Потребности и блага; понятие и их классификация (структура). Экономические ресурсы: понятие и их структура.
Потребности, их структура и динамика; экономические блага и их классификация; полное и частичное взаимодополняемость и взаимозамещение благ.
Ресурсы, их структура (материальные: «земля», «капитал физический», людские: «рабочая сила», «предпринимательство»), проблема ограниченности и эффективности использования; граница производственных возможностей, альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей), понятие экономического роста, проблема выбора компромисс общества между эффективностью и равенством.
Внутриотраслевая конкуренция, её виды (ценовая, неценовая, недобросовестная) и роль; межотраслевая конкуренция (понятия «норма прибыли», «перелив капитала» и её следствия; понятие структуры рынка и её видов (совершенная, несовершенная).
Модель кругооборота благ и доходов и ее назначение (роль).
Модели кругооборота благ и доходов, экономические агенты (рыночные и нерыночные), виды доходов (рента, процент, заработная плата, прибыль), экономические интересы, цели и средства.
Понятие структуры рынка и его виды.
Монополия (понятие, виды, условия возникновения, рыночная власть, ценовая дискриминация, последствия избыточного монополизма, необходимость антимонопольного регулирования). Особенности олигополии и монополистической конкуренции, барьеры входа и выхода (в отрасли), сравнительное преимущество.
Основы теории спроса и предложения, рыночного равновесия, излишки потребителя и производителя.
Спрос индивидуальный и рыночный, цена и объём спроса, закон и детерминанты спроса, изменение объёма спроса и изменение спроса; предложение индивидуальное и рыночное, цена и объём предложения, закон и детерминанты предложения, изменение объёма предложения и изменение предложения; рыночное равновесие, равновесные цена и объём в условиях рынка совершенной конкуренции, излишки потребителя и производителя,
Понятие, виды, показатели и роль эластичности в экономике.
Понятие, виды и показатели эластичности, способы измерения; товары «субституты и комплементарные, нормальные и низшие»; эластичность и фактор времени (мгновенный, краткосрочный и долговременный периоды).
Рынок: понятие, виды, функции.
Основы рыночной системы (институты частной собственности и конкуренции, принципы экономической свободы, господства личного интереса, рыночного ценообразования и системы рынков, невмешательства государства); «фиаско» рынка и необходимые функции государства (внешние эффекты - экстерналии, общественный товар).
Теории поведения потребителя и условия потребительского равновесия (оптимума).
Гипотезы о свободе выбора, суверенитете и рациональности потребителя; кардиналистский подход: полезность, предельная и общая полезность, закон изменения предельной полезности - первый закон Госсена, правило максимизации полезности - второй закон Госсена; ординалистский подход: принцип предпочтения, концепция кривых безразличия, предельная норма замещения, бюджетное ограничение, оптимум равновесия потребителя; эффект дохода и эффект замещения, кривая «цена-потребление», парадокс Гиффена, поведение сноба, эффект Веблена, кривая «доход-потребление», кривые Энгеля, взаимодополняемость благ.
Теории поведения производителя и условия равновесия (оптимума) производителя.
Производство натуральное, товарное и полезность обмена; понятие производственной функции, технологически и экономически эффективного производства; концепция изокванты производственной функции, предельная норма технического замещения; понятие изокосты и способа производства; оптимум равновесия производителя - оптимальная комбинация факторов производства.
Понятие затрат. Бухгалтерский и экономический подходы к учету затрат. Виды издержек: общие, средние, предельные.
Понятие и виды затрат (внутренние и внешние, частные и общественные, явные и неявные, альтернативные, бухгалтерские и экономические); понятие и виды издержек производства в краткосрочном периоде (постоянные, переменные, общие, средние постоянные, - переменные, - общие, предельные издержки); издержки производства в долгосрочном периоде и структура отрасли; отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся.