности органов ГМУ

Нормативно-правовое регулирование государственных услуг должно обеспечить приоритет их конечного эффекта для граждан и организаций-клиентов перед процедурами и порядком их предоставления. Одной из целей законодательного регулирования является создание условий для ликвидации необоснованных и неэффективных с общественной точки зрения услуг.

Необходимость стандартизации и регламентации деятельности органов исполнительной власти вызвана широким спектром причин.

Во-первых, административно-управленческие процессы в органах исполнительной власти недостаточно организованы и часто неэффективны. Существенно улучшить качество этих процессов можно путём их модернизации, опирающейся на разработку и внедрение административных регламентов с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий.

Во-вторых, отсутствие стандартов качества и доступности государственных услуг не позволяет упорядочить и конкретизировать обязательства органов исполнительной власти перед обществом, то есть обязательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации перед гражданами, а также внедрить процедуры контроля и оценки деятельности органов исполнительной власти. В настоящее время ещё недостаточно сформирована необходимая нормативно-правовая база для стандартизации услуг, предоставляемых органами исполнительной власти регионов РФ и муниципальными образованиями. Существующая система обратной связи с пользователями государственных (муниципальных) услуг неэффективна.

В-третьих, проблемы, с которыми граждане и организации сталкиваются, обращаясь за государственными и муниципальными услугами, известны:

- низкое качество, связанное с необходимостью представления большого числа документов и совершения большого числа промежуточных действий;

- длительный срок ожидания принятия решения;

- высокий уровень административного усмотрения исполнителей государственной (муниципальной) услуги;

- трудности доступа к государственной (муниципальной) услуге, вызванные ограничениями времени, места и другими обстоятельствами её предоставления;

- отсутствие информации о порядке оказания услуг и отсутствие установленного порядка досудебного (внесудебного) обжалования действия (бездействий) должностных лиц и т. п.

Проблемы усугубляются и тем, что административная культура российских чиновников не ориентирована на гражданина, в частности на повышение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг.

Ключевыми задачами внедрения системы административных регламентов и стандартов государственных услуг в органах исполнительной власти являются:

- повышение качества предоставления государственных услуг и их доступности для граждан и организаций;

- ориентация деятельности органов исполнительной власти на интересы заявителей;

- повышение качества иэффективности административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти;

- повышение открытости деятельности органов исполнительной власти, их подконтрольность, увеличение радиуса эффективного контроля;

- уменьшение возможностей для административного усмотрения лиц, принимающих решение;

- снижение издержек при взаимодействии граждан и организаций с органами исполнительной власти;

- обеспечение общественного контроля исполнения органами исполнительной власти закрепленных за ними функций.

Административные регламенты должны задавать «шкалу» качества исполнения функций, что крайне важно для государственных органов, у которых нет объективных рыночных измерителей результативности.

2. Стандарты государственных и муниципальных услуг;

Деятельность по предоставлению государственных услуг строится на основе стандарта. Федеральный закон от 27 июля 2012 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не предусматривает понятия стандарта государственной услуги, но устанавливает требования к стандарту ее предоставления, которые выражаются в исполнении обязательных минимальных требований, имеющих свою фиксацию в административном регламенте. При этом очевидно, что стандарт государственной услуги и стандарт ее предоставления – понятия не совпадающие.

Юридическая спецификация значение понятия стандарта формируется в двух плоскостях:

с одной стороны, стандарт – это всегда документ определенного содержания, принимаемый уполномоченным органом власти либо иной организацией и опосредующий правила и нормы, устанавливаемые в отношении объекта стандартизации, с другой – это сами правила и нормы, устанавливаемые в отношении объекта стандартизации.

В Российской Федерации официально понятие стандарта было закреплено в ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения».Под стандартом в этом документе понимался нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом (предприятием).

В Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. № 184 -ФЗ «О техническом регулировании» под стандартом понимается документ, принятый признанным органом, который содержит предназначенные для общего и многократного использования правила, руководства или характеристики применительно к товарам или связанным с ними процессам и методам производства, соблюдение которых не является обязательным. Это понятие было заимствовано из Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» вводятся положения относительно государственных стандартов социального обслуживания, которые обеспечивают эффективную защиту интересов граждан в вопросах объема и качества предоставляемых социальных услуг и создают условия для развития социального обслуживания на основе последних достижений науки и практики.

Следуя нормативному материалу, представленному в Законе № 210-ФЗ, можно предположить, что стандарт государственной услуги – это определенное обязательство органов исполнительной власти по обеспечению возможности получения государственных услуг в определенных объемах и определенного качества. Стандарт включает несколько составляющих: технологию производства государственной услуги, значения показателей результативности оказания государственной услуги и стандарты факторов государственной услуги.

Цель стандартизации государственных услуг – сокращение транзакционных издержек, которые несут граждане и организации при взаимодействии с органами власти и должностными лицами.

Объект стандартизациигосударственные услуги как совокупность комплексов административных действий, аккумулирующихся в административные процедуры.

Цели стандартизации определяются, исходя из смысла ФЗ № 210-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»:

- наиболее эффективное содействие гражданам и организациямв реализации их прав и законных интересов;

- улучшение качества работы органов исполнительной власти по предоставлению государственных услуг, качества самих услуг и обеспечение его оптимального уровня;

- рациональное использование и экономияматериальных и трудовых ресурсов;

-рациональная организациятранзакций в контексте взаимодействия органа исполнительной власти и граждан и организаций.

Задачистандартизации:

- формирование стандартов государственных услуг и стандартов их предоставления на основе комплексной методологии и унифицированной нормативно установленной методики, определяющих требования к технологии продуцирования государственных услуг, их качеству, а также создающих условия для наиболее эффективной реализации прав и законных интересов граждан и организаций;

- определение единой системы показателей качества государственных услуг, методов и форм контроля за их предоставлением;

- надёжность и устойчивость продуцирования государственных услуг и соответствующих стандартов;

- установление норм, требований, форм и методов в области продуцирования государственных услуг с целью обеспечения их оптимального качества;

- повышения производительности труда государственных служащих, участвующих в производстве государственных услуг, уровня взаимозаменяемости, эффективности внутриаппаратного и транзакционного взаимодействия;

- обеспечение единства и прозрачности механизма предоставления государственных услуг;

- установление единых систем документации, используемых в процессе производства государственных услуг;

- установление максимально унифицированной и понятной технологии продуцирования государственных услуг и др.

Стандартизация в государственном управлении основана на ряде принципов как правового, так и организационно-функционального характера:

- законность (административные процедуры предоставления государственных услуг формируются и реализуются на основе и в соответствии с законом; государственные органы и должностные лица, участвующие в процедурах предоставления государственных услуг, руководствуются законом; граждане и организации, реализуя свои права и законные интересы как получатели государственных услуг, действуют в пределах, предоставленных законом);

- соразмеренность применяемых в рамках стандартизации средств, способов и методов целям и задачам продуцирования государственных услуг;

- соблюдение приоритета прав и свобод человека и гражданина при формировании стандартов государственных услуг и стандартов их предоставления;

- транспарентность процессов стандартизации, стандартов государственных услуг и стандартов их предоставления;

- доверие граждан (уверенность в качестве государственных услуг и качестве их предоставления);

- максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

- обеспечение условий для единообразного применения стандартов;

- повторяемость (по кругу объектов, к которым могут быть применимы стандарты, т.е. процедурам, обладающим одним общим свойством – повторяемостью либо во времени, либо в пространстве);

- вариантность (создание рационального многообразия и разновидностей стандартных элементов, входящих в стандартизируемый объект);

- системность (стандарт предоставления государственной услуги есть элемент системы и приводит к созданию систем стандартов, связанных между собой внутренней сущностью конкретных объектов стандартизации).

Стандарт государственной услуги должен:

обеспечивать минимизацию расходов времени и иных ресурсов получателя государственных услуг;

предусматривать возможность обращения с запросом в орган, оказывающий государственную услугу, в письменном виде или с использованием информационно-коммуникационных технологий;

обеспечивать минимизацию действий, количества документов, требующихся от получателя услуг;

закреплять измеряемые параметры требований к качеству и доступности государственной услуги;

учитывать мнение и интересы получателей государственной услуги.

Отсутствие стандартизации государственных услуг приводит:

- высокому уровню административного усмотрения, неопределённости обязательств органов исполнительной власти перед их клиентами и коррупции;

- избыточному государственному вмешательству и связанным с ним дополнительным расходам бюджета и частных клиентов; - снижению качества государственных услуг и обслуживания; - недостаточной ответственности органов исполнительной власти за исполнение их полномочий.

Введение стандартов государственных услуг призвано способствовать оптимизации расходов на их оказание, качественному улучшению взаимоотношений государства и общества.

Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает:

1) наименование государственной или муниципальной услуги;

2) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу;

3) результат предоставления государственной или муниципальной услуги;

4) срок предоставления государственной или муниципальной услуги;

5) правовые основания для предоставления государственной или муниципальной услуги;

6) исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

7) исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги;

8) исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги;

9) размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

10) максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и при получении результата предоставления государственной или муниципальной услуги;

11) срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;

12) требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги;

13) показатели доступности и качества государственных и муниципальных услуг;

14) иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.