Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общие условия установления налогов и сборов. Элементы юридического состава налога.



Общие условия установления налогов и сборов:

НК РФ Статья 17. Общие условия установления налогов и сборов:

1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

· объект налогообложения;

· налоговая база;

· налоговый период;

· налоговая ставка;

· порядок исчисления налога;

· порядок и сроки уплаты налога.

2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Элементы юридического состава налога (См. так же ст. 17 НК РФ):

К элементам юридического состава согласно налогового кодекса относится:

Совокупность элементов юридического состава налога устанавливает обязанность плательщика по уплате налога. Выделяют существенные элементы и факультативные элементы.

Существенные (или сущностные) элементы — элементы юридического состава налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

Ст. 17 НК РФ закрепляет следующее:

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения
  • налоговая база
  • налоговый период
  • налоговая ставка
  • порядок исчисления налога
  • порядок и сроки уплаты налога

Факультативные элементы — элементы, отсутствие которых не влияет на определённость налога. К факультативным п. 2 ст. 17 НК РФ относит:

  • налоговые льготы
  • основания для их использования

Дополнительно (Более подробно):

  1. Субъект налогообложения - налогоплательщик - это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. Все субъекты делятся на:
    • юридические лица
    • физические лица

Также субъекты делятся:

    • резиденты - имеющие постоянное место пребывания в РФ, имеют полную налоговую обязанность
    • нерезиденты - не имеющие постоянное место пребывания в РФ, имеют частичную налоговую обязанность
  1. Объект налогообложения - юридические факты, действия, события, состояния, с которым связана обязанность субъекта заплатить налог (получение дохода, владение имуществом и т.д.);
  2. Налоговая база - это стоимостные физические или иные характеристики объекта налогообложения. НБ является основой налога, поскольку именно к ней применяется ставка налога, по которой рассчитывается его конечная сумма.
  3. Налоговый период - это период времени, календарный или иной, по окончании которого определяется налоговая база и рассчитывается сумма налога, подлежащая уплате. Налоговые периоды делятся на различные виды.
  4. Налоговая ставка - это величина налоговых исчислений на единицу измерения налоговой базы.
    Виды ставок:
    • Адвалорная - это процентная ставка, когда налог устанавливается в % к налоговой базе;
    • Специфическая - исчисление налоа в определенной сумме ( акцизы);
    • Комбинированная - сочетающая в себе адвалорную и специфическую;
    • Пропорциональная - это единый %, применяемый ко всему объекту обложения;
    • Прогрессивная - ставка увеличивается по мере роста объекта налогообложения:
      • простая - возросшая ставка применяется ко всему объекту обложения
      • сложная - объект налогообложения делится на части и каждая часть облагается по своей ставке
    • Регрессивная - уменьшаются по мере роста объекта налогообложения (единый социальный налог был);

6. Порядок исчисления- согласно действующему НК налогоплательщик самостоятельно рассчитывает сумму налога, однако в некоторых случаях расчет налога возложен на налоговые органы ( налог на транспортные средства). Рассчитывается налог с использование двух систем расчета налога: ñ кумулятивная - это система определения объекта при которой налоговая база определяется нарастающим итогом (НДФЛ, налог на прибыль). ñ не кумулятивная- это система обложения по частям (НДС); 7. Порядок уплаты-это различные приемы и способы внесения налогоплательщиком или налоговым агентом сумм налога в бюджеты разных уровней. Для того, чтобы правильно определить способ уплаты необходимо ответить на вопросы: ñ направление платежа (бюджет или внебюджетный фонд) ñ средства валюты ; ñ форма платежа (наличная, безналичная); 8. Сроки уплаты-

Налоги могут уплачиваться следующими способами:

1. Декларационный- документ, в котором плательщик производит расчет дохода и налога с этого дохода; 2. Кадастровый- налог рассчитывается и уплачивается по дифференциации (транспортный налог) 3. "У источника"- у работодателя , то есть налог уплачивает , та организация , которая платит зар. плату ( налоговый агент)

Налоговые льготы - преференции и преимущества, предоставляемые определенным категориям налогоплательщиков, по сравнению с другими налогоплательщиками:

  1. льготы-изъятия
  2. льготы-скидки
  3. льготы-освобождения

*Налоговая система - это совокупность существенных условий налогообложения и система налогов и сборов РФ.

Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Правовой статус обособленных подразделений организации. Консолидированная группа налогоплательщиков. Представительство в налоговых правоотношениях.

Налогоплательщики и плательщики сборов:

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений (ст. 19 НК РФ).

Н. Агенты:

Налоговый агент — это лицо в российском налоговом законодательстве, на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет.

В отличие от налогоплательщика, на налогового агента формально не возложена обязанность по уплате налога с его собственных доходов и за счёт его собственных средств. Налоговый агент лишь обязан исчислить (рассчитать) сумму налога, подлежащего уплате при осуществлении определённой операции, удержать её (то есть не выплачивать) при выплате денежных средств, причитающихся какому-либо лицу, а также перечислить указанную сумму в бюджет.

При необходимости аккумуляции финансовых средств у большого количества налогоплательщиков (как, например, при сборе НДФЛ у физических лиц) целесообразно встраивание в цепочку дополнительного субъекта (налогового агента), обладающего в части сбора налоговых платежей расширенными полномочиями (например, не только обязанностями по приему, но и по исчислению и удержанию соответствующих сумм). Так, к примеру, в России налоговые агенты осуществляют функции не только по перечислению налоговых платежей, но и исчисляют их размер и удерживают соответствующую сумму при выплате налогоплательщику.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те организации и физических лиц, которые являются источником выплаты доходов налогоплательщику. Лицо получает статус налогового агента только для исполнения конкретных обязанностей по исчислению и уплате налога. При этом в разных налоговых отношениях одно и то же лицо может выступать как в роли налогового агента, так и налогоплательщика и плательщика сборов.

Налоговыми агентами признаются также российские организации, выплачивающие доходы иностранным организациям от источников в Российской Федерации, на которых в соответствии со ст. 310 части второй НК возлагается обязанность исчислить и удержать налог с таких доходов при каждой их выплате.

Лицо не вправе отказаться от статуса налогового агента, не отказавшись одновременно и от соответствующей функции по перечислению и выплате доходов налогоплательщику.

Правовой статус обособленных подразделений организации:

Существует два вида обособленных подразделений юридических лиц. В соответствии с п.1 ст.55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Пункт 2 ст.55 ГК РФ говорит о том, что филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

При этом представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Полномочия руководителя филиала определены в доверенности, на основании которой он действует; выход за пределы этих полномочий не допускается. Сделка, совершенная руководителем филиала в превышение его полномочий, может быть признана судом недействительной (ст.174 ГК РФ).

Представительства и филиалы в обязательном порядке должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (ч.3 п.3 ст.55 ГК РФ); в случае если состав или количество обособленных подразделений юридического лица изменяется, в его учредительные документы должны быть внесены соответствующие изменения.

Таким образом, основной гражданско — правовой характеристикой обособленного подразделения юридического лица является формальное закрепление его статуса в учредительных документах юридического лица. Другими словами, если юридическое лицо имеет намерение создать обособленное подразделение вне места своего нахождения, оно может внести соответствующие изменения в свои учредительные документы, отразив в них наличие обособленного подразделения, однако это обособленное подразделение может так и не начать свою деятельность в связи с различными причинами. В этом случае обособленное подразделение будет считаться созданным с точки зрения ГК РФ, а также иных нормативных актов гражданского законодательства.

В части первой НК РФ содержится совершенно иное определение обособленного подразделения юридического лица. В соответствии с абз.18 п.2 ст.11 части первой НК РФ обособленное подразделение организации — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно — распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Как видим, наличие каких бы то ни было внутренних документов, регулирующих деятельность обособленного подразделения организации (юридического лица), совершенно не обязательно для признания его таковым с точки зрения налогового законодательства. Более того, в соответствии с абз.16 п.2 ст.11 части первой НК РФ местом нахождения обособленного подразделения российской организации является место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение. Деятельность обособленного подразделения считается деятельностью организации (юридического лица) в целом, однако основной акцент делается на то, что обособленное подразделение организации считается созданным, если эта организация осуществляет деятельность вне места своего нахождения, указанного в учредительных документах, посредством создания стационарных рабочих мест. При этом определения рабочего места в законодательстве не содержится, поэтому стационарным рабочим местом может быть признано любое помещение, производственная мощность и иные объекты, с помощью которых можно осуществлять ту или иную деятельность в течение более чем одного месяца.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что определения обособленного подразделения юридического лица, данные в гражданском и налоговом законодательстве, отличаются настолько, что возможна такая ситуация, когда в учредительных документах юридического лица указаны определенные обособленные подразделения, но по месту их нахождения не осуществляется никакой деятельности и не создано стационарных рабочих мест, в силу чего они не признаются обособленными подразделениями с точки зрения налогового законодательства.

Консолидированная группа налогоплательщиков:

*С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 21.11.2011 № 321-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков». Введение в действие института консолидации непосредственно связано с внесением изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, направленных на совершенствование системы противодействия трансфертному ценообразованию.

(Определение):

Консолидированной группой налогоплательщиков (далее — группа) признается добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций без создания юридического лица на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков для исчисления и уплаты налога на прибыль с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков.

Обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций по группе в соответствии с договором возлагаются на ответственного участника группы, который в правоотношениях осуществляет те же права и несет те же обязанности, что и налогоплательщики налога на прибыль организаций. Документом, подтверждающим полномочия ответственного участника группы, является договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков, заключенный в соответствии с НК РФ и гражданским законодательством Российской Федерации.

Представительство в налоговых правоотношениях:

Представительство в налоговых правоотношениях – это юридические действия, совершаемые налоговым представителем, полномочия которого должны быть документально подтверждены, от имени представляемого субъекта в пределах его полномочий, которые создают, изменяют или прекращают налоговые права и обязанности представляемого.

Налоговый кодекс РФ допускает совместное участие представителя и налогоплательщика в налоговых правоотношениях.

Признаки института представительства:

  • представитель оказывает юридическое содействие представляемому в приобретении и реализации субъективных прав и обязанностей последнего в его отношениях с третьими лицами, и такое содействие осуществляется в интересах представляемого;
  • возможность, содержание и пределы указанного содействия определяются субъективным правом представителя (полномочием);
  • в процессе осуществления полномочия представитель действует по отношению к третьим лицам;
  • в результате осуществления полномочий для представителя не возникает правовых последствий по отношению к третьим лицам.

Институт представительства в налоговом праве имеет свою специфику, которая определяется, прежде всего, императивным методом регулирования налоговых отношений.

Институт представительства в налоговых правоотношениях делится на два вида:

  • законное представительство;
  • уполномоченное представительство.

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются в соответствии с гражданским законодательством его родители, усыновители или опекуны.

Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия (ст.ст. 31 — 40 ГК РФ), на что также указано в письме Минфина России от 01.08.2012 №03-02-08/71.

Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Относительно налогоплательщиков — юридических лиц следует учитывать п.п. «л» п. 1 ст. 5 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которому в ЕГРЮЛ содержатся фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

В письме Минфина России от 16.02.2011 №03-02-07/1-49 отмечалось, что единоличный исполнительный орган управляющего вправе подписывать налоговые декларации (расчеты) управляемых обществ без доверенности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.