Возникновение этого союза, если доверять сведениям Иордана о князе Боже, произошло ещё до IV века. Историки ссылаются, в частности, на упоминание антов в керченской надписи III века, доказывая этот тезис. Скорее всего, это т союз возник под влиянием контактов славян с готами,скифами и фракийцами в ареале черняховской культуры. Однако, гуннское нашествие, приведшее к упадку данной культуры, затормозило развитие антов, поставив их под влияние или даже под власть гуннов вплоть до середины V века.
Управление союзом
Управление союзом осуществлял совет антов. Прокопий Кесарийский пишет: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим»[3]. Таким образом, союзное вече обладало огромной властной силой над всеми антами. Веча собирались в особых местах. Например, у полян таким местом был Киев, где находился языческий храм. Принятое в Киеве решение было обязательным для всех «родов» полян. В летописи имеется упоминание о «градских старцах», которые принимали решения на городских вечах у полян и древлян в X веке.
Социальная структура
Основной ячейкой общества у славян являлась община, называемая в летописи «род». Судя по характеру жилищ и поселений, община состояла из семей, которые включали лишь ближайших родственников. Семейные обычаи у разных племен различались. Упоминаемые византийцами семейные порядки, похожи на обычаи полян, описанные «Повестью временных лет. Основным занятием общинников было земледелие. Ремесло носило домашний характер.
Из общины выделяется слой воинов-профессионалов («вои»), которые в летнее время занимались военными набегами на Византию и другие территории с целью грабежа и захвата рабов. Воины объединялись в небольше отряды по несколько сот человек («дружины»), которые, соединяясь, могли образовывать армии до 1-2 тысяч человек. Во главе отрядов стояли вожди (князья и «воеводы»), обладавшие особым авторитетом («славой»), гибель которых во время боя повергала воинов в панику. Находок захоронений военной знати антов практически нет, однако имеются находки кладов с монетами, золотой и серебряной утварью, награбленной во время походов. Вооружение воинов было легким: щит с кожаным ремнем для ношения и копьё, а также стрелы с ядом и сулицы для метания. Доспехи упомянуты лишь однажды. Упоминаются также и мечи, но, надо полагать, они были оружием небольшой верхушки воинов и археологически не засвидетельствованы. Племенные ополчения могли достигать значительных размеров и использовались для защиты от набегов и при переселении на новые территории, а также во время похода 626 года на Константинополь, когда среди убитых были обнаружены и женщины. Анты считались сильнейшим славянским племенем. Антские воины служили в армии Византии, участвовали в морских походах на лодках-однодеревках.
У антов имелись рабы. Их численность иногда доходила до десятков и даже сотен тысяч. Основную массу рабов составляли пленные, другим источником рабства была купля-продажа. Среди рабов были как византийцы, так и славяне, однако ант у анта рабом быть не мог и освобождался, если таковой оказывался среди рабов, по прибытию на родину. Рабы были заняты в войне, домашнем хозяйстве и, как показывают исследования археологов, в ремесле. Главной целью порабощения соседей для антов было получение выкупа за пленных или их продажа. Такое рабство носило временный характер и через некоторое время раб становился «свободным», то есть членом общины.
Заключение
У славян того времени еще не было своих летописцев, это вызывает большие трудности в изучении древнеславянской истории, но, к счастью эту роль выполняли соседи наших предков (византийцы, народы Западной Европы, арабы и др.). Именно по этим источникам мы собираем по крупицам историческую картину, по которой выясняется рождение и развитие наших давних предках, впоследствии приведших к появлению Древнерусского государства, а затем и нас самих.
Наша работа позволила установить, что западноевропейские и византийские источники дают возможность реконструировать общественный строй, систему управления, образ жизни и занятия предков славян, которые в этих источниках названы антами, венедами или склавинами. Соотнеся полученную информацию с данными археологии и лингвистики, мы можем выделить в Восточной Европе тот ареал, который можно считать преимущественно славянским.
Поскольку наша работа должна помочь старшеклассникам расширить их знания о раннем периоде отечественной истории, мы прилагаем к ней отрывки из произведений византийских авторов, содержащие наиболее полную информацию о предках славян.
Список использованной литературы
1. Вернадский Г. В. Древняя Русь. – Тверь - М.: 1996.
2. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. - Спб.: Алетейя. 1997.
3. Казаков В. С. Мир славянских богов. – Москва – Калуга: Русская Правда, 2002.- 159 с.
4. Очерки истории культуры славян. – М.: Индрик, 1996.
5. Пигулевская Н. Византия и славяне (Лекция, прочитанная 23 декабря 1944 г в Казани в Государственном университете им. В. И. Ульянова-Ленина)
6. Седов В. В. Этногенез ранних славян // Вестник РАН. — 2003. — Т. 73. — № 7. — С. 594—605.
7. Хрестоматия по истории СССР. Том I. C древнейших времен до конца XVII века / под ред. В. И. Лебедева, М. Н. Тихомирова, В. Е. Сыроечковского. - М., 1951. - С. 16-17, 18 – 24.