Был недостаток воды, постоянные опасности, люди селились большими массами, скучивались в большие села. На Юге было много городов, служивших центрами торговли.
Болотистая местность, было мало сухих мест. Преобладали села с незначительным населением (3-4 двора). Городов было мало.
Земледелие
В южных районах плодородных земель было больше, и свободные участки просто засевали. Когда через несколько лет земля истощалась перебирались на новый участок. Позднее, в VII-VIII вв., появилось пашенное земледелие с двупольем и даже трехпольем.Перелог:2-3 года пользовались землёй, а когда почва истощалась, переходили на другое место
Большие лесные массивы препятствовали земледелью. Подсечно-огневая система:1 год: вырубали лес 2 год: высохшие деревья сжигали и, сеяли зерно прямо в золу, используя её как удобрение. Через 2-3 года земля истощалась, приходилось переходить на новый участок.
Собирательство и охота продолжают играть существенную роль в жизни славян. Основные промыслы: лыкодерство, зверогонство, солеварение, бортничество, охота и рыболовство.
Хлебопашцам севера побуждения расширять пахоту не было, т.к. земля была бедной, вспахивать её было тяжело, были сильно удалены от крупных рынков. В восполнение скудного заработка от хлебопашества жители обращались к промыслам: лыкодерство, зверогонство, солеварение, бортничество, охота и рыболовство
Ремесло
Кузнечное, гончарное, ювелирное.
Торговля
Главным в хозяйстве была внешняя торговля (хлеб, воск, мед, меха) с Римом и Византией.
1. В 8-9 вв. зародился путь «из варяг в греки»: Балтийское море – Р. Нева – оз. Ильмень – р. Ловать – волоком из Верхневолочка до Нижневолочка – Р. Днепр – Черное (Русское) море – Византия.
2. Из полянских земель до Дона – по Волге через хазарские владения – Каспийское море – страны Востока (Хорезм, Бухара)
3. Из волжской Булгарии – в Киев или вверх по Волге через Северную Русь в Прибалтику.
Внутренний рынок был развит слабо. В основном происходил обмен с/х продуктами на ремесленные изделия.
3) Социальное развитие:
а) разложение родового строя, складывание соседской общины и классового обществавVI – IX вв.
б) увеличение власти племенной знати, военных вождей, старейшин, приближённых к военному вождю привело к появлению неравенства.
в) имущественное неравенство.
г) смена избранного народом вождя на династического правителя.
Путь «из варяг в греки». Торговые отношения с Византией.
а) Ремесленники селились на пересечении больших и торговых дорого, так образовались города. Города выполняли политическую, военную, хозяйственную и религиозную функции.
б) Балтика – Чёрное море – Византия. Финский залив Балтийского моря – Нева – Ладожское озеро – река Волхвов – озеро Ильмень – устье реки Ловать – верховья Днепра – Нижний Днепр – западное побережье Чёрного моря.
г) Торговые союзники – Византия, Арабский халифат, Западная Римская империя. Князья продавали в Византии собранное полюдье, везли от туда пряности, шелка, ювелирные изделия, вино и фрукты.
Понимание слова «Русь».
- союз славянских племён, живших южнее Киева в притоках Днепра.
- варяги, жившие на южном побережье Балтийского моря.
- от финского слова «руотси» - гребцы (финноугорские племена).
- одно из славянских племён – «русы», «руги», «росы», «русины».
Языческие боги.
Сварог – бог неба и небесного огня, бог вселенной.
Сварожичи – сыновья Сварога (солнце и огонь, были носителями света и тепла)
Леший - обитатель леса. Русалка – жительница воды.
Домовые – покровитель дома (родоначальник – чур, «чур меня, чур меня»).
Также существовал годовой цикл земледельческих праздников, были распространены приметы и гадания.
Праздники.
Коляда – зажигали новый огонь, гадали, жертвы приносили, 1 января начало нового года. 1и 2 мая украшали избы ветками берёзы и берёзы верёвочками и славили появление первых росточков.
Масленица – день весеннего равноденствия, наступление зимы. Сжигали чучело зимы.
Купала– 23 июня, летний солнцеворот, молились о хорошей погоде и урожае, веселились, «русальная неделя», прыгали через костры (ритуал очищения от всех грехов), «умыкание девиц».
Похороны – сначала на горящих ладьях усопшего мужчину вместе с убитой для него женой отправляли по течению реки. Затем стали сооружать курганы и поминать умершего.