Гигиенические требования к планировке школьного здания,
Земельного участка
Гигиенические требования к планировке школьного здания
Требования к размещению общеобразовательных учреждений
Здания общеобразовательных учреждений размещаются на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстояние 100 – 170 м Расположение общеобразовательных учреждений на внутриквартальных проездах с периодическим движением автотранспорта допустимо только при условии увеличения минимального разрыва от границы участка учреждения до проезда с 15 до 25м. Общеобразовательные учреждения не размещаются на внутриквартальных и особенно межквартальных проездах с регулярным движением транспорта. Радиус обслуживания от дома до общеобразовательных учреждений предусматривается не более 0,5 км пешеходной доступности. Допускается размещение общеобразовательных учреждений на расстоянии транспортной доступности: для обучающихся I ступени обучения – 15 минут (в одну сторону), для обучающихся II и III ступени - не более 50 минут в одну сторону.
Требования к зданию школы
Количество обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом. Вместимость вновь строящихся школ не должна превышать 1000 человек. Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек.
Этажность здания не должна превышать 3 этажей. В условиях плотной городской застройки допускается строительство школ высотой в 4 этажа. При размещении школ в ранее выстроенных 4-5-этажных зданиях четвертый и пятый этажи необходимо отводить под редко посещаемые учащимися кабинеты.
Гардеробы размещаются на 1 этаже с обязательным оборудованием ячеек для каждого класса. Гардеробы оснащаются вешалками для одежды и ячейками для обуви.
Учебные помещения не размещаются в подвальных и цокольных этажах здания. Учебные классы не следует располагать вблизи помещений, являющихся источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока).
Ученики первой ступени обучаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок. Для учеников второй-третьей ступени допускается организация образовательного процесса по классно-кабинетной системе на любых этажах здания, кроме подвальных и цокольных. Площадь кабинетов принимается из расчета 2,5 кв.м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий, 3,5 кв.м – при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.
Учебные помещения включают: рабочую зону: (размещение учебных столов для обучающихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, зону для индивидуальных занятий обучающихся и возможной активной деятельности.
Учебные помещения начальных классов, кабинеты физики, химии, черчения, рисования, мастерские трудового обучения должны быть обеспечены холодным и горячим водоснабжением.
Спортивный зал должен размещаться на 1 этаже в пристройке. Площади спортивных залов приняты 9 х 18 м, 12 х 24 м, 18 х 30 м при высоте не менее 6 м. При спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные площадью 16-32 кв.м. в зависимости от площади спортзала, раздевальные для мальчиков и девочек площадью 10,5 кв.м. каждая, душевые площадью 9 кв.м каждая, уборные для мальчиков и девочек площадью 8 кв.м каждая, комната для инструктора площадью 9 кв.м. В состав помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать помещение (зону), оборудованное тренажерными устройствами, а также, по возможности, бассейн.
Размеры актового зала определяются числом посадочных мест из расчета 0,65 кв.м. на одно место и 60% от общего количества обучающихся.
Площадь библиотеки необходимо принимать из расчета не менее 0,6 кв.м. на одного обучающегося. В помещении библиотеки предусматриваются следующие зоны: читательские места, информационный пункт (выдача и прием литературы), места для работы с каталогами, фонды открытого доступа, фонды закрытого хранения, зона с кабинками для индивидуальных занятий с ТСО и боксы для хранения передвижных тележек.
Гигиенические требования к планировке земельного участка
Для общеобразовательного учреждения предусматривается самостоятельный земельный участок с расстоянием от здания учреждения до красной линии не менее 25 м. Территория участка ограждается забором высотой 1,5 м. Озеленение участка предусматривается из расчета не менее 50% площади его территории. На земельном участке выделяются следующие зоны.
Учебно-опытная зона составляет не более 25% площади участка. В городских учреждениях она может быть сокращена за счет строительства на участке теплиц и оранжерей, связанных с кабинетом биологии.
Физкультурно-спортивная зона размещается на расстоянии не менее 25 м от здания школы, за полосой зеленых насаждений. Не следует располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебной программы по физическому воспитанию, а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий. Спортивно-игровые площадки имеют твердое покрытие, футбольное поле – травяной покров.
Зона отдыха размещается вблизи сада, зеленых насаждений, в отдалении от спортивной и хозяйственной зон. Она включает площадки для подвижных игр и тихого отдыха. Площадки для подвижных игр и отдыха располагаются вблизи выходов из здания (для максимального использования их во время перемен) и разделены для обучающихся каждой ступени обучения.
Хозяйственная зона располагается со стороны входа в производственные помещения столовой (буфета) на границе участка на расстоянии не менее 35 м от здания школы, ограждается зелеными насаждениями и имеет самостоятельный въезд с улицы.
Мусоросборники обеспечиваются плотно закрывающимися крышками. Их следует устанавливать на бетонированной площадке на расстоянии не менее 25 м от окон и входа в столовую (буфет). Подходы к зданию школы не менее чем за 100 м также имеют твердое покрытие.
Основные понятия
Гигиенический рациональный режим труда подростков - смена работы отдыхом, чередование рабочих операций, оптимальный режим, интенсивность работы и плотность рабочего времени.
Плотность урока труда - отношение чистого времени работы – основной и вспомогательной – к общей длительности урока.
Садово-огородные и полевые работы для учащихся V-VII классов -обработка почвы, посадка огородных культур, различных растений и кустов, поливка, прополка, прореживание овощных культур, мотыжение, ворошение и сгребание сена, уборка овощей и плодов, уничтожение сельскохозяйственных вредителей без применения ядохимикатов, уход за кроликами и птицей.
Структура учебных помещений - рабочая зона: (размещение учебных столов для обучающихся), рабочая зона учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, зона для индивидуальных занятий обучающихся и возможной активной деятельности.
Тест 9
1. Какова допустимая длительность непрерывного выполнения слесарных
операций для учащихся?
A. 14 минут
B. 15 минут
C. 16 минут
D. 12 минут
2. Какова продолжительность непрерывной работы на швейной машине?
A. 12-15 минут
B. 20-25 минут
C. 10-11 минут
D. 8-13 минут
3. Какова оптимальная плотность работы для выполнения швейных операций?
A. 50 - 70%
B. 60 - 80%
С. 70 - 80%
D. 80 - 90%
4. Какова общая продолжительность работ учащихся 14-15 лет в день во время летних каникул?
A. не более 5 часов
B. не более 6 часов
C. не более 4 часов
D. не более 3 часов
5. Какова общая продолжительность труда в сельской местности для
учащихся VII классов?
A. не более 4 часов
B. не более 3 часов
C. не более 2 часов
D. не более 1 часа
6. Какова должна быть вместимость вновь строящихся школ?
A. не более 800 человек
B. не более 1500 человек
C. не более 500 человек
D. не более 1000 человек
7. Какой должна быть площадь кабинетов из расчета на одного обучающегося при групповых формах работы?
A. 1.5 кв.м.
B. 3.5 кв.м
C. 2.5 кв.м
D. 3 кв.м
8. Как определяются размеры актового зала исходя из общего
количества обучающихся?
A. 60%
B. 70%
C. 80%
D. 50%
9. Какой должна быть площадь библиотеки из расчета на одного
обучающегося?
A. 0.4 кв.м.
B. 0,6 кв.м
C. 0,3 кв.м
D. 0,8 кв.м
10. На каком расстоянии от здания школы должна располагаться