Масштабное реформирование гражданского законодательства, осуществляемое на основе Указа Президента РФ от 18.07.2008 №1108 «О совершенствовании гражданского кодекса Российской Федерации»[1] существенно модернизирует институт юридических лиц, включая их систематику.
И в Концепции развития гражданского законодательства (далее – Концепция), и в проекте Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ" (далее – Проект ГК РФ)[2] подтверждается целесообразность сохранения закрепленного ст.50 ГК РФ деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. В целях последовательного обеспечения такой классификации предполагается закрепление правила, исключающего возможность преобразования коммерческих организаций в некоммерческие и наоборот (абз.3 п.1 ст.57 Проекта ГК РФ).
С другой стороны, прослеживается тенденция к определенному сближению статуса коммерческих и некоммерческих организаций. Так, некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление доходоприносящей деятельности в соответствии с абз.2 п.4 ст.50 Проекта ГК РФ обязывается иметь обособленное имущество, на которое может быть обращено взыскание по её обязательствам в размере не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для общества с ограниченной ответственностью. Введение данной нормы, имеющей целью гарантирование имущественных интересов кредиторов некоммерческих организаций в сфере предпринимательских отношений, представляется вполне обоснованным.
Изменениями подвергается и классификация юридических лиц по организационно-правовым формам, которая представляет собой упразднение или добавление их отдельных разновидностей.[3] По отношению к некоммерческим юридическим лицам впервые вводится принцип закрытого перечня – принцип numerus clausus. В настоящее время в российском законодательстве содержится значительное количество федеральных законов, предусматривающих различные организационно-правовые формы некоммерческих организаций. Введение принципа закрытого перечня подтверждается императивностью нормы п.2 ст. 48 Проекта ГК РФ – требованием их обязательной государственной регистрации в едином государственном реестре юридических лиц только в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных Проектом ГК РФ. В их числе: потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации и союзы граждан и (или) юридических лиц, общественные, благотворительные и иные фонды, государственные, муниципальные и местные учреждения, религиозные организации.
Из перечня организационно-правовых форм коммерческих организаций предполагается исключить общество с дополнительной ответственностью и акционерное общество работников (народное предприятие) как практически не востребованное в предпринимательской деятельности; закрытое акционерное общество, которое не оправдало себя и дублирует общество с ограниченной ответственностью.
Главным направлением развития системы юридических лиц, согласно Проекта ГК РФ (ст.65.1) является их деление на корпорации и унитарные организации, основанные на критерии организационной структуры юридического лица. Юридические лица, учредители (участники, члены), которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью (правом членства), признаются корпоративными организациями (корпорациями), а юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства - унитарными организациями. С учетом целей деятельности и корпорирования и унитарные юридические лица могут быть как коммерческими, так и некоммерческими организациями.
Таким образом, система юридических лиц в Проекте ГК РФ объединяет:
корпоративные организации – хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации и союзы;
унитарные организации – государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, религиозные организации.
В заключение подчеркнем, что в Концепции и Проекте ГК РФ одновременно предполагается ужесточение требований к созданию, государственной регистрации, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также к имущественной ответственности их учредителей (участников) и органов.
[1] Указ Президента РФ от 18.07.2008 № 1108 «О совершенствовании гражданского кодекса РФ»
[2] Данный документ является проектом Федерального закона, принятым Государственной Думой ФС РФ в первом чтении (27 апреля 2012 года).
[3] Классификация юридических лиц //Практический журнал Юрист компании, №3, март 2011