Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Краткая история кубинской музыки.

http://www.boogalu.com/features/history-cuban-music

Карибский остров Куба повлиял на развитие нескольких музыкальных стилей в 19 и 20 веках. Корни большинства кубинских музыкальных стилей начинаются в cabildos (культурные собрания/соц. клубы), это что-то вроде социального клуба для африканских рабов, привезенных на остров. Эти клубы сохранили африканские культурные традиции даже после того, как эмансипация 1886 года заставила их объединиться с Римско-католической церковью. В то же самое время, стала развиваться религия Сантерия и вскоре она распространилась по всей Кубе, Гаити и на другие близлежащие острова. Сантерия повлияла на кубинскую музыку, поскольку перкуссия является неотъемлемой частью религии. Каждый Ориша, или божество, ассоциируется с разными цветами, эмоциями, римско-католическими святыми и барабанными ударами, называемыми "штрихами" (toques). К 20-му столетию, элементы музыки этой религии обрели популярную и народную формы.

Основные корни кубинской музыки лежат в Испании и Западной Африке, но со временем на нее повлияли разнообразные жанры других стран. Главными среди них являются Франция, США и Ямайка. Кубинская музыка также повлияла на другие страны, способствуя развитию не только джаза и сальсы, но и Аргентинского танго, Ghana high-life, западно-африканского Afrobeat, и испанского "nuevo flamenco".

Коренными жителями Кубы были таино, араваки и сибонеи, известные своим музыкальным стилем areito. Африканские рабы и европейские иммигранты привезли свою собственную музыку на остров. Европейские танцы и народные музыкальные произведения включали в себя zapateo, fandango, zampado, retambico, canción. Позже, северные Европейские формы, такие как вальс, менуэт, гавот, мазурка, появились в белом обществе.

Как сказал кубинский фольклорист Фернандо Ортис, музыкальные инновации Кубы - это результат взаимодействия между африканскими рабами, которые жили на плантациях сахарного тростника, и испанскими или канарскими островитянами, которые выращивали табак на небольших фермах. Африканские рабы и их потомки восстановили большое количество ударных инструментов, наиболее важными из которых были clave, congas, барабаны batá. Китайские иммигранты внесли свой китайский корнет - китайский духовой инструмент, играющий на карнавалах Сантьяго-де-Куба.

Guajira/Гуахира.

Первоначальная гуахира была резкой сельской акустической музыкой, возможно связанной с пуэрториканскими крестьянами Jíbaros. Она появилась в начале 20-го века и исполняется под 12-ти струнную гитару tres, которая отличается по звуку.

Musica Campesina/Mузыкa Kампесино (Сельская).

Сельская музыка является одной из форм импровизационной музыки, полученной из местной формы децимы и стиха под названием punto. Она стала популярной благодаря таким исполнителям, как Celina González, и сильно повлияла на современный сон. Оставаясь в основном без изменений (таким образом провоцируя снижение интереса среди кубинской молодежи), некоторые исполнители пытались обновить музыку Кампесино новыми стилями, текстами песен, темами и аранжировками.

Danzón/Дансон

Европейское влияние на дальнейшее музыкальное развитие Кубы наиболее ярко представлено в дансоне. Это элегантный танец, который утвердился на Кубе до того, как он стал популярным во всей Латинской Америке, особенно в Мексике. Его корни лежат в европейских бальных танцах, таких как Английский, Французский и Испанский Контрданс. Дансон сформировался в 1870 году в районе Matanzas, где сильно преобладала африканская культура. Дансон полностью сформировался к 1879 году. Исполняемый типичным оркестром (неофициальным военным оркестром), дансон развился из хабанеры (habanera) путем включения африканских элементов. Danzón исполняли такие музыканты, как Miguel Failde. Failde добавил элементы из французского контрданса и проложил путь для будущих исполнителей, таких как José Urfe, Enrique Jorrín, Antonio María Romeu.

Гаитяне на Кубе: Charangas.

Другие формы кубинской народной музыки включают в себя баллады bolero из Сантьяго и небольшие креольские группы, называемые charangas. Сharangas пришли от гаитянских беженцев во время гаитянской революции 1791 года. Oни поселились на востоке и установили собственный стиль дансона, образуя своего рода соц. клуб под названием Tumba francesa, получив известность за comparsa, mambo, chachachá и другие типы народной музыки.

Changuí/Чангуи.

Changuí является быстрой формой сона восточных провинций (Сантьяго и Гуантанамо) и лучше всего иллюстрируется музыкантом Элио Реве (Elio Revé). Не совсем ясно как возник changuí и является ли он предвестником классического сона, но возможно они сформировались параллельно друг к другу. Характеристикой changuí является его сильный акцент на сильную долю, а также быстрота и ударность. В то время как Элио Реве модернизировал чангуи, музыканты Candido Fabré и Los Dan Den придали ему современный вид, который он имеет сегодня. Los Van Van во главе с Juan Formell добавили тромбоны, синтезаторы и больше ударных, чтобы создать songo.

Son/Сон.

Сон является главным жанром кубинской музыки, и он помог заложить основу почти для всего, что появилось позже. Он возник в восточной части острова среди фермеров испанского происхождения. Считается, что он сформировался из changui, который тоже объединяет в себе испанскую гитару и африканские ритмы.

 

Сон касается таких традиционных тем, как любовь и патриотизм, но более современные исполнители имеют в своем творчестве социально-политическую направленность. Песни сона состоят из децимы (10-строчной строфы испанской поэзии), восьмисложного стиха, и они исполняются на 2/4 доли. Ритмический рисунок "клаве" сона бывает reverse и forward (обратный/задний и передний/прямой??). Forward клаве имеет трех-нотный такт, за которым следует двух-нотный такт, а у reverse клаве наоборот.

Batá & Yukа.

Одним из самых ярких cabildos (соц. клуб) был Lukumí, ставший известным благодаря барабанам batá, на которых традиционно играли во время церемоний посвящения, и благодаря abwe или chekeré (муз. инструмент из высушенной тыквы-горлянки). В 1950 году, группа барабанщиков batá под названием Santero внесли стиль Lukumí в основу кубинской музыки, в то время как исполнители Mezcla и Lázaro Ros разбавили стиль другими формами, включая Зук (Zouk).

Сabildo Kongo известен своим использованием барабанов yuka, gallos, танцами мakuta и mani. Последний из них тесно связан с бразильским боевым танцем капоэйрой. В конце концов барабанная музыка Yuka превратилась в то, что известно как rumba, став всемирно популярной. Исполнители румбы традиционно используют барабаны, palitos, claves и вокал call & response (это когда бэк вокалисты повторяют фразу/мелодию после того, как ее спел ведущий исполнитель).

Rumba/Румба.

За границей румба, прежде всего, рассматривается как роскошный бальный танец, но его происхождение является спонтанным, импровизационным и живым, исходящее от грузчиков в портах Гаваны и Матансас (Havana, Matanzas).

Перкуссия (в том числе quinto, барабаны tumbadoras и palitos, палочки для исполнения ритма cáscara) и вокальные партии (лидер и хор/бэк вокалисты) были объединены, чтобы сделать танцевальную и популярную форму музыки.

Слово "rumba" происходит от глагола "rumbear", что означает хорошо проводить время на вечеринке/веселиться. Ритм - главное в румбе, так как эта музыка в первую очередь предназначена для танца.

Существует 3 вида ритма румбы с сопровождающими танцами : columbia, guaganco и yambú. Сolumbia исполняется на 6/8 доли и танцуется одним человеком, очень быстро с агрессивными и акробатическими движениями. Guaguanco исполняется на 2/4 доли, танцуется мужчиной и женщиной гораздо медленнее. Танец имитирует стремление мужчины к женщине, таким образом образуя сексуальную энергетику в танце. Yambu, известный как "румба для пожилых людей" является предшественником guaguanco и исполняется более медленно. Yambu почти вымер и исполняется в основном только фольклорными ансамблями.

 

Диверсификация и популяризация 1920-30-х годов.

Музыка сон пришла в Гавану в 1920 году, благодаря усилиям легендарных групп, как Trío Matamoros. Сон был урбанизирован, к нему были добавлены труба и другие музыкальные инструменты, тем самым оказав огромное влияние на более поздние формы кубинской музыки. В соне трио уступили септетам, включая в себя гитару или tres, маримбулу (marímbula) или контрабас, бонгос (bongos), клаве (clave) и маракас (maracas). Труба была представлена в 1926 году. Ведущие певцы импровизировали слова песен и украшали мелодии с помощью ритма клаве (clave), наложенного поверх основного клаве ритма в соне . Время шло, и музыканты начали "отбеливать" сон для растущего потока туристов в ночных клубах Гаваны, которые не понимали сложных африканских ритмов.

Появление кубинской музыки в США.

В 1930 году, группа Lecuona Cuban Boys и Desi Arnaz популяризировали conga в штатах. Don Aspiazu сделал то же самое с son montuno, а Arsenio Rodriguez создал conjunto и популярность румбы возросла. Conjunto son, mambo, chachachá, rumba и conga оказали самое большое влияние на развитие сальсы.

Мамбо впервые появилoсь в США в начале 40-х годов. Первое мамбо было записано Орестесом Качао Лопесом (Orestes "Cachao" Lopez) в 1938 году. Спустя 5 лет, Perez Prado представил Мамбо публике в ночном клубе Гаваны La Tropicana. Мамбо отличался от его непосредственного предшественника дансона (danzon) элементами из джаза и son montuno. К 1947 году, мамбо был бешено популярен в США, но эта популярность продолжалась всего лишь несколько лет.

Другими влиятельными музыкантами до революции были Ernesto Lecuona, Chano Pozo и Bola de Nieve, которые жили в Мексике. Mario Bauza вместе с "ньюйориканцами" Ray Barreto и Tito Puente сделали изменения в мамбо, что впоследствии послужило началом постепенного производства латинского джазa и сальсы. Большое количество музыкантов покинуло Кубу между 1966 и 1968 годами, после того, как кубинское правительство национализировало оставшиеся ночные клубы и звукозаписывающие компании. Среди них была Celia Cruz, исполнительница гуарачи (guaracha), которая оказала огромное влияние на развитие сальсы. В последующие годы кубинцы были очень активны в латинском джазе и ранней сальсе, например Patato Valdés из группы "Tipíca '73'", связанная с Fania All-Stars. Несколько бывших членов группы Irakere также стали весьма успешными в США, среди них были Paquito d'Rivera и Arturo Sandoval.

Habanera/Хабанера.

В конце 19 века, хабанера развилась из контрданса, который прибыл с Гаити после Гаитянской революции. Главным новшеством от контраданса была ритмичность, так как хабанера имела в своем репертуаре как испанские, так и африканские влияния. В 1930 году, исполнитель хабанеры Arcano y sus Maravillos добавил элементы из conga и montuno, открывая путь для смешивания Латинских музыкальных форм, в том числе Guaracha, которую исполняет оркестр Charanga. Guaracha (иногда ее называют просто Charanga) очень популярна и продолжает развлекать аудиторию.

Однако только в 1995 году кубинский исполнитель впервые записал целый диск в жанре Habanera. Певица/композитор Liuba Maria Hevia записала несколько песен, которые затем проанализировал музыковед Maria Teresa Linares, директор кубинского Музея музыки. Даже тогда, первоначальным намерением было снабдить Кубинский Музей Музыки некоторой музыкальной справочной информацией о жанре. Стоит отметить, что тот же исполнитель, недовольный техническими условиями на тот момент (Куба была в середине так называемой особого периода Periodo Especial), перезаписал большинство песен на диске 2005 Angel y Habanera. Тот факт, что вышеупомянутый CD Habaneras en el tiempo (1995) был в основном распространен в Барселоне, подчеркивает падающий интерес к такому типу музыки на острове, особенно если сравнивать его с энергичной популярностью Хабанеры на средиземноморском побережье Испании.

1940 и 1950 года.

Считается, что один из самых известных soneros Кубы Arsenio Rodriguez возвратил сон обратно к своим африканским корням в 1940-м году, адаптировав стиль guaguanco к сону и добавив инструмент cencerro (ковбелл) и conga к ритму.

Кроме того, он расширил роль инструмента tres, как одиночного муз. инструмента. Rodriguez внес в montuno мелодичные соло и его стиль стал известен, как son montuno. В 1940-х годах, Chano Pozo стал частью Бибоп революции в джазе, играя на конгах и других афро-кубинских барабанах. Conga стал неотъемлемой частью того, что стало известно, как латинский джаз, появившийся среди кубинцев в 40-х годах в Нью-Йорке.

Чаранга группа под названием Orquesta America, во главе со скрипачем Enrique Jorrín, помогла изобрести chachachá, ставшее международным увлечением в 1950-х годах. Chachachá было популяризировано такими исполнителями, как Tito Puente, Perez Prado и другими суперзвездами. Многие из этих исполнителей также обновили версию мамбо для современной аудитории.

1960-е и 70-е года.

Современная кубинская музыка известна своим неустанным смешением жанров. Например, в 1970-х годах группа Los Irakere использовала барабаны batá в биг-бэндах; это стало известно, как son-batá или batá-rock. Позже другие исполнители создали mozambique, смешивая conga, mambo и batá-rumba, и смешивая румбу с барабанной музыкой batá. Такие смешения, включая элементы из хип хопа, джаза и рок"н"рола, также были распространены, например rockаson группы Habana Abierta.

Кастро и кубинские эмигранты.

Приход к власти Фиделя Кастро в 1959 году означал массовую эмиграцию в Пуэрто-Рико, Флориду и Нью-Йорк, а также означал защиту исполнителя Коммунистическим государством, представленную государственными звукозаписывающими компаниями, как например EGREM. На Кубе движение Nueva Trova (куда входит Pablo Milanés) отражало новые левые идеалы. Молодые музыканты обучались в музыкальных школах. Государственное кабаре Tropicana былo популярной достопримечательностью для иностранных туристов, хотя более осведомленные туристы отыскивали заведения с музыкальный стилем «трова». Музыканты работали в полную смену и получали плату только после окончания консерватории, но 90% их дохода отбиралось Министерством Kультуры. Правительство Кастро в конце концов вынудило эмигрировать даже таких ранних сторонников Кастро, как Arturo Sandoval и Paquito D'Rivera. Распад Советского Союза в 1990 году немного изменил ситуацию, и музыканты получили право давать концерты за границей и зарабатывать себе на жизнь за пределами государственной системы.

К известным кубинским исполнителям-эмигрантам относятся Celia Cruz, La Lupe, Willy Chirino и Gloria Estefan. Многие из этих исполнителей, особенно Celia Cruz, стали тесно связаны с движением против Кастро.

Сальса.

В 1970-х годах и позже, son montuno был смешан с другими латинскими музыкальными жанрами, как мамбо и румба, чтобы сформировать современную сальсу, в настоящее время очень популярную во всем регионе Латинской Америки и испаноязычных странах.

Nueva Trova/Новая трова.

Политические и социальные потрясения Кубы в 60-х и 70-х годах, произвели социально известную форму новой музыки под названием Новая трова или Нуэ́ва тро́ва. Silvio Rodríguez и Pablo Milanés стали самым важным представителями этого стиля. Он возник среди путешествующих трубадуров в начале 20 века, включая таких популярных музыкантов, как Sindo Garay ("La Bayamesa"), Nico Saquito, Carlos Puebla и Joseíto Fernández ("Guantanamera"). Нуэва Трова всегда была тесно связана с революцией Кастро, но ее песни чаще затрагивали личные, чем социальные вопросы, уделяя особое внимание сильным эмоциональным проблемам.

Нуэва Трова начала развиваться после падения Советского Союза, адаптируясь к новым временам. Примером новой, не-политической линией в движении Nueva Trova может быть Liuba María Hevia, чьи песни ориентированы на другие темы, как любовь и одиночество, разделяя со всеми весьма поэтический стиль. С другой стороны, Carlos Varela известен на Кубе за его открытую критику некоторых аспектов революции Кастро, но в то же время он включен в жанр Нуэва Трова. Термин Novísima Trova часто используется для описания нового поколения композиторов, для которых основным источником информации и примером являются Silvio Rodriguez и Pablo Milanés.

1980-е и 90-е года.

Son и Nueva trova остаются самыми популярными формами современной кубинской музыки, и практически все кубинские исполнители играют музыку, полученную из одного из этих двух жанров. Сон лучше всего представлен такими долго-играющими группами, как Orquesta Aragón, Orquesta Ritmo Oriental, Orquesta Original de Manzanillo и Septeto Nacional, которая восстановилась в 1985 году. Septeto Nacional, наряду с такими группами как Sierra Mestra, вызвали оживление в традиционном соне. Тем временем, Irakere смешал традиционную кубинскую музыку с джазом, a группы NG La Banda, Orishas и Son 14 продолжили добавлять новые элементы к сону, особенно хип хоп и фанк, чтобы в дальнейшем сформировать музыку timba. Этому процессу способствовало приобретение импортного электронного оборудования.

Есть еще много других музыкантов, исполняющих традиционный son montuno, например Eliades Ochoa, который много записывался и гастролировал в результате повысившегося интереса к son montuno с середины 1990-х годов.

В 1990-х, благодаря повышенному интересу к мировой музыке, кубинская музыка оказалась в центре внимания, особенно такие традиционные стили, как son montuno. Это развитие шло рука об руку с Постсоветским "особым периодом" на Кубе, в течение которого экономика стала открываться туризму.

Orquesta Aragon, Charanga Habanera и Candido Fabré y su Banda были долго-играющими исполнителями чаранги, которые помогли сформировать тимбу в конце 1990 года.

Тимба.

С момента своего появления в начале 1990-х годов, тимба стал самой популярной танцевальной музыкой на Кубе, в последнее время только соперничая с reggatón, кубинской версией ямайской рагги и клубной музыки. Хоть и связанный с Сальсой, тимба имеет свои особенности, историю, и он тесно связан с жизнью и культурой Кубы, особенно в Гаване. Тимба для Гаваны - это то же самое, что танго - для Буэнос-Айреса, или pagode - для Рио де Жанейро.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.