Одним из виднейших представителей экономической мысли XVII в. стал Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605—1680). Незаурядный государственный деятель и экономист, убежденный апологет абсолютизма основную причину отсталости России видел в чрезмерной эксплуатации народа. Отрицал чисто фискальное понимание экономической роли государства. Его взгляды на торговлю как на важнейший источник доходов страны и одну из ведущих отраслей хозяйства нашли конкретное практическое применение. Они воплотились в подготовленном А. Ордин- Нащокиным «Новоторговом уставе» (1667). Этот документ стал результатом глубокого изучения российских экономических проблем, а также эксперимента по реформированию во Пскове, в котором Ордин-Нащокин прослужил воеводой. В Уставе нашли также отражение и пожелания отечественных купцов, страдавших от засилья иноземных торговцев. Являясь сторонником политики активного торгового баланса, когда вывоз товаров должен превосходить ввоз, автор Устава предусматривал сократить или даже запретить вывоз из страны драгоценных металлов и др. Им поощрялось взимание пошлин с иноземцев в золотой и серебряной валюте. По экономическим взглядам А. Ордин-Нащокин приближался к ранним и одновременно зрелым меркантилистам. В «Новоторговом уставе» четко прописывались значительные ограничения для иностранных купцов, которым запрещалось вести свободную торговлю внутри страны без особого разрешения, кроме трех городов — Архангельска, Пскова и Новгорода. Зарубежные торговцы обязаны были платить пошлину с продажной цены от 6% на обычные товары и до 15% на предметы роскоши.
Экономическая программа A.JI. Ордин-Нащокина содержала меры экономической политики государства по развитию промышленности, внутренней и внешней торговли, денежного обращения, финансов и кредита, путей сообщения, связи и др. Меры, предложенные атором Устава по созданию мануфактур разного профиля (металлургических и бумагоделательных, стекольных и кожевенных и др.), строительству флота, не только были направлены на накопление денег в стране, но и содержали элементы зрелого меркантилизма. Они способствовали экономическому прогрессу государства, преодолению относительной отсталости, активно поддерживали отечественное производство.
Однако Россия еще не располагала достаточными экономическими предпосылками для широкого воплощения этих мероприятий в жизнь. Так, слабое развитие кредитных отношений в стране не позволило создать предложенный АЛ. Ордин-Нащокиным купеческий банк (Земская изба). К тому же экономические воззрения этого государственного деятеля не выходили за пределы существования крепостничества и в конечном счете отражали интересы ведущего российского сословия — дворянства, защищали интересы царской казны.
Экономические взгляды в России в XVIII в.
21.1. Экономическая политика Петра I
В России в XVIII в., как и на Западе,сложились предпосылки становления экономической науки. Но у нас этот процесс шел несколько медленнее и сложнее, с определенной национальной
Петр I (1672—1725) был сторонником политики меркантилизма. Это сказывалось и в запрете экспорта золота и серебра, и в накоплении драгоценных металлов, и в чеканке русской монеты, и во взимании пошлин с иноземных торговцев в иностранной валюте и пр. По государеву тарифу (1724) импорт железа, полотна, парусины, шелковых тканей, воска и других товаров, производимых в стране, облагался довольно высоким (75%) тарифом, необходимое же России сырье импортировалось фактически беспошлинно. Российское купечество получило ряд привилегий. Государство предоставило ему право на откуп в торговле некоторых товаров (смола, юфть, поташ, пенька, икра и пр.). Новый петербургский порт оснастился торговым флотом, а местные купцы, экспортируя товары, освобождались от пошлин и т.д. В целях совершенствования торговли была учреждена специальная Бурмистерская палата. Для сокращения импорта Петр I поощрял развитие отечественного производства: суконного и полотняного, горного дела и металлургических заводов и др.
К другим проявлениям меркантилизма можно отнести и налоговую политику государя с ее защитой высоких и многочисленных (до 30) налогов и вмешательством государства в экономику. Ставшее невыгодным подворное обложение (по новой переписи количество дворов заметно сократилось) было заменено подуш-ным. И хотя от податей были освобождены дворяне и духовенство, податное население вдвое увеличило размер государственных доходов благодаря этой мере.
Однако, как известно, Петр I не имел четкого плана экономических преобразований, требовались новые идеи. Но даже в созданной по указу Петра I Академии наук состав ученых почти целиком был представлен иностранцами. Тем ценнее результаты научных изысканий российских ученых. Ведущие хозяйственники рассматриваемого периода зачастую выступали в качестве советников государя, авторов записок и проектов по проблемам отечественной экономической политики, таких как увеличение доходов казны, укрепление и совершенствование помещичьего хозяйства и пр.
21.2. Зарождение экономической науки в России
И.Т. Посошков
Бурная реформаторская деятельность Петра I по модернизации и европеизации России, а также глубокая народная мудрость нашли отражение в трудах Ивана Тихоновича Посошкова (1652— 1726) — первого русского экономиста.
Его жизненный путь оказался непростым. Выходец из семьи непашенных оброчных крестьян, он благодаря своему усердию и таланту стал купцом-мануфактуристом и домовладельцем, землевладельцем с несколькими десятками крепостных.
Круг его научных интересов был весьма широк: религия и нравственность, военное дело и финансы, экономика и политика и др. Около 30 лет он посвятил написанию серии работ для Петра I, после смерти которого последовали арест И. Посошкова и его гибель в Петропавловской крепости.
В главном труде «Книга о скудости и богатстве» (1724, готовилась около 20 лет и из-за трагической судьбы ученого не стала достоянием широкой общественности в XVIII в.) И. Посошков определил ряд ценных и оригинальных идей по упорядочению экономической жизни страны, выступил за развитие промышленности и торговли, а также рекомендовал усилить изыскание отечественных природных богатств. В каждой из девяти глав Книги (о купечестве, художествах, крестьянстве, земледелии, царском интересе и др.) автор не только отмечал недостатки и упущения в соответствующих делах, но, главное, давал рекомендации по их устранению.
Выявляя причины экономической отсталости, скудости России, И. Посошков наряду с тяжелым положением крестьянства назвал неразвитость финансовой системы. Он предложил варианты налоговых преобразований, например замену подушной подати, которая не учитывала уровень экономического положения налогоплательщика, налогом, размер которого зависел от дохода с земли или промысла и был всесословным (кроме духовенства). Посошков считал необходимым также сократить внутренние пошлины, тормозящие хозяйственные связи и обмен, и др.
Опередив на несколько десятилетий основоположника школы физиократов Ф. Кенэ, он утверждал, что «крестьянское богатство — богатство царское». Правда, низкий уровень крестьянского хозяйства он не связывал с существованием крепостного права, объяснял не самой сутью феодально-крепостнической системы, а леностью крестьян, произволом некоторых помещиков, вялостью властей в принятии соответствующих мер. Его требования к ограничению самоуправства помещиков, регламентации крестьянских повинностей, пожалуй, и послужили основанием для последующего заточения в крепость.
Особую роль в процветании страны И. Посошков отводил торговле. Он предлагал через внешнюю торговлю приумножить количество денег в России, установить твердые цены, осуществлять строгий контроль за ходом торговли, ввести единую пошлину (гривну с рубля), предоставить лишь отечественному купеческому сословию монопольное право на торговые операции, так как «купечеством всякое царство богатится». Целая система мер была им предложена для совершенствования внешней торговли на благо России: повышение экспортных пошлин и предоставление иноземным торговцам права осуществлять торговые операции только в отдельных городах, резко ограничить импорт предметов роскоши и экспорт сырья, необходимого для переработки на отечественных предприятиях (руда, лен, пенька и пр.).
Своеобразием отличались взгляды ученого на ценность денег, которая, по его мнению, устанавливалась авторитетом государя.
Заметное место в российском развитии И. Посошков отводил становлению промышленности: разведке руд, строительству казенных заводов и фабрик, передаваемых затем хорошо зарекомендовавшим себя предпринимателям и купцам. К тому же царская казна, по мнению ученого, не должна была отказывать организаторам производства в льготных кредитах, краткосрочных займах и других привилегиях.
И. Посошков не был знаком с трудами европейских меркантилистов. Он сумел самостоятельно преодолеть ограниченность концепции торгового баланса, выступая за всемерное развитие производительных сил — как отечественной торговли, так и российского производства, ремесленного и сельскохозяйственного. Преобразование России, рост ее экономической самостоятельности и мощи — главная цель фундаментальных предложений И. Посошкова, истинного патриота нашего Отечества.