Когда произошло заселение славянами белорусских земель?
Ранее отмечалось, что к VI – VII вв. на большей части территории Беларуси преобладала балтское населения. Славяне в это время жили компактно, сплошным массивом только в бассейне Припяти, в основном к югу от нее. Основным типом славянских поселений были поселения (неукрепленные населенные пункты), а типом жилья – полуземлянка.
В 6 – VII вв. началось проникновение славян в балтский ареал. У балтов появляются полземлянки с печами-каменками, каменные жернова, железные ножи и другие славянские вещи, орудия труда.
В VIII – IX вв. происходит массовое расселение славян в балтском ареале на территории Беларуси – сначала в верхнем течении рек Случь и Ареса, на правом берегу Днепра, потом на Березине. В курганах найдены захоронения по славянскому обряду путем сжигания тела, а так же славянская керамика. Заселение шло из южной части Припятскога бассейна. Славяне проникли в Поднепровье и Подвинье в IX в., А к X в. они расселились в Верхнем Понемонье. Более того, часть балтского населения была ассимилированы, вторая – уничтожена или вытеснена на Северо-запад, в Прибалтику, где приняла участие в формировании этнических литовцев и латышей. Третья часть балтского населения продолжала жить на своих бывших местах. Ассимиляция этой части балтов славянами на территории Беларуси продолжалось до XII – XIII вв. и даже позже.
В результате славяно-балтского синтеза в VIII – X вв. возникли новые этнические славянские общества, которые часто упоминаются в средневековых письменных источниках. Это – дреговичи, радимичи, кривичи.
Дреговичи занимали большую часть Южной и значительную часть Средней Беларуси. В «Повести временных лет» отмечается, что они жили между Припятью и Западной Двиной. В их культуре преобладали славянские элементы. Язык был славянской. Однако в их тогдашней культуре зафиксированы и балтские элементы – спиральные перстни, змееголовыя браслеты, подковообразные пряжки. К балтским истокам относится обычай погребения покойников в деревянных гробах-теремах.
Смешанное происхождение дреговичей в результате славяно-балтского синтеза зафиксировано и в названии этого сообщества. Корень ее, видимо, балтский. В литовском языке есть много слов с этим корнем (drёgnas – сырой, влажный), которые отражают одну из особенностей местности, где осели дреговичи, а именно влажность, заболоченность земли в Поречье Припяти.
Позже к основе было добавлено славянское «-ичи». Таким образом, термин «дреговичи» представляет собой славянизированное название бывшей, дословянскай формы, которая означала группу балтского населения в соответствии с особенностью территории проживания. С географической особенностью территории дреговичей связано и происхождение слова «трясины» в белорусском языке, что в переводе на русский означает «трясина».
Радимичи, по сведениям из «Повести временных лет», занимали земли между Днепром и Десной. Основной ареал их расселения – бассейн р. Сож. Как и дреговичи, радимичи сформировались в результате смешения славянского и балтского населения, ассимиляции последнего. В культуре преобладали славянские элементы. Язык был славянский. Вместе с тем в археологических памятниках отмечены и балтские элементы: шейные гривны, браслеты со стилизованными змеиным головами, лучевые пряжки.
Летописная легенда о происхождении радимичей от мифической личностиРадзима отражает, на наш взгляд, скорее всего библейский взгляд автора этой легенды, чем существование истинного человека. Здесь мы встречаемся с примером мифотворчества. По мнению ряда авторов (Н. Пилипенко, Г. Хабургаев),термин «радимичи» обнаруживает близость с балтским термином «пребывание».
Кривичи занимали север Беларуси и соседние районы Подвинья и подднепровья (Псковщину и Смоленщину). Они жили в верховьях рек – Западной Двины, Днепра и Ловати и были наибольшим многочисленным восточнославянским населением. Культура кривичей делилась на две большие группы: полоцко-Смоленскую и Псковскую.
В этническом облике преобладали славянские черты. Язык был славянский. К балтским элементам в культуре кривичей нужно отнести браслеты со змеиными головами, спиральные перстни, гривны балтского типа и т.д.
Что касается названия «кривичи», то существует несколько гипотез. Одни ученые (историк В. Ластовский) выводят название «кривичи» от слова «кровь»; тогда ее можно понимать как «родственники по крови», «кровные». Известный историк С. М. Соловьев утверждал, что название «кривичи» связана с характером местности, которую занимало это сообщество (увалисто, неровная – кривизна). Большая группа ученых (археолог П. Н. Третьяков, историк Б. А. Рыбаков, белорусский филолог и историк М. И. Ермолович) утверждают, что в названии «кривичи» сохранилось имя языческого первосвященника Крыва-Крывейты.