Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Счастливы потому что вне времени

У реки Маиси в Бразилии живет необыкновенное племя индейцев Пираха. С неповторимом бытом своей верой. Писатель и бывший миссионер Дэниэл Эверет прожил среди пираха 30 лет! За это время он разуверился в человеческих ценностях современного мира.

Индейцы Амазонки из племени пираха — счастливые люди. И это притом что их хижины — их лучшее убежище, они не занимаются ремеслом, у них нет ни медицины, ни нормальной одежды. Натуральный продуктообмен с соседями не приносит им особенной прибыли, поскольку считать они не умеют. Соответственно, незначителен и их авторитет в регионе.

 

Но пираха, поселившиеся в деревнях, рассеянных по берегу Мэйки, притока Мадейры, считают, что жизнь их хороша и не требует перемен. Потому что им — и это, вероятно, отличает их от всей остальной известной части человечества — все равно, что говорят люди, которых они не знают. И их совсем не беспокоит будущее.

Долгое время миссионерские организации терпели фиаско, пытаясь вразумить сердца Пираха и направить их к Господу. Нет, Пираха приветливо встречали представителей католических и протестантских миссионерских организаций, с удовольствием прикрывали свою наготу красивыми подаренными шортами и с интересом ели консервированный компот из банок. Но на этом общение фактически заканчивалось. Ни один миссионер так и не сумел выучить язык Пираха, и ни один Пираха не научился разбирать серии странных звуков, вылетающих из верхнего отверстия этих милых белых людей. Поэтому Евангелическая церковь США, подбирая кандидата на катехизизацию бедных дикарей, сделала умную вещь: туда послали молодого, но талантливого лингвиста. Эверетт был готов к тому, что местный язык окажется трудным. Но он ошибался, в чем честно признался тридцать лет спустя: «Этот язык не был сложен, он был уникален. Ничего похожего на Земле больше не встречается». То, что в нем всего семь согласных и три гласных, — это еще ерунда. Куда больше было проблем со словарным запасом. Местоимений, скажем, Пираха почти не знают, и, если им очень нужно показать в речи разницу между «Я», «ТЫ» и «ОНИ», Пираха неумело пользуются местоимениями, которые употребляют их соседи-индейцы тупи (единственный народ, с которым Пираха до сих пор кое-как контактировали). Глаголы и существительные у них особо не разделяются, и вообще любые привычные нам языковые нормы тут, похоже, утоплены за ненадобностью.

Люди которые не спят Что говорят друг другу люди, отправляясь спать? в разных культурах пожелания звучать конечно по разному, но везде они высказывают надежду говорящего на то, что его оппонент будет спать сладко, бидеть во всне розовых бабочек и проснеться утром свежим и полным сил. По-пирахски же "Спокойной ночи" звучит как "Только не вздумай дрыхнуть! Тут всюду змеи!" Пираха считают, что спать вредно. Во-первых, сон делает тебя слабым. Во-вторых, во сне ты как бы умираешь и просыпаешься немножко другим человеком. И проблема не в том, что этот новый человек тебе не понравится - ты просто перестанешь быть собой, если станешь спать слишком долго и часто (они и в самом деле не спят более двух часов подряд, иногда всего лишь 15 минут). Ну и, в-третьих, змей тут и правда навалом. Так что пираха не спят по ночам. Дремлют урывками, по 20-30 минут, прислоняясь к стене пальмовой хижины или прикорнув под деревом. А остальное время болтают, смеются мастерят что-нибудь танцуют у костров и играют с детьми и собаками. Тем не менее сон потихоньку видоизменяет пираха - любой из них помнит, что раньше вместо него были какие-то другие люди. "Те были гораздо меньше, не умели заниматься сексом и даже питались молоком из грудей. А потом те люди все куда-то делись, и теперь вместо них - я. И если я не буду подолгу спать, то, возможно, и не исчезну. Обнаружив же, что фокус не получился и я опять поменялся, я беру себе другое имя..." В среднем пираха меняют имя раз в 6-7 лет, причем для каждого возвраста у них есть свои подходящие имена, так что по имени всегда можно сказать, идет речь о ребенке, подростке, юоше, мужчине или старике

Люди без завтра Возможно, именно такое устройство жизни, при котором ночной сон не разделяет дни с неизбежностью метронома, позволило пираха установить очень странные отношения с категорией времени. Они не знаю что такое "завтра" и что такое "сегодня", и также плохо ориентируют понятия "прошлое" и "будущее". Так что никаких календарей, счета времени и прочих условностей пираха не знают. А потому они никогда не задумываются о будущем, так как просто не умеют этого делать. Эверет впервые посетил пираха в 1976 году, когда про пираха ничего не бвло известно.

И лингвист-миссионер-этнограф испытал первое потрясение, когда увидел, что пираха не делают запасов еды. Вообще. Чтобы племя, ведущее фактически первобытный образ жизни, не заботилось о дне грядущем - такое по всем канонам невозможно. Но факт остается факто: пираха не запасают пищу, ои просто ловят ее и едят (или не ловят и не едят, если охотничье-рыбацкое счастье им изменяет). Когда у пираха нет еды они относятся к этому флегматично. «Вы опять едите? Вы же умрете!» — говорили соседи-Пираха, навещая Эверетта с семейством во время второго завтрака или раннего полдника. Ему вообще непонятно, зачем есть каждый день, да еще и по нескольку раз. Едят они не чаще двух раз в день и нередко устраивают себе разгрузочные дни, даже тогда, когда пищи в деревне много.

Цифр и счета они не знают, обходясь всего двумя понятиями: "несколько" и "много" . Две, три и четыре пираньи - это несколько, а вот шесть - уже явно много. А что такое одна пиранья? Это просто пиранья. Проще русскому объяснить зачем нужны артиули перед чловами, чем объяснить пираха зачем считать пиранью, если это пиранья, которую не нужно считать. Поэтому пираха никогда не оверят, что они - маленький народ. Их 300 человек, а это, безусловно, много. Про 7 миллиардов с ними говорить бесполезно: 7 миллиардов - это тоже много. Вас много, и нас мнгого, это просто замечательно. Например Пираха не понимают смысла понятия «один». Вот барсуки, вороны и собаки понимают, а Пираха — нет. Для них это настолько сложная философская категория, что любой, кто попытается поведать Пераха что это такое, заодно может пересказать им теорию относительности. Цифр и счета они не знают, обходясь всего двумя понятия ми: «несколько» и много"

В отношении момента переживаний Эверетт приблизительно установил, что с точки зрения языка можно распознать, видит ли сам говорящий тот предмет или явление, о котором он говорит. В языке пираха также нет какой-либо формы, которая соответствовала бы перфекту. Нет высказываний о возможностях или условностях. Нет слов для обозначения «сегодня», «завтра» или «вчера». Но прежде всего нет никакой рекурсии в грамматике — придаточных предложений. В нем нет конструкций типа: «Человек, который поймал рыбу, бежит к лодке», здесь это выглядит так: «Человек ловит рыбу. Он бежит к лодке», и в этом, разумеется, нет криминала. Разве не говорится в Нагорной проповеди (по Лютеру): «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого».

Люди без вежливости "Здравствуйте", "как дела?", "спасибо", "до свидания", "извините", "пожалуйста" - массу слов люди большого мира используют, чтоб ы показать, как хорошо они друг к другу относятся. Ничего из вышеперечисленного пираха не используют. Они и без этого всего друг друга любят и не сомневаются, что и все окружающие априори рады их видеть. Вежливость - это побочное дитя взаимного недоверия - чувства, которого пираха, по утверждению Эверетта, лишены полностью.

Несмотря на то, что индейцы Пираха живут на землях, где все красуется разными красками и оттенками - цветы, насекомые, птицы, они так и не научились различать цвета. Они только понимают такие понятие, как «светлое» и «темное».

Однако мнения о том, что все эти люди являются дальтониками, пришлось отбросить после того, как несколько представителей этого народа прошли специальный тест на цветоделение и показали отличный результат.

 

Никто до сих пор не смог выучить язык этого народа. Однако, Эверетт говорит, что до тех пор, пока он не услышал его, он думал, что речь индейцев Пираха намного сложнее.Эверетт сказал, что этот язык не так сложен, как уникален. По его словам, на нашей планете больше нет никакого подобного языка. Еще у них в ходу любопытное изобретение: язык свиста. Каждый звук языка пираха кодируется нотой определенного тона, и они могут переговариваться на большом расстоянии в лесу, как по азбуке Морзе.

Отсутствует коллективная память. Самое давнее знание — личный опыт самого старого из ныне живущих членов племени.

Дети не имеют игрушек.

Пираха занимаются бартерным обменом с другими племенами, но в целом считают торговлю глупым варварским занятием.

Индейцы Пираха выделяются малым числом обычаев, религиозных представлений и ритуалов. Даже те племена, которые ведут еще более примитивный образ жизни, как выяснилось, имеют гораздо больше разнообразие ценностей.Они склоняются к мнению, что, как и все живое - они дети леса.

До сих пор считалось, что чувство стыда знакомое даже последнему дикарю. Однако после проведения соответствующих наблюдений этнографами, выяснилось, что это не совсем так.

 

Если человек не умеет или просто плохо охотится, и в результате не может прокормить свою семью, то жена сразу ищет себе другого мужчину.

А в том случае, если жена не ловит рыбу, не занимается выращиванием овощей, не ходит в лес на охоту на мелкую дичь, то мужчина, с точки зрения индейцев Пираха, имеет право бросить ее, а особенно в том случае, если жена потеряла свою красоту или постарела.

Каждый житель может делать все то, что он желает делать. При этом никакая вина и стыд не нависает над головами этих людей.

Если младенец не питается материнской грудью, то по мнению индейцев, ему виднее и кормить насильственного его никто не будет.

Пираха почти не признают долговечные изделия искусства, как и вообще всякое постоянство. Они рисуют на песке и делают бусы из плодов, но из принципа не создают ничего, что противоречило бы их принципам спонтанности и натурализма.

 

При этом сами пираха очень гордятся своим мировоззрением, и считают другие племена и белых людей варварами.

ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ВИДЯТ ДРУГОЕ . У Пираха удивительно мало ритуалов, обычаев и религиозных представлений. Даже у племен, ведущих еще более примитивный образ жизни, обычно куда более разнообразен набор этих ценностей. Пираха знают, что они, как и все живое (за исключением, может быть, бразильцев и Дэниэла Эверетта), — дети леса. Вот есть обезьяны, есть ягуары, а есть Пираха. Лес полон тайн… даже нет, лес — это вселенная, лишенная законов, логики и упорядоченности. И большую часть того, что там, в лесу, происходит, пираха не могут увидеть, как крокодил, сидя в реке, не может увидеть, что булькает в котелке, поставленном на огонь перед хижиной, лишь запах донесется до его вывернутых ноздрей. В лесу обитает множество духов. Например, туда уходят все мертвые и ведут там загадочный образ жизни, который и не стоит пытаться понять. Эверетта поразило, насколько пираха, жители сельвы, опасаются ее. К примеру, птица или змея может считаться духом, если представляется как-то по-особому в личном восприятии. Т.е. субъективное восприятие реальности считается ее внутренней духовной стороной. Практически отсутствует поклонение кому-либо или чему-либо, хотя есть магические ритуалы для выбора имени ребенка, лечебных целей и т.п. Признается множественность миров и существование демиурга по имени Игагай, который циклически возрождает этот мир после космических катастроф. Однажды там потерялся пожилой охотник, и племя нашло его на третий день буквально ополоумевшим от ужаса. «Понятно, — говорили пираха, лес посмеялся над ним как следует». Но страх пираха — это не страх европейца. Когда мы боимся, нам плохо. Пираха же считают страх просто очень сильным чувством, не лишенным определенного очарования. Можно сказать, что они любят бояться. «Пойду в лес, немного побоюсь и добуду еды», — с улыбкой говорит охотник, вешая на плечо свой длинный лук. Однажды Эверетт, проснувшись утром, увидел, что вся деревня столпилась на берегу. Оказалось, туда пришел какой-то знакомый дух, желавший о чем-то предупредить пираха, вот они и вышли с ним поболтать. Выйдя на пляж, Эверетт обнаружил, что толпа, стояла вокруг пустого места и испуганно, но оживленно с этим пустым местом беседовала. На слова «Но там же ничего нет, я там ничего не вижу!» Эверетту ответили, что ему и не положено видеть, так как дух пришел именно к пираха. А если лесу нужен будет Эверетт, вот тогда к нему будет прислан персональный дух в виде мини-самолета или моторной лодки — с белыми обычно бывает именно так. И вообще, чего это Ксоогиаи (так пираха звали Эверетта десять лет, прежде чем поменяли ему имя в первый раз) так беспокоится о духах? Он же сам пришел сюда из призрачного мира — неужели все забыл о своей прошлой жизни?

 

У пираха отсутствует брак, хотя на практике родители живут и воспитывают детей вместе, и особого промискитета нет. Начисто отсутствуют вожди, шаманы, старейшими и т.п., хотя при надобности пираха умеют спонтанно организовывать общие дела.

ЛЮДИ БЕЗ БОГА. Наверное, читателю уже понятно, что все вышеперечисленное делало Пираха почти невозможным объектом для миссионерской работы. Идея единого бога, например буксовала среди них по той причине, что с понятием «один» Пираха, как уже говорилось, не дружат, а слова «бог» в их словаре нет. Сообщения о том, что их кто-то создал, тоже воспринимались Пираха недоуменно. Надо же, такой большой и неглупый вроде мужчина, а не знает, как делаются люди. Создать человека очень легко: нужно засунуть свою хаху в женскую дырочку. Так как слова «образ», «концепция», «программа» и «идея» отнюдь не значились в лексиконе Пираха, Эверетт пытался выкручиваться как мог. «А кто поместил его в хаху?» Пираха переглядывались и высказывались в том духе, что сегодня слишком жарко и Ксоогиаи, похоже, напекло голову. «Вы знаете, что будет, когда вы умрете?» «Знаем, — отвечали Пираха. Вот мы не очень знаем, что происходит с нами до того, а с мертвыми-то все в порядке. Тусуются себе в лесу и в ус не дуют!» История Иисуса Христа в переводе на Пирахский тоже выглядела не слишком убедительно. Понятия «век», «время» и «история» для Пираха пустой звук. Слушая про очень доброго человека, которого люди злые прибили к дереву гвоздями, Пираха спрашивали Эверетта, видел ли он это сам. Нет? Видел ли Эверетт человека, который видел этого Христа? Тоже нет? Тогда как он может знать, что там было? Тридцать лет обучения Пираха основам христианства не прошли для Дэниела Эверетта даром: сегодня он убежденный атеист. Живя среди этих маленьких (средний вес мужчины Пираха — 40 кг, рост- 150 см), полуголодных. никогда не спящих, никуда не спешащих, постоянно смеющихся и не знающих ни греха, ни веры людей, он пришел к выводу, что человек куда более сложное существо, чем рассказывает Библия, а религия не делает нас ни лучше, ни счастливее. «Пираха-самый счастливый народ на Земле, — пишет он, — Лишь спустя многие годы я понял, что это мне нужно учиться у них, а не наоборот.

Впоследствии Эверетт отрекся от церкви, в результате чего разрушился и его брак.

 

«Не спать — змеи» («Don´t sleep, there are snakes»; издательство Pantheon Books, 2008) — так называется книга, всколыхнувшая весь лингвистический мир.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.