Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Виды юридических лиц: новеллы проекта ГК РФ

Студентка 2 курса

юридического факультета ЮФУ

Аралина Е.С.

Научный руководитель:

Бакаева И.В.,к. ю. н., доцент

Масштабное реформирование гражданского законодательства, осуществляемое на основе Указа Президента РФ от 18.07.2008 №1108 «О совершенствовании гражданского кодекса Российской Федерации»[1] существенно модернизирует институт юридических лиц, включая их систематику.

И в Концепции развития гражданского законодательства (далее – Концепция), и в проекте Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ" (далее – Проект ГК РФ)[2] подтверждается целесообразность сохранения закрепленного ст.50 ГК РФ деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. В целях последовательного обеспечения такой классификации предполагается закрепление правила, исключающего возможность преобразования коммерческих организаций в некоммерческие и наоборот (абз.3 п.1 ст.57 Проекта ГК РФ).

С другой стороны, прослеживается тенденция к определенному сближению статуса коммерческих и некоммерческих организаций. Так, некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление доходоприносящей деятельности в соответствии с абз.2 п.4 ст.50 Проекта ГК РФ обязывается иметь обособленное имущество, на которое может быть обращено взыскание по её обязательствам в размере не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для общества с ограниченной ответственностью. Введение данной нормы, имеющей целью гарантирование имущественных интересов кредиторов некоммерческих организаций в сфере предпринимательских отношений, представляется вполне обоснованным.

Изменениями подвергается и классификация юридических лиц по организационно-правовым формам, которая представляет собой упразднение или добавление их отдельных разновидностей.[3] По отношению к некоммерческим юридическим лицам впервые вводится принцип закрытого перечня – принцип numerus clausus. В настоящее время в российском законодательстве содержится значительное количество федеральных законов, предусматривающих различные организационно-правовые формы некоммерческих организаций. Введение принципа закрытого перечня подтверждается императивностью нормы п.2 ст. 48 Проекта ГК РФ – требованием их обязательной государственной регистрации в едином государственном реестре юридических лиц только в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных Проектом ГК РФ. В их числе: потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации и союзы граждан и (или) юридических лиц, общественные, благотворительные и иные фонды, государственные, муниципальные и местные учреждения, религиозные организации.

Из перечня организационно-правовых форм коммерческих организаций предполагается исключить общество с дополнительной ответственностью и акционерное общество работников (народное предприятие) как практически не востребованное в предпринимательской деятельности; закрытое акционерное общество, которое не оправдало себя и дублирует общество с ограниченной ответственностью.

Главным направлением развития системы юридических лиц, согласно Проекта ГК РФ (ст.65.1) является их деление на корпорации и унитарные организации, основанные на критерии организационной структуры юридического лица. Юридические лица, учредители (участники, члены), которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью (правом членства), признаются корпоративными организациями (корпорациями), а юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства - унитарными организациями. С учетом целей деятельности и корпорирования и унитарные юридические лица могут быть как коммерческими, так и некоммерческими организациями.

Таким образом, система юридических лиц в Проекте ГК РФ объединяет:

корпоративные организации – хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации и союзы;

унитарные организации – государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, религиозные организации.

В заключение подчеркнем, что в Концепции и Проекте ГК РФ одновременно предполагается ужесточение требований к созданию, государственной регистрации, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также к имущественной ответственности их учредителей (участников) и органов.

 


[1] Указ Президента РФ от 18.07.2008 № 1108 «О совершенствовании гражданского кодекса РФ»

[2] Данный документ является проектом Федерального закона, принятым Государственной Думой ФС РФ в первом чтении (27 апреля 2012 года).

[3] Классификация юридических лиц //Практический журнал Юрист компании, №3, март 2011

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.