3.1 Третейское разбирательство гражданско-правовых споров и статус третейских судов при их рассмотрении.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Развитие гражданского оборота в Российской Федерации неизбежно повлекло увеличение количества конфликтов. Их разрешение возможно как в рамках государственной судебной системы, так и с использованием альтернативных методов урегулирования правовых конфликтов, среди которых основное место занимает третейское разбирательство.
За рубежом третейские суды — это очень удобный способ разрешения конфликтов, так как разбирательство проходит быстро — как правило, в один этап — и стоит недорого. При этом там третейские суды функционируют без особого вмешательства со стороны государства, по сравнению с нашим опытом.
Когда в нашей стране был принят Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» в 2002 году, прежде всего законодатели ставили расчет, на то, что у нас данная система заработает ровно также как в странах зарубежья. Но не учли, что там система выстраивалась веками, а у нас должна была заработать за пять-десять лет, по задумке законодателей.
Как вышло на практике, создать подобную систему в нашей стране так и не удалось. Именно поэтому 22 апреля 2013 года, премьер-министром Дмитрием Медведевым, была создана Рабочая группа при Министерстве экономического развития России для проработки реформы третейского разбирательства. Итогом ее работы как раз и стала концепция, представленная в Правительство РФ. В ходе деятельности рабочей группы было много самых экзотических вариантов реформирования, в итоге проект концепции был подготовлен, но ее текст не был опубликован, и о содержании концепции можно теперь только судить по доводам министров.
Предполагалось, что концепция будет воплощена в конкретные правовые нормы изменяющие закон «О третейских судах в РФ», и эти поправки будут к лету 2013 г. внесены в Госдуму для их принятия уже в осеннюю сессию. Но на сегодняшний день данный закон продолжает действовать с внесенными изменениями от 2012 г, изменить его так и не удалось в настоящее время.
В соответствии с нормами действующего гражданского законодательства, защита гражданских прав может осуществляться в установленном законом порядке различными органами. Так, в соответствии со статьей 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.[1]
Третейский суд – это форма разрешения правовых споров, осуществляемая не государственными судами, а третьими по отношению к сторонам спора физическими лицами, избранными самими сторонами (если речь идет о третейском суде созданном для рассмотрения конкретного спора), либо в порядке, согласованном сторонами в соответствии с действующим законодательством.
Особое значение приобретает процедура третейского разбирательства, основанная на принципах защиты интересов конкретных участников имущественного оборота - частных собственников: на состязательности процесса, быстроте и экономичности разбирательства дела. Она позволяет самим участникам спора избрать судей (арбитров), квалификации и опыту которых они действительно доверяют, гарантирует им защиту их интересов, включая коммерческую тайну, а в случае необходимости допускает принудительное исполнение решения.
Актуальность темы исследования.На сегодняшний день судебная система подвергается большим реформам. Объединение Высшего Арбитражного суда с Верховным судом Российской Федерации, в частности. Введена концепция реформы третейских судов, основанная на том, чтобы ликвидировать подавляющее большинство действующих третейских судов в России, в связи с очень слабым уровнем третейских судов в целом, большим количеством мошенничеств и наличии "карманных" судов коммерческих организаций. Все это дискредитирует саму систему, по мнению политиков. Разбирательство перестает восприниматься как легитимное, потому что стороны в большинстве случаев идут потом в обычные суды. Мнения ученых и юристов по этому поводу разделяются на «за» и «против». По мнению замминистра экономического развития Олега Фомичева: «Оптимальная система должна выглядеть следующим образом. Третейский суд принимает решение. Если оно не заведомо неправомерное и не нарушает принцип публичного порядка, то в течение месяца в автоматическом режиме суд должен выдать исполнительный лист, который может применяться судебными приставами для принудительного исполнения. Если он выдан, то нужно вводить запрет на подачу заявления о приостановлении исполнения решения третейского суда. Это позволит создать систему, которую бизнес будет воспринимать как эффективную. Потому что сейчас третейские суды — это прокладка между государственным судом и спором в офисе.»[2]
Целью моей работы – исследование института третейских судов с выявлением основных проблем при осуществлении данной деятельности и разработка рекомендаций по совершенствованию законодательной базы. Также раскрытие понятия третейского суда, изучение его компетенции, истории становления, и современного положения в обществе.
Для достижения указанных целей были поставлены следующие задачи:
2. Выявить особенности правового регулирования отношений, возникающих при рассмотрении и разрешении гражданских дел в третейском суде, а так же отношений по формированию состава третейского суда.
3. Проанализировать особенности оспаривания и исполнения решений третейских судов.
4. Выявить проблемы и предложения по развитию института третейских судов.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе третейского разбирательства спора и взаимодействия третейских судов со сторонами участвующими в данном судебном разбирательстве.
Предметом исследования выступает правовое регулирование деятельности третейских судов.
Правовое регулирование третейского суда
Третейский суд – альтернатива государственной юстиции, суд третьего лица, избранного самими спорящими сторонами, которому они добровольно доверяют вынесение решения по своему делу и заранее обязуются подчиниться этому решению.
Среди нормативно-правовой базы, составляющей основу третейского разбирательства прежде всего выступает Федеральный закон от 2002 года «О третейских судах в Российской Федерации»
Правовое регулирование третейского разбирательства важно потому, что сама процедура должна в равной степени обеспечивать интересы спорящих сторон, создавать равные для них условия и возможности защиты своих прав. Не должно быть ничего, что ставило бы одну сторону в невыгодное положение по отношению к другой. Закон формулирует базовые нормы, например, о том, какие споры могут разрешаться третейским судом, как заключаются третейские соглашения, кто может быть третейским судьей, какова процедура разбирательства и так далее.
Помимо этого закона третейское разбирательство регулируется положениями и регламентами о третейских судах, а также, в значительной степени, волей сторон. Последняя вообще имеет решающее значение, так как именно ею определяются все важные вопросы на всех стадиях, начиная с того, будут ли стороны обращаться в третейский суд. Возможность участия в третейском суде и, соответственно, обязательность исполнения будущего решения стороны решают самостоятельно и добровольно, их никто к этому не принуждает.
В случае если, правила третейского разбирательства согласуются сторонами, то они не должны противоречить основным началам и смыслу (основополагающим правилам) Закона о третейских судах, а также Положения о третейском суде, Регламента третейского суда. Третейское разбирательство оформляется в виде решения третейского суда, которое может быть оспорено участвующей в деле стороной путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд в течение трех месяцев с момента его получения. Данные действия возможны в том случае, если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным.[3]
Еще одним актом, регулирующем эту сферу деятельности, считается Закон РФ от 7 июня 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже».[4] Он очень близок по содержанию закону о третейских судах, а основываются оба этих правовых акта, так же, как и новый АПК РФ, на одних и тех же международных документах: во-первых, это регламент ЮНСИТРАЛ; во-вторых, Нью-Йоркская конвенция 1956 года о порядке признания и исполнения решения международного коммерческого арбитража.
Противоречий между ними нет. Положения закона о третейских судах не распространяются на решения споров международного коммерческого арбитража, так как последний регулирует отношения с участием международного (иностранного) элемента.
Указанные законы предусматривают образование постоянно действующих третейских судов, а также третейских судов для разрешения конкретного спора. В качестве постоянно действующих третейских учреждений закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» предусматривает Международный коммерческий арбитражный суд и Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате РФ.[5] Названные законы предусматривают возможность оспаривания решения третейского суда, а Гражданский процессуальный кодекс, развивая эти положения, регулирует производство по делам такого рода в суде общей юрисдикции. Таким образом, ГПК РФ так же составляет основу регулирования третейского разбирательства.