Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Раздел I. Концепции глобализации в современной историографии



Споры в среде ученых о природе процесса глобализации и подходах к проблеме продолжаются достаточно длительное время. Единого подхода нет даже к этимологии этого слова, например, В. Кузнецов считает, что глобализация произошла от английского слова «Globe»-земной шар. A Арсеенко говорит о французском термине «Global»-всемирный.

Всестороннее научное осмысление этого явления началось примерно 30 лет назад в 70-х гг. Попытки описания и осмысления процессов глобализации предпринимались с позиций различных наук: от экономики до политологии, но в настоящее время не существует единой концепции, позволяющей определить, что такое «глобализация». Сам термин является своего рода метафорой, условным обозначениям, сконструированным для определения процессов, происходящих в мире. Соответственно существует множество определений и характеристик глобализации, причем достаточно часто противоречащих друг другу. Наиболее обобщенным представлением о глобализации служат представления об объединяющейся и интегрирующейся земной цивилизации, которая охватывает все земное и околоземное пространство и преодолевает различного рода границы, будь то границы культур, государств, социальных неравенств, а также и расстояния в чисто физическом смысле.

Первыми о глобализации заговорили американцы: ввел его в 1981 г. американский социолог Дж. Маклин, призвав «понять исторический процесс усиления глобализации социальных отношений и дать ему объяснение». Хотя есть иные данные: некоторые ученые считают, что впервые термин «глобализация» употребил Т. Левитт в статье, опубликованной в «Гарвард бизнес ревю» в 1983 г., и обозначил этим понятием феномен слияния рынков отдельных продуктов, производимых крупными многонациональными корпорациями (МНК) [23;13]. В течение 80-х гг. этот термин стал пользоваться широкой популярностью в научных кругах. Однако главным популяризатором его стал японец К. Омэ, опубликовавший в 1990 г. книгу «Мир без границ». Он полагал, что мировая экономика определяется взаимозависимостью трех центров «Триады» (ЕС, США, Япония) и говорил о становлении нового экономического порядка с новыми субъектами [23;13]. Тем не менее, на данном этапе не сформировалось единого мнения ученых по поводу глобализации, а разностороннее рассмотрение процесса глобализации привело к возникновению большого числа глобализационных концепций.

П. Бродель и Д. Дельфюс трактуют глобализацию как один из этапов развития именно капиталистической системы. И. Валлерстайн полагает, что она длится уже 500 лет и охватывает историю всей «капиталистической мир-экономики». Большинство исследователей разделяют точку зрения относительно многомерности и хронологической длительности процесса глобализации, который только на исходе ХХ века проявляется наиболее полно и зримо. В качестве важнейших этапов этого процесса обычно выделяют следующие периоды исторического развития европейского и мирового сообщества:

·эпоха Возрождения, как этап своеобразной протоглобализации, обусловивший становление международного рынка, основ правовых отношений между народами, идей гуманизма, способствовавших утверждению единого секуляризированного представления о человеке;

·рубеж XIX-XX веков, когда капиталистическая система хозяйствования происходит в империалистическую фазу и осуществляется реальная интернационализация капиталов;

·середина ХХ столетия, когда итоги второй мировой войны закрепляются в ряде важнейших политико-правовых документов и соглашений, обусловивших фронтальную интеграцию усилий различных стран и регионов мира в политической, экономической и социокультурной сферах (создание ООН в 1944 году, международного валютного фонда - в 1944 году, принятия Всеобщей декларации прав человека в 1948 году и др.);

·последняя треть ХХ века знаменует собой эпоху подлинной глобализации мирового развития, для которой характерны процессы фронтальной транснационализации экономики, создания глобальных финансовых и торговых сетей и корпораций, интенсивного развития информационных и коммуникационных технологий, тотальной массовизации и унификации культуры, регионализации мирового сообщества и образования различных союзов и международных объединений.

Реальностью современности стала глобализация, которая в настоящее время представляет собой ведущую тенденцию мирового развития. Процессы глобализации в той или иной степени затрагивают как отдельных индивидов, так и народы, государства, цивилизации. Соответственно, глобализация становится с 90-х годов прошлого века одной из самых модных и обсуждаемых тем в рамках различных общественных наук.

По мнению Валлерстайна, глобализация как теоретическая концепция современности вводит в заблуждение. То, что описывают посредством этого термина, на самом деле происходит уже около 500 лет. Реальной же новацией в траектории современности является вхождение в "век перехода". Плодотворным анализ современного положения в мире, считает Валлерстайн, может быть в рамках двух временных периодов: 1. от 1945 г. до наших дней; 2. Примерно от 1450 г. также до наших дней. Период после 1945 г. - это долгий Кондратьевский цикл, его А-фаза (подъем) длилась до 1967-1976 гг. затем наступила Б-фаза (спад). Экономические и политические процессы минувших 50 лет вполне укладываются в эти концептуальные рамки. Период же после 1450 г. - это история всей капиталистической мировой экономики. Все ее вековые тренды подходят в настоящее время к критическим точкам. Все это подтверждают конкретные факты: долгосрочная тенденция роста уровней заработной платы, стоимости материальных составляющих производства, налогообложения предпринимателей.

Сочетание этих трендов, заключает Валлерстайн, создает пределы возможного накопления капитала. К тому же, вся история антисистемных движения, их неудачные стратегии привели к серьезному снижению легитимности структур государства, что грозит подрывом политических несущих конструкций существующей мир-системы. Все это вместе взятое говорит о том, что современная мир-система находится в структурном кризисе: Валлерстайн употребляет выражение "терминальный кризис"; она вступила в период хаотичного поведения. Все это неизбежно ведет к системной бифуркции и к переходу к новой структуре, природа которой еще не определилась. Да и в принципе ее определить нельзя, полагает Валлерстайн, поскольку она открыта вмешательству и творчеству людей.

На третьем этапе развития мир-экономики возрастает роль политических процессов. Во-первых, увеличивается роль государств в регулировании экономики. Во-вторых, развивающаяся экономика позволяет укреплять государственные структуры за счет подготовки большого количества чиновников и, в-третьих, формировать постоянные национальные армии, которые, в-четвертых, служат укреплению и внутренней стабильности государств. Укрепление государств и усиление их роли в экономике вызывает рост конкуренции между ними на международной арене, восхождение одних и падение других.

 

Вопреки распространенному мнению, в частности высказывавшемуся З. Бжезинским, окончание холодной войны не означало победу США, а, наоборот, означало конец эпохи американской гегемонии и лидерства. Окончание холодной войны не стало "концом истории", а привело к обострению старых и появлению новых конфликтов. В отличие от С. Хантингтона причины грядущих конфликтов Валлерстайн видит не в цивилизационных, а в экономических факторах. Так, он полагает, что уже в начале XXI в. можно ожидать вызовов или даже прямых нападений государств бедного и отсталого Юга на богатый Север, а также захватнических войн между самими государствами Юга. Но самая главная угроза, которая может исходить от периферии по отношению к ядру мир-системы, - массовая миграция населения с Юга на Север. Современный пролетариат - население стран Юга - хочет не уничтожить капитализм, а жить при капитализме. Поскольку это невозможно на его родине, масса мигрантов из Африки в Азии стремится в благополучные страны Севера. Этот исход уже начался, и он повлечет за собой различные негативные последствия.

Безостановочная миграция будет оказывать отрицательное воздействие на рынок труда развитых стран. Выходцы из стран третьего мира станут быстро растущим резервом дешевой рабочей силы, что повлечет за собой рост безработицы и снизит заработную плату основной массы трудящихся. Все это неизбежно спровоцирует конфликты между коренным населением и мигрантами, имеющими более низкий уровень образования. Наплыв выходцев из стран Юга, неспособных полностью интегрироваться в западное общество, подтолкнет часть вчерашних мигрантов на криминальный путь. Рост уголовной преступности, конфликты национального, социального и религиозного характера повлекут за собой увеличение расходов на обеспечение безопасности. Перераспределение ресурсов из сферы общественного производства и социальных услуг в сферу охраны общественного порядка негативно скажется на уровне жизни основной части населения.

Период мирного развития капиталистической мир-экономики, полагает Валлерстайн, окончен. Дальнейшее расширение политических прав и перераспределение материальных благ поставят под угрозу систему капиталистического накопления. Теперь буржуазия будет опираться только на силу. Решающим поворотом в политике ядра капиталистической мир-экономики Валлерстайн считает войну в Персидском заливе 1991 г., когда Юг открыто выступил против власти Севера на глобальном уровне и проиграл. В будущем Валлерстайн видит три варианта борьбы периферии против центра: светский милитаризм, религиозный фундаментализм и массовую миграцию жителей Юга на Север, не считая, однако, что эти пути ведут к преодолению капитализма.

Валлерстайн предполагает, что нестабильными будут отношения внутри ядра мир-системы. Экономическая конкуренция выявляет в ней три основных центра силы - США, Японию и объединенную Европу. Но в дальнейшем неизбежно объединение США и Японии в один блок, имеющий антиевропейскую направленность. Неизбежным считает Валлерстайн и использование этим блоком Китая для расширения своих возможностей в конкурентной борьбе с европейскими странами. В этой ситуации противовесом альянсу США с Японией и Китаем может стать создание российско-европейского блока. Россия снова будет востребована в ее традиционной роли - центра геополитического и военного могущества.

Спад в экономике наступил, в частности, в 1968 г. Это обстоятельство, по И. Валлерстайну, и послужило началом "всемирной революции".

Мировое сообщество, как видно, "находится перед вступлением в новую эпоху - период дезинтеграции капиталистического мира экономики. Герой либерализма, индивид, не сможет выжить среди распадающихся структур". На первый план выдвигаются темы групповой идентичности. "Основа солидарности многочисленных реальных групп на более высоких уровнях (государство, регион, весь мир) должна быть мягче, более гибкой, более органичной... Потребуются неизмеримые коллективные усилия, чтобы выработать ясную стратегию преобразований". Справедливость подобных утверждений подтверждается тем, что глобализация не подчиняется каким-либо правилам, а парадигма вестернизации предполагает глобально-локальные взаимодействия в виде "вызова и ответа", к ней также трудно применить универсалистский подход. Не случайно поэтому страны и межгосударственные объединения предпочитают действовать по своим сценариям. В частности, в Китае активным содействием глобализации отличаются, во-первых, транснациональные компании; во-вторых, китайские государственные структуры, которые регулируют приток иностранной культуры посредством контроля культурного рынка; в-третьих, представители культурной элиты; в-четвертых, молодежь Китая.

Как указывает И. Валлерстайн, Россия и Китай являются зонами, роль которых в ближайшие десятилетия наименее определена, причем причины одни и те же. Это большие пространства с точки зрения территории и населения, чья потенциальная роль как производителей и потребителей является ключевой для возможности трех основных соперников на геополитической арене (США, ЕС и Японии) реализовать собственные устремления. Как Китай, так и Россия обладает большим военным потенциалом. Обе страны обеспокоены своей способностью удержать целостность центрального правительства перед лицом потенциальных сепаратистских движений.

В заключение отметим, что обозримое будущее, по крайней мере до середины XXI в., Валлерстайн видит в мрачных тонах: конфликты, кризисы на периферии и в центре мир-системы неизбежны, пока существует капиталистическая мир-экономика. Неомарксизм в лице Валлерстайна далек от социального оптимизма, который был характерен для К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина. Но у Валлерстайна можно найти суждения и выводы, схожие с классическим марксизмом. Так, он сохраняет веру в возможность революционного переустройства мира, правда, относя ее к неопределенно далекому будущему и считая, что она будет обусловлена появлением новых антисистемных сил, способных бросить вызов господствующей капиталистической мир-экономике.

Ф. Бродель говорит о возникновении этого процесса как одного из этапов развития мирового капитализма.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.