Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Почему Россия не в НАТО

Члены НАТО

Дата Страна Примечания
страны-основатели
4 апреля 1949 Бельгия  
4 апреля 1949 Великобритания  
4 апреля 1949 Дания  
4 апреля 1949 Исландия Исландия — единственный член НАТО, у которого нет регулярных ВС, это было одним из условий вхождения страны в организацию. В Исландии имеется лишь береговая охрана (БОХР). Также было принято решение о подготовке исландских добровольцев на базах в Норвегии для участия в миротворческих миссиях НАТО.
4 апреля 1949 Италия  
4 апреля 1949 Канада  
4 апреля 1949 Люксембург  
4 апреля 1949 Нидерланды  
4 апреля 1949 Норвегия  
4 апреля 1949 Португалия  
4 апреля 1949 США  
4 апреля 1949 Франция С июля 1966 Франция вышла из военной организации НАТО, оставаясь участницей политической структуры Североатлантического договора. В 2009 вернулась во все покинутые структуры.
первое расширение
18 февраля 1952 Греция С 1974 по 1980 Греция не принимала участие в военной организации НАТО из-за напряжённых отношений с другим членом блока — Турцией.
18 февраля 1952 Турция  
второе расширение
9 мая 1955 Германия Присоединилась Западная Германия. Саар воссоединился с ФРГ в 1957, с 3 октября1990 — объединенная Германия.
третье расширение
30 мая 1982 Испания Не участвует в военной организации НАТО.
четвёртое расширение
12 марта 1999 Венгрия  
12 марта 1999 Польша  
12 марта 1999 Чехия  
пятое расширение
29 марта 2004 Болгария  
29 марта 2004 Латвия  
29 марта 2004 Литва  
29 марта 2004 Румыния  
29 марта 2004 Словакия  
29 марта 2004 Словения  
29 марта 2004 Эстония  
шестое расширение
1 апреля 2009 Албания  
1 апреля 2009 Хорватия  

 

 

Цель НАТО

Главная цель НАТО — гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН. Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал в соответствии с характером угрозы безопасности, с которыми сталкиваются его государства-члены.

Действующая Стратегическая концепция, опубликованная в 1999 г., определяет первостепенные задачи НАТО следующим образом:

— выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;

— служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;

— осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств- членов НАТО;

— способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;

— содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.

 

 

Структура НАТО

Высшим политическим органом НАТО является Североатлантический совет (Совет НАТО), который состоит из представителей всех государств-членов и проводит свои заседания под председательством Генерального секретаря НАТО. Североатлантический совет может проводить свои встречи на уровне министров иностранных дел и глав государств и правительств. Решения совета принимаются единогласно. В период между сессиями функции Совета НАТО выполняет Постоянный совет НАТО, куда входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов.

Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года стал Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны, хотя формально состоит из постоянных представителей. В период между сессиями функции Комитета военного планирования выполняет Постоянный комитет военного планирования, в состав которого входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов.

Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран — членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей регулярных вооруженных сил, и собирающийся не реже двух раз в год на свои заседания. Военный комитет имеет в своем подчинении командования двух зон: Европы и Атлантики. Верховное главное командование в Европе возглавляется верховным главнокомандующим (всегда — американским генералом). В его подчинении находятся главные командования на трех европейских театрах военных действий: Североевропейском, Центральноевропейском и Южноевропейском. В период между заседаниями функции Военного комитета выполняет Постоянный военный комитет.

К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны, обычно перед заседаниями Совета НАТО. Исландия представлена в Группе ядерного планирования гражданским наблюдателем.

Официальные языки НАТО — английский и французский,

Штаб-квартира совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия).

 

 

«Партнёрство ради мира»

НАТО подписало соглашение о сотрудничестве с рядом европейских государств. Программа взаимодействия с этими странами называется «Партнёрство ради мира». Среди участников программы: Австрия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Грузия, Ирландия, Казахстан, Киргизия, Македония, Мальта, Молдавия, Россия, Сербия, Таджикистан,Туркменистан, Узбекистан, Украина, Финляндия, Черногория, Швейцария, Швеция, Эстония.

 

 

Участники договора

Нынешние

На сегодняшний день в программе «Партнёрство ради мира» участвуют 22 страны, не являющиеся членами НАТО.

Страна-участник Кто подписал Дата
Австрия Министр иностранных дел Алоиз Мок 10.02.1995
Азербайджан Президент Гейдар Алиев 04.05.1994
Армения Министр иностранных дел Ваан Папазян 05.10.1994
Белоруссия Министр иностранных дел Владимир Сенько 11.01.1995
Босния и Герцеговина Президент Небойша Радманович 14.12.2006
Грузия[1] Министр иностранных дел Андрей Чикваидзе 23.03.1994
Ирландия Министр иностранных дел Дэвид Эндрюс 01.12.1999
Казахстан Министр иностранных дел Канат Саудабаев 27.05.1994
Киргизия Президент Аскар Акаев 01.06.1994
Македония Глава Правительства Бранко Црвенковски 15.11.1995
Мальта Премьер-министр/Министр иностранных дел Гвидо де Марко 26.04.1995
Молдавия Президент Мирча Снегур 16.03.1994
Россия[2] Министр иностранных дел Андрей Козырев 22.06.1994
Сербия Президент Борис Тадич 14.12.2006
Таджикистан Полномочный представитель Шариф Рахимов 20.02.2002
Туркмения Премьер-министр Борис Шихмурадов 10.05.1994
Украина Министр иностранных дел Анатолий Зленко 08.02.1994
Узбекистан Министр иностранных дел Саидмухтар Саидкасимов 13.07.1994
Финляндия Министр иностранных дел Хейкки Хаависто 09.05.1994
Черногория Президент Филип Вуянович 14.12.2006
Швейцария Министр иностранных дел Флавио Котти 11.12.1996
Швеция Министр иностранных дел Маргарета аф Угглас 09.05.1994

Бывшие

Страна-участник Кто подписал Дата присоединения к программе Дата вступления в НАТО
Албания Президент Сали Бериша 23.02.1994 01.04.2009
Болгария Президент Желю Желев 14.02.1994 29.03.2004
Венгрия Министр иностранных дел Геза Йесенски 08.02.1994 12.03.1999
Латвия Премьер-министр Валдис Биркавс 14.02.1994 29.03.2004
Литва Президент Альгирдас Бразаускас 27.01.1994 29.03.2004
Польша Премьер-министр Вальдемар Павляк 02.02.1994 12.03.1999
Румыния Министр иностранных дел Теодор Мелескану 26.01.1994 29.03.2004
Словакия Премьер-министр Владимир Мечьяр 09.02.1994 29.03.2004
Словения Премьер-министр Янез Дрновшек 30.03.1994 29.03.2004
Хорватия Министр иностранных дел Тонино Пицуло 25.05.2000 01.04.2009
Чехия Премьер-министр Вацлав Клаус 10.03.1994 12.03.1999
Эстония Министр иностранных дел Юри Луйк 03.02.1994 29.03.2004

Россия и НАТО

Создание блока в 1949 году Москва восприняла как угрозу собственной безопасности. В 1954 году в Берлине на совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР советских представителей заверяли в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией. В ответ на призывы к сотрудничеству СССР предложил странам-членам НАТО своё вступление в альянс. Однако данная инициатива была отклонена. В ответ Советский Союз образовал в 1955 году военный блок из государств, проводящих просоветскую политику, —Варшавский договор.

После распада Варшавского договора и СССР, отношения Российской Федерации и НАТО начали выстраиваться с учётом новых реалий.

В апреле 2006 года, отвечая на вопросы газеты «Московские новости», А. И. Солженицын заявил:

«НАТО методически и настойчиво развивает свой военный аппарат — на Восток Европы и в континентальный охват России с Юга. Тут и открытая материальная и идеологическая поддержка цветных революций, парадоксальное внедрение Северо-атлантических интересов в Центральную Азию. Всё это не оставляет сомнений, что готовится полное окружение России, а затем потеря ею суверенитета.»

7 июня 2007 года президент России подписал федеральный закон № 99 «О ратификации соглашения между государствами — участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе „Партнерство ради мира“, о статусе Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительного протокола к нему».

В январе 2008 года к исполнению обязанностей главы Постоянного представительства России при НАТО приступил Дмитрий Рогозин, который сумел существенно повысить общественный интерес к вопросам отношений Российской Федерации и Организации Североатлантического договора.

23 сентября 2008 года Россия выразила протест в связи с подписанием в этот день «декларации о сотрудничестве между секретариатами НАТО и ООН».

5 марта 2009 года министры иностранных дел стран-членов НАТО объявили о возобновлении отношений с Россией, прекращенных после августовского кризиса на Кавказе.

В июле 2009 года помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филип Гордон заявил, что США готовы рассмотреть вопрос о присоединении России к НАТО на определённых условиях. Ранее президент России Дмитрий Медведев отмечал, что присоединение России к НАТО пока невозможно, однако «мы хотим нормальных отношений с Североатлантическим альянсом. Мы готовы развивать партнёрские отношения с альянсом».

Россия сотрудничает с НАТО по вопросу военной операции в Афганистане. Российская сторона заключила с США и Германией соглашения о транзите через свою территорию военных грузов для войск, участвующих в Международных силах содействия безопасности. В октябре 2009 года заместитель директора государственной корпорации Ростехнологии Дмитрий Шугаев заявил, что Россия может на коммерческих условиях предоставить силам НАТО в Афганистане вертолётную технику. По словам начальника Генерального штаба российских вооружённых сил Николая Макарова, долгосрочные интересы России и НАТО в Афганистане совпадают, и Россия заинтересована в успешных действиях многонациональной группировки.

 

 

Юрий РУБЦОВ

Почему Россия не в НАТО

На днях помощник госсекретаря США Филип Гордон заявил на слушаниях в Конгрессе, что администрация Барака Обамы не исключает возможности присоединения России к НАТО. Присоединения, правда, не без предварительных условий, сразу оговорился Гордон: «Если Россия будет соответствовать критериям, сможет внести вклад в общую безопасность, и в альянсе по этому поводу будет консенсус».

Если высокопоставленный чиновник намеревался выступить ньюсмейкером, то он жестоко просчитался. Впрочем, как и некоторые доморощенные аналитики, вроде блоггера новостного бизнес-ресурса «Slon.ru» Максима Авербуха, уверенного, что для России информация из Вашингтона – «новость дня, а возможно, даже и года».

На самом деле, эта «новость» с изрядной бородой. Пусть и в гипотетическом плане, но еще в далеком 1954 г. был поднят вопрос о возможности вступления Советского Союза в НАТО. Тогда дипломатическую инициативу проявила Москва, очевидно, решившая публично проверить, насколько Запад искренен в своих заявлениях об альянсе как инструменте «укрепления всеобщего мира». В случае участия СССР в Североатлантическом договоре, говорилось в ноте советского правительства, эта организация перестала бы быть замкнутой военной группировкой, к ней могли бы присоединяться другие европейские страны, что наряду с созданием эффективной системы коллективной безопасности в Европе имело бы важнейшее значение для укрепления всеобщего мира.

Проверка состоялась: Совет НАТО официально отклонил предложение СССР, подтвердив тем самым антисоветскую направленность блока. Нашим ответом было создание в мае следующего, 1955 г., Организации Варшавского договора.

К идее сближения нашей страны с Североатлантическим альянсом вернулись уже с образованием независимой России. 20 декабря 1991 г. Президент РСФСР Борис Ельцин в своем обращении к министрам иностранных дел стран – членов НАТО выразил готовность рассматривать вопрос о вступлении в альянс как долгосрочную политическую цель. Тогда же Москва выступила одним из основателей Совета североатлантического партнерства, созданного для сотрудничества НАТО со странами бывшего Варшавского договора. В июне 1994 г. она присоединилась к программе «Партнерство ради мира». Наконец, в мае 1997 г. был подписан акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, в соответствии с которым на свет появился совместный постоянный совет Россия – НАТО. Москва согласилась на расширение альянса, получив гарантии, что на территории его новых членов не будут размещаться ядерное оружие и наращиваться вооруженные силы. Было учреждено представительство РФ при НАТО.

Время от времени всплывала и формулировка, предполагавшая непосредственное присоединение России к альянсу. Так, в марте 2000 г. тогда еще и. о. Президента РФ Владимир Путин, комментируя для Би-Би-Си меры по восстановлению контактов с НАТО, за год до того нарушенных натовскими бомбардировками Югославии, не исключил возможности вступления в альянс, «но только в том случае, если Россия рассматривается как один из равноправных партнеров».

В мае 2002 г. в Риме была подписана декларация «Отношения Россия – НАТО: новое качество». Вместо совместного постоянного совета был создан совет «Россия – НАТО», заменивший двусторонний формат консультаций («НАТО + 1») на формат «двадцатки».

Моменты некоторого движения навстречу сменялись серьезным охлаждением. Так было в дни, когда агрессивность альянса переходила все границы, например при уничтожении Югославии в 1999 г. или поддержке грузинской авантюры в Южной Осетии в 2008 г. Но не только. По большому счету нас в Брюсселе и не ждали. Известно, например, выражение президента Чехии Вацлава Гавела, смысл которого сводился к тому, что Россия никогда не будет принята в натовское сообщество, даже если этого и захочет. «Россия не должна вступать в альянс, – заявил в 2002 г. этот «младонатовец». – Россия – евроазиатская страна с собственной идиосинкразией» (!?).

В феврале 2006 г. тогдашний министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что «Россия не думает подавать заявку на вступление в НАТО». Таким был ответ на приглашение сделать это в целях стабилизации ситуации на Кавказе, прозвучавшее из уст министра обороны Германии. С.Иванов оценил блок как представляющий опасность для нашей страны, если он и далее будет развиваться «как военная организация».

Самым последним обращением к теме со стороны высшей российской власти стало заявление Дмитрия Медведева в ноябре 2008 г. о готовности рассмотреть предложения о любых формах сотрудничества с НАТО, если это поможет стабильности в мире. «Я не знаю, насколько легко сейчас анализировать присоединение России к НАТО, – сказал глава российского государства. – Думаю, что ситуация пока к этому не вполне располагает, но есть известное выражение: "Никогда не говори "никогда"».

Представляется, что эта сентенция носила сугубо дипломатический характер и не должна питать иллюзии тех, кто, подобно помощнику госсекретаря США, надеется «осчастливить» Россию перспективой вступления в НАТО, да еще и заставить ее соответствовать неким «критериям».

Да и с какой радости нашей стране присоединяться к блоку, который все 60 лет существования декларирует трансформацию в «инструмент международной безопасности», а на деле играет роль дубинки Запада?

В свое время первый генеральный секретарь альянса британский лорд Г. Исмей афористично сформулировал назначение возглавляемой им организации: «Keep the Russians out, the Americans in, and Germans down». Лорд, таким образом, без обиняков заявил, что НАТО создано для решения трех основных задач: не допускать Россию в Европу, обеспечивать в ней американское присутствие и сдерживать Германию. Разве по большому счету с того момента что-то изменилось?

В мире – да, многое изменилось, а в политике блока по отношению к нашей стране ничуть. Просто, если, начиная с 50-х годов прошлого века, НАТО военными средствами реализовывал внешнеполитические доктрины «отбрасывания», ««массированного возмездия», «сдерживания», «гибкого реагирования» в отношении СССР и соцлагеря, то с 90-х годов «сдерживание коммунизма» уступило место сдерживанию новой России, стремлению воспрепятствовать процессу обретения ею статуса великой державы, свести к минимуму ее геополитическое влияние на постсоветском пространстве, и, если удастся, загнать в границы Московии ХVII века.

В отличие от ОВД, НАТО не пошла на самороспуск. Наоборот, за 15 лет альянс пережил пять (!) волн расширения. И это несмотря на то, что США, Великобритания, ФРГ, а также руководители НАТО в свое время неоднократно брали на себя обязательство после объединения Германии и роспуска ОВД не расширять пространство альянса на восток, не наращивать военный потенциал за счет стран Центральной и Восточной Европы.

Чтобы оправдать дальнейшее существование НАТО, в начале 90-х годов его руководством был сформулирован тезис о том, что альянс будет кардинально реформирован в связи с новой глобальной целью – переходом к более активным действиям по «распространению демократии и политического либерализма». Соответственно расширялся спектр задач НАТО, главными из которых стали «кризисное реагирование» и «миротворчество». Это давало «законные» основания для вмешательства в дела суверенных государств в том случае, если тот или иной политический режим (как в случае со С. Милошевичем или С. Хусейном) представлялся недемократичным.

Мир многократно убеждался, что к «демократии» этот процесс не имеет ни малейшего касательства. Он представляет собой не что иное, как передел зон геополитического влияния в центре и на востоке Европы, а также на всем постсоветском пространстве и вытеснение оттуда Москвы.

Если бы Североатлантический альянс, создававшийся для военного противоборства с СССР как с геополитическим противником, не продолжал считать таковым и РФ, он давно был бы распущен. Единственным доказательством невраждебности намерений руководства НАТО в отношении России может быть только самороспуск альянса. Но до этого вряд ли дойдёт. Отказ Вашингтона и Брюсселя от обсуждения такой постановки вопроса – вернейшее свидетельство того, что угроза со стороны североатлантического Запада была и остаётся главной военной угрозой безопасности и России советской, и России демократической. И неважно, к каким ссылкам на появление новых опасностей (глобальный терроризм, ракетная угроза со стороны Ирана и Северной Кореи и т.п.) прибегают западные руководители, обосновывая необходимость сохранение военно-блоковой структуры.

Почему все же периодически всплывает вопрос о возможном присоединении нашей страны к НАТО? Что заставило ту же американскую администрацию вновь вернуться к изрядно затертому сюжету? Одни считают, что Вашингтон хотел бы в очередной раз развеять опасения российского руководства относительно враждебности НАТО, другие утверждают, что приглашение РФ в альянс «есть не столько игра с Россией, сколько элемент большой игры с Китаем и в меньшей степени – с ЕС».

Думается, в Государственном департаменте США нет наивных людей, которые надеялись бы несколькими успокоительными заявлениями убедить российскую сторону в том, что приближение НАТО к границам РФ для неё самой угрозы не представляет. Возможно, такого рода акции должны придать Бараку Обаме дополнительный вес в глазах Конгресса.

Разумеется, Вашингтон не упустит и возможности использовать перспективу установления более прочных связей с Москвой (неважно, насколько такая перспектива реальна) в качестве разменной монеты на международной арене. Бесспорно, в интересах США не допустить также сближения РФ с Китаем и, наоборот, потеснее привязать Россию к натовским программам в том же Афганистане (напомним, что в ходе визита Б. Обамы в Москву было достигнуто соглашение о транзите военных грузов НАТО через территорию РФ).

Однако ответ на вопрос, нужно ли России вступать в альянс с перспективой утраты внешнеполитической самостоятельности, абсолютно однозначен. Нет и еще раз нет! Вместе с тем мы – реалисты и понимаем, что НАТО – важный фактор международных отношений и работать с этим военным блоком надо. Но как?

Сегодня Москва, как представляется, избрала перспективный алгоритм действий. На первой встрече постоянного представителя РФ при НАТО Дмитрия Рогозина с новым генеральным секретарем альянса Андерсом Фогом Расмуссеном был поставлен вопрос о преобразовании Совета Россия – НАТО из своеобразного брифингового центра, где стороны лишь информируют о своих позициях, в механизм достижения единой позиции по основным проблемам мировой политики. Важно, чтобы Совет не замалчивал имеющиеся разногласия, а научился бы, как заметил Д.Рогозин, «без лишних эмоций эти разногласия анализировать, обсуждать и преодолевать».

Итак – сотрудничать с НАТО, строго и принципиально отстаивая собственные интересы. И уж, никак, вопреки желанию прозападной части российской политической элиты, не бросаться в объятия альянса с риском быть задушенными.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.