Наша первая реформа направлена на повышение эффективности государственного аппарата на основе нового Закона «О государственной службе».
Символично, что реформу государственной службы мы начали проводить в год 20-летия принятия первого законодательного акта – Указа Президента, имеющего силу Закона, «О государственной службе Республики Казахстан».
Важно отметить, что в декабре 1995 года этот документ был инновацией не только для Казахстана, но и всего пространства СНГ.
Мы первыми из всех постсоветских стран приступили к формированию нового кадрового корпуса государственных служащих через конкурс и на принципах меритократии.
Сейчас стартовал новый этап развития казахстанской государственной службы.
Моим указом созданы Министерство по делам государственной службы, а в его структуре – Национальное бюро по противодействию коррупции.
Тем самым модернизирована система не только государственной службы, но и противодействия коррупции, которая будет максимально ориентирована на предупреждение коррупционных проявлений.
При этом сама борьба с коррупцией будет приобретать все более последовательный и системный характер.
Именно на таком подходе основан новый закон о противодействии коррупции, который основан на международных стандартах и вступил в силу с нового года.
Новый закон о государственной службе, принятый одновременно и во взаимосвязи с новым антикоррупционным законодательством, определяет основные рамки обновленной модели государственной службы и алгоритмы дальнейших действий по усилению эффективности всей системы управления государством.
Во-первых, карьера административного государственного служащего будет строиться с учетом его компетенций и накопленного опыта.
На каждой ступени карьерной лестницы он будет подтверждать свою профессиональную пригодность.
В новый закон включен ряд принципиальных норм.
Поступление на госслужбу будет возможным только по результатам комплексного отбора и только с низовых должностей.
Опыт работы станет главным условием карьерного продвижения госслужащих и опять таки исключительно на основе конкурса.
Также предусмотрена возможность ротации отдельных госслужащих по горизонтали и по вертикали с обеспечением их служебным жильем.
Во-вторых, через открытый конкурс и по решению Национальной комиссии по кадровой политике на контрактной основе на госслужбу могут привлекаться граждане из числа управленцев негосударственного сектора и зарубежные менеджеры.
В-третьих, законодательно закрепляется новая система оплаты труда госслужащего по его компетенции и результатам деятельности в зависимости от характера, объема и результатов выполняемой им работы. За наиболее результативную деятельность предусматривается выплата бонусов.
Внедрить такую систему планируется начиная с 1 января 2017 года.
При этом уже в 2016 году повышается размер оплаты труда государственных служащих, ныне входящих в корпус «Б».
В-четвертых, в законе четко прописан принцип автономности и стабильности госаппарата при смене политических государственных служащих.
Полномочия министров и ответственных секретарей центральных исполнительных органов детально разграничены.
В-пятых, предусмотрены жесткие меры по предупреждению условий, ведущих к нарушению этических норм и порождающих коррупционные проявления в среде чиновников.
Разработан новый Этический кодекс госслужбы, в котором регламентированы стандарты поведения госслужащих на работе и в быту.
Также предусмотрено создание нового института – уполномоченных по этике. Они будут консультировать граждан и госслужащих, обеспечивать защиту их прав.
В-шестых, важный аспект нового закона о государственной службе связан с тем, что его базовые нормы будут распространены и на правоохранительные органы.
При этом специфика деятельности работников правоохранительных органов учтена в действующем Законе «О правоохранительной службе».
В-седьмых, на основе нового закона и после внедрения новой системы оплаты труда планируется провести комплексную аттестацию административных госслужащих корпуса «Б» на предмет их соответствия новым квалификационным требованиям.
На период проведения аттестации будет объявлен мораторий на проведение конкурсов на поступление на государственную службу.
Законодательно закрепляется обязательное повышение квалификации служащих не реже одного раза в 3 года.
В целом таковы основные аспекты модернизации государственной службы.
Я рассматриваю ее как ключевой механизм успеха всего замысла модернизационного процесса в Казахстане.