Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Г. Церковь Власия на Волосовой улице

находится в северной части Людина конца в 250 м от новгородского Детинца.

Представляет собой крестовокупольную, четырёхстолпную, одноглавую, одноэтажную, квадратную в плане постройку с трёхлопастным завершением.

По некоторым данным, до постройки церкви на указанном месте существовало языческое святилище бога Велеса ~ Волоса. С приходом православия святилище было разрушено и уже под 1111 годом клировые ведомости упоминают о деревянной церкви Власия. Власий считается «наследником» древнего культа Волоса. Есть летописные отметки 1184 и затем 1379 года о строительстве на этом месте деревянной церкви.

Существющая каменная церковь Власия была построена в 1407 году жителями Людина (Гончарского) конца.

Перестроена в 1775 г. (убрали хоры, + придел), в 1853 г. пристроен новый придел, в 1940-х гг. пострадала от пожара, разобраны более поздние пристройки. Реставрация в 1954-59 г. по проекту архитектора Д. М. Фёдорова она была восстановлена в формах 15 века. При реставрации по незначительным следам удалось воссоздать купол и своды, обнаруженные в северном и западном фасадах части древних перспективных (уступчатых) порталов со стрельчатым завершением а также завершающиеся стрельчатой аркой окна.

Существующая ныне каменная церковь Власия является типичным памятником новгородского зодчества начала ХV века. Это небольшая квадратная в плане, однокупольная постройка, фасады которой имеют трехлопастные завершения, выражающие конструкцию сводов различных членений здания. Древние своды и купол церкви Власия не сохранились. При восстановлении церкви после войны своды и купол по незначительным следам удалось воссоздать в первоначальных формах. На северном и западном фасадах при тщательном исследовании памятника были обнаружены части древних перспективных (уступчатых) порталов со стрельчатым завершением. По сохранившимся фрагментам порталы были восстановлены полностью. По древним следам удалось воссоздать и завершающиеся стрельчатой аркой окна.

 

Время архиепископа Евфимия II (1429-1458 г.) – последняя эпоха расцвета новгородского искусства, борьба с Москвой за самостоятельность,

- сепаратистские и антимосковские тенденции обретают характер идеологической программы, предпринимаются серьезные политические шаги, чтобы освободиться от власти великого князя и митрополита, сидевшего в Москве

- например, в 1435 г. для поставления в сан Евфимий II едет в Смоленск к митрополиту Герасиму, ставленнику Литвы, а не в Москву

- активизация строительства и монументального искусства

- строительство каменных церкве й достигает небывалой интенсивности, в монастырях, на посаде

- 1430-е гг. - строительство АРХИЕПИСКОПСКОГО ДВОРЦА В КРЕМЛЕ – комплекс зданий, включающих дворец, хлебные склады, и часозвоню

- часозвоня (перестроена в 17 в.) – композиционная доминанта ансамбля

- изменение миропонимания, иное понимание ценности времени

 

Влады́чная (или Гранови́тая) палата — памятник архитектуры XV века, построенный в стиле кирпичной готики, расположенный на территории Новгородского детинца. Является одной из старейших сохранившихся гражданских построек Руси.

Палата, как часть комплекса Владычного двора, была заложена по приказу новгородского архиепископа Евфимия в 1433 году. Как сообщает Вторая Новгородская летопись, в строительстве участвовали заграничные мастера, что доказывается наличием в парадном зале звездчатых нервюрных сводов, стрельчатых окон и арок, вимпергов и некоторых других деталей, характерных для готической архитектуры.

Первоначально Владычная палата, выстроенная из кирпича, была окружена открытой галереей, типичной для готических построек, ее освещали стрельчатые высокие окна, в интерьер вели порталы с лучковым фронтоном.

Нижние этажи палаты служили для хозяйственных целей, использовались в качестве кладовых, погребов, столовых палат. Зал верхнего этажа имел церемониальное назначение, где новгородские владыки могли принимать гостей, вручать дары, устраивать заседания, праздничные трапезы, встречать послов. Здесь после проведения исследовательских работ открыта кирпичная кладка сводов с нервюрами, опирающимися на круглый столб в центре.

В 1441 году памятник был расписан фресками. Икона XVI века «Видение пономаря Тарасия» содержащая изображение палаты, демонстрирует, что ранее постройка имела ступенчатые фронтоны с рядами стрельчатых ниш, известных как приём в готической архитектуре.

Парадный зал палаты являлся местом заседания суда и совета новгородской знати. В 1478 году именно там прозвучал указ Ивана III о присоединении Новгородской земли к Московскому государству.

В последующие века здание претерпело значительные перестройки и свой нынешний облик приобрело к XIX веку. В частности был значительно изменён главный фасад, а поверх здания устроен карниз. В 1822 году в парадном зале была освящена церковь во имя архиепископа новгородского Иоанна.

 

Находит параллели в одновременной европейской архитектуре, например, в интерьере Среднего замка в Мариенбурге (совр. Мальборк в Польше, построенный в 14 в.).

 

- При Евфимие II в новгородской архитектуре начинают активно звучать местные темы, вспоминают образы своего местного прошлого, используют их, отсюда феномен строительства на старой основе – на месте и по плану древних новгородских церквей

- в архитектуре 15 в. возникает старая домонгольская тема крупного 6-стролпного сооружения с 3 апсидами и 1 главой, например

ЦЕРКОВЬ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ НА ОПОКАХ

- ИДЕЯ Новгород как великий город с большим наследием, обращение к старине и прославление собственных святынь

- Заложена в 1127 году князем Всеволодом Мстиславичем, а в 1130 году специальной уставной грамотой была передана Ивановской общине купцов-вощаников, торговавших воском и мёдом

- В 1453 году повелением архиепископа Евфимия II древний храм был разрушен, а на его месте построен новый, при сооружении новой церкви не только были использованы фундамент и нижние части стен древней постройки, но и частично повторен её основной архитектурный облик, как все перестроенные Евфимием II храмы, церковь Иоанна, несмотря на большие размеры, имеет одну главу

- стиль – намеренно ретроспективный, консервативный, определен желанием напомнить о былом могуществе и славе города

 

Второе направление в новгородской архитектуре, которое начинает развиваться при Евфимие и продолжает во второй половине 15 в., это ориентация на памятники типа Перынского скита, получающие развитие в конце 13-начале 14 в., например,

ЦЕРКОВЬ 12 АПОСТОЛОВ НА ПРОПАСТЕХ (на чумных кладбищах)

Существуют летописные сведения о том, что уже в 1230 году на месте современной церкви стояла деревянная. Она именовалась как «церковь у скудельни» или в «пропастех».

Место получило известность благодаря страшному голоду 1230 года. Голод в Новгороде случился настолько сильным, что жители умирали целыми семьями и заниматься их погребением было некому. Тогда же, по распоряжению новгородского архиепископа Спиридона, рядом с церковью была устроена скудельница. К ней был приставлен специальный человек по имени Станила. Ему полагалось «возити мертвецы на кони и тако беспрестани во вся дни влачаше и наполни до верха».

Деревянный храм не раз горел и перестраивался. В 1358 году первая и третья Новгородские летописи упоминают так же о каменной церкви, построенной на этом месте мастерами Андреем Захарьиным и Даниилом Козиным. Храм был больше современного почти в два раза. Летописные сведения о нём несколько противоречивы, но согласно имеющимся данным, можно предположить, что он разрушился до 1405 года.

В 1432 году по указанию новгородского архиепископа Евфимия возводится деревянная церковь. Затем, в 1454 году закладывается и в течение года строится каменный храм, дошедший до наших дней.

- Небольшой одноапсидный храм крестовокупольного типа, с одной главой на высоком световом барабане и восьмискатной кровлей по щипцам. Изначально, при строительстве храма было применено более древнее трехлопастное решение кровли, которое изменили при более поздних переделках на восьмискатное. Храм имеет двухярусный притвор с звонницей.

- Храм Двенадцати апостолов на Пропастях по праву счтается из лучших образцов новгородской культовой архитектуры XV в. В его строгих формах и нарочито-аскетической архитектуре словно отразилась та непростая эпоха в которую он возводился.

- типологически постройки мало чем отличаются от памятников 14 в.

- Основное отличие от сооружений более раннего времнеи – уплощение рельефа стен вследствие отказа от сложного профилированных лопаток и ослабление роли вертикальных членений

- силуэты церквей становятся более плавными, членения фасадов – более равномерными, прясла и апсиды заметно расширяются, ритм линий утрачивает былую динамику

- в облике ощутима успокоенности, найденность идеала

- все возводится без видимого напряжения, по хорошо известному канону

 

Близкая по архитектуре постройка – церковь Симеона Богоприимца Зверина монастыря, построенная всего 13 годами позже и близкая по особенностям и деталям.

1467-68 гг. - Церковь Симео́на Богоприи́мца в Новгороде на территории бывшего Зверин-Покровского монастыря.

Каменная церковь Симеона была поставлена в 1467 году (в летописи — 6975 год) на месте деревянной, которая, в свою очередь, была срублена на год раньше. Причина постройки — эпидемия чумы — «мор», свирепствовавший в это время в Новгородской и Псковской земле. В народе мор получил название «Симеоновский». Только в самом Новгороде и новгородских монастырях скончалось от «железы» более 55 тысяч человек. По всё же Новгородской земле потери составили 250.652 человека.

Церковь Симеона относилась к так называемым «обыденным» церквям, которые строили сами жители города за один день. Она возведена на месте скудельницы — коллективного захоронения умерших от чумы новгородцев.

Здание церкви отличается простотой форм и соразмерностью пропорций. Имеет подцерковье, которое использовалось как подвал. Характерно, что наличие межэтажного перекрытия никак не отражено на фасадах.

- архитектура церкви Симеона Богоприимца представляет определенный рубеж, коснувшийся всего православного мира

- меняется поэтика, характер силуэта при сохранении общей схемы

- все упрощается, схематизируется

- вторая половина 15 в. – это какая-то утрата

 

1478 г. – захват Новгорода Иваном III, утрата независимости. В Евфимиевской палате прочитан приказ о присоединении города к Московскому государству

- следование общерусскому пути, унификация, но всё равно сохраняет местные едва уловимые особенности во всех областях искусства

 

В 16 в. новгородская архитектура развивается по пути ретроспекции, повторяя те или иные примеры новгородской традиции

- Активное строительство, характерное для Новгорода, резко прекратилось после 1478 года момента присоединения Новгорода к Москве и постепенно ликвидации самостоятельности Новгорода Великого. За последние два десятилетия XV века и первое десятилетие XVI века новгородские летописи отметили лишь одну постройку деревянной церкви на Владычном дворе, поставленную в один день по случаю «мора» (эпидемии). Правда, на эти же десятилетия падают два крупнейших начинания московского правительства в области крепостного строительства. В 1484 году «повелением великого князя Ивана Васильевича начата здати в Великом Новгороде град камен детинец, по старой основе». Работы эти были закончены в 1490 году.

 

 

Только с 1510 года начинает развертываться строительная деятельность отдельных частных лиц и корпораций, особенно усилившаяся в 20-х годах XVI века.

1519 г ЦЕРКОВЬ КЛИМЕНТА НА ИВОРОВОЙ УЛИЦЕ

-типичный новгородский храм в формах XV века — интересна своей эталонностью: миниатюрность, плавные очертания восьмискатной кровли, свинцовая глава.

Здание церкви представляет из себя однокупольную, четырёхстолпную, одноапсидную постройку с трёхлопастным завершением.

Фасады расчленены лопатками на три части. Карниз апсиды украшен бегунцом и поребриком. По обе стороны от западного портала, а также в завершении.

северного фасада в стенах находятся вкладные кресты XIV и XV века. Окна на памятнике прямоугольной формы, помещены в ниши с полуциркульным завершением. Прежде главный вход в церковь был с южной стороны.

С западной стороны к зданию церкви примыкает двухстолпный притвор и невысокая двухярусная колокольня.

Третья Новгородская летопись сообщает о постройке церкви Климента в 1153 году: «в лето 6661 боголюбивый епископ Нифонт в В. Новгороде на Торговой стороне заложил церковь каменну святого Климента на Иворовой улице». В летописи отмечено, что церковь многократно страдала от пожаров, например, в 1326, 1385, 1596 годах. Под 7025 (1517) годом сообщается, что в лето этого года она падеся. Вскоре была восстановлена московским гостем (купцом) Василием Таракановым. Несмотря на его московское происхождение, церковь не отличается формами от традиционных новгородских церковных сооружений XIV—XV веков. Это указывает на то, что московские заказчики подряжали на работы новгородские строительные артели. Единственную разницу можно обнаружить в том, что церковь Климента выстроена целиком из кирпича.

В 16 в. появляется направление в новгородской архитектуре, отражающее новые вкусы, связанные с адаптацией московских образцов.

 

ПСКОВСКАЯ АРХИТЕКТУРА XIV-XV ВЕКОВ

Картина развития художественной культуры Пскова во многом сходна с тем, что мы видим в Новгороде, но имеет и ряд специфических особенностей

- тесная связь этих городов, близости социально-экономических условий жизни не могут скрыть и существенную разницу, ощутимую в атмосфере их духовной жизни

- в Новгороде мир и церковь стоят рядом друг с другом, никогда не сливаясь,

- Во Пскове – они теснейшим образом переплетены

- слабая развитость государственных институтов, общинные формы управления как городом, так и церковью, устойчивость древних обычаев создавали своеобразные условия для развития местной культуры и искусства, достигающего в 15 в. своего расцвета

- Черты псковского искусства, впервые проявившиеся на грани 13-14 вв., определяются характерным сочетанием традиционных исполнительских приемов с очень развитыми оригинальными формами конструкций каменных построек.

- чуткое отношение ко всему новому, обнаруживая осведомленность в том, что происходит на Руси, в Византии, на Западе

- но все подвергается основательной переработке в духе очень устойчивых местных вкусов

- Псков был пригородом Новгорода, но при этом имел свои индивидуальные черты:

- упрощение форм

- более теплая, человечная, открытая традиция

- более активная роль народных слоев и вкусов

- формирование собственной архитектурной традиции происходит в 14 веке, чуть позже, чем в живописи (вторая половина 13 в.)

 

Как и повсюду в 14-15 вв., во Пскове ведется строительство крупных оборонительных сооружений,

Стены окружают не только Кром, но и примыкающий к нему Довмонтов город, Окольный город и Застенье

- Для архитектуры Пскова этого времени оказывается характерной особая плановая и объёмно-пространственная композиция, в которой подчёркивается контраст между высокой центральной частью и пониженными боковыми.

- Покрытие – щипуовое, которое для храмов Пскова стало почти столь же обязательным, как и три апсиды

- центральная апсида доходит до середины высоты, боковые пониже

- храмы Пскова ниже новгородских, они неотделимы от окружающего их городского пейзажа, органично сливаются с городской застройкой

 

1311 г. - СОБОР РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ СНЕТОГОРСКОГО МОНАСТЫРЯ

- один из древнейших монастырей Пскова, упоминается в 13 в.

- на высоком правом берегу излучины реки Великой. Снятная гора, на которой стоит монастырь, зовется так по названию местной промысловой рыбы — снети.

- Впервые монастырь упоминается в псковской летописи конца XIII века, согласно которой 4 марта 1299 года уже существовавшая к тому времени обитель была сожжёна при нападении на Псков ливонских рыцарей. При этом погибли настоятель монастыря преподобный мученик Иоасаф и 17 иноков.

В XIV-XV веках Снетогорский монастырь становится главным духовным и монашеским центром Пскова. О возросшей роли монастыря уже в начале XIV века говорит факт строительства в нем каменного храма - одного из первых после длительного перерыва в каменном строительстве, вызванного нашествием монголов на Русь. В самом Пскове рядом с Кромом на берегу реки Псковы с середины XIV века существовало подворье монастыря, где в 1352 году была построена церковь ап. Иоанна Богослова. Подворье укрепляло хозяйственные связи монастыря с псковским посадом, кроме того монастырь поддерживал торговые связи с прибалтийскими купцами.

- собор Рождества Пресвятой Богородицы — был построен в 1311 году по подобию Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря.

- Храм повторяет основные черты архитектуры построенного на полтора века раньше собора Мирожского монастыря, но имеет некоторые существенные отличия от последнего.

- Внутреннее пространство храма решено в форме равноконечного креста с примыкающими к нему по углам меньшими по высоте объемами.

- В отличие от собора Мирожского монастыря, в интерьере которого есть иерархическое соподчинение центрального и боковых объемов, здесь центральное пространство креста и его ветви сделаны одинакового размера.

- Восточная ветвь креста образована центральной апсидой алтаря, боковые апсиды по сравнению с ней значительно понижены.

- Западные углы храма разделены на два этажа. В нижнем северном компартименте первоначально располагался придел или уединенная монашеская молельня, в южном - лестница на второй этаж. Верхнее северное помещение так же служило приделом, здесь сохранились следы малого иконостаса. Верхнее южное помещение было ризницей или хранилищем документов. Помещения-палатки верхнего яруса соединялись узким деревянным настилом, замененным в XVI веке каменным балконом.

В соответствии с внутренним устройством интерьера боковые фасады храма асимметричны.

- Их восточные прясла оформлены высокими арками, соответствующими высоте ветвей креста. Здесь расположены боковые порталы храма, над ними помещены предназначенные для росписи ниши-киоты и окна. Западные прясла снизу оформлены невысокими арками-нишами, соответствующими нижнему ярусу западных угловых помещений.

- Восточный фасад с тремя апсидами в основном сохранил свои первоначальные формы.

- Западный фасад, первоначально завершавшийся тремя закомарами, в настоящее время закрыт возникшими в последующие столетия пристройками к храму.

- Собор завершен поставленным по центру внутреннего креста куполом, барабан которого снаружи оформлен необычным поясом из стрельчатых арочек, восстановленным при реставрации.

- В XV веке барабан купола был повышен, а арочный пояс заменен лентами бегунца и поребрика.

- Форма кровли неоднократно менялась в ходе истории собора. Первоначально храм был покрыт тесом по форме закомар, а глава купола деревянным лемехом-чешуей. В XVI столетии поверх полукруглых закомар были надложены треугольные щипцы, глава купола сделана луковичной. В настоящее время кровля собора имеет позднюю четырехскатную форму с плоским завершением фасадов.

- В Мирожи столпы отделены от стен, в Снетогорах – единая поверхность

- пониженные боковые апсиды

- барабан узкий, высокий, с декором островерхих нишек (от готических прототипов)

- опора на местную традицию + упрощение + западные влияния

- грузность, мощность, обобщенность форм

 

1365-1367 гг. Троицкий собор

Перестроен в конце 17 в.

-новгородские мотивы + местные

 

1461 – ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ БОГОМАТЕРИ В МЕЛЁТОВО

-Это классический образец псковского храма XV в.

- типология – церковь компактная четырехстолпная, одноглавая с тремя апсидами

- с пониженными углыми компартиментами

- с постаментом под барабаном

- все плоское, тонкое, тихое, спокойное

- скруглённые столпы, очень узкие проходы

- боковые апсиды становятся совсем узкими, почти превращаясь в щели

- камеры в западных частях

- все упрощено

- повышенные подпружные арки по отношению к своду

- миниатюрность пропорций, какая-то особая смысловая программа

 

 

1496 г. – ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ С ЗАПСКОВЬЯ

В 1496 г. «соседи» Богоявленского конца псковского посада закончили создание, своего нового кончанского храма. Он был поставлен на краю высокого крутого выступа надпойменного берега реки Псковы у взвоза, где основная транспортная артерия конца — Большая Запсковская улица, скрещивалась с одним из главнейших путей через город, шедшим от Новгородской дороги сквозь «полевые» Петровские ворота к Ильинским воротам запсковской стены. Там, вероятно, и до этого стояла общинная церковь конца с ее «буем». С этого места открывался вид на Пскову с островками на ней, на Средний и Окольный город, Гремячую гору и Верхние Решетки, на стены и верха церквей Довмонтова города. Зрительная связь с далекими окрестностями, широкий масштаб и яркая живописная красота окружающего пейзажа требовали постройки на этой возвышенности такого сооружения, которое производило бы сильное впечатление и на близком и на большом расстоянии и благодаря своей величине и эффектности объемного и цветового решения могло бы с достаточной силой «держать» столь важный в композиции города узел.

Строителями храма Богоявления это было в полной мере учтено. Они создали одну из наиболее крупных, а вместе с тем и наиболее выдающихся в художественном отношении, построек древнего Пскова. В то же время храм Богоявления явился еще и новаторским произведением, открывшим новую эпоху в развитии псковской церковной архитектуры.

Храм был построен в три приема: сперва воздвигли основной четверик с западным притвором, затем — приделы и галереи, а в последнюю очередь — звонницу. Летописец не отмечал этой очередности, но ее нетрудно установить по стыкам между перечисленными частями здания.

Среди писавших об архитектуре Пскова в свое время была очень распространена склонность видеть чуть ли не в каждой сколько-нибудь сложной по композиции древней псковской постройке конгломерат разновременных частей, и не удивительно, что кабинетная теория об «обрастании» псковских храмов XV—XVI вв. приделами и галереями, будто бы происходившем на протяжении веков, оказалась примененной и к храму Богоявления с Запсковья. Как доказательство того, что приделы и галереи этого храма были построены только в 1538 г., была привлечена запись летописи об освящении в этом году северного придела. Запись гласит: «Тое же весны во Пскове замыслиша на Запсковьи суседи святого Богоявления в других приделах ново храм свершити святых Трех святитель, а освещаша, месяца майя в 12 день». Нетрудно, однако, видеть, что эта запись ничего не говорит о постройке приделов, а сообщает о возобновлении заброшенной вследствие каких-то причин службы в существовавшем приделе и, возможно, о его переименовании («в других приделах ново храм свершити»), и что, следовательно, эта запись никак не может служить основанием для датировки приделов. Существенны для их датировки наблюдения, сделанные на самом памятнике. Осмотры мест стыков четверика храма с приделами и галереи со звонницей показали, что между возведением этих частей прошло весьма незначительное время, за которое стены, закрытые пристроенными частями не были даже побелены. Отсюда может быть только один вывод: отмеченное летописцем под 1496 г. «свершение» храма являлось полным его окончанием, с приделами, галереями и звонницей, дошедшими до нашего времени.

Пяты для подпружных арок галереи, подготовленные при постройке четверика храма, свидетельствуют о том, что до начала строительства не только была определена композиция храма, но и продуманы такие детали, как необычное для XV — XVI вв. перекрытие галереи сводами и конструкция этих сводов. Правда, зодчие в ходе стройки, определяя на месте окончательные соотношения объемов и форм, позволяли себе изменять некоторые из первоначально намеченных размеров7. Возводя галерею, они оставили себе возможность искать оптимальные размеры звонницы и ее наилучшее положение — сдвинуть ее в последний момент перед закладкой фундамента в сторону или выдвинуть вперед. Об этом позволяют догадываться те два окна галереи, которые оказались ненужными и были заложены

Применявшийся псковичами прием возведения сложного по композиции здания раздельно, по частям, имел, как видно, не только технический смысл (как мера облегчения работы и предупреждения последствий неравномерной осадки), но являлся также одной из особенностей архитектурно-художественного творчества, позволявшей мастерам находить наиболее выгодные отношения масс и форм зданий. Вполне естественно, что он был применен и в данном случае, когда решалась весьма сложная и ответственная задача.

Церковь Богоявления с Запсковья дошла до нашего времени в сравнительно очень хорошей сохранности, хотя и не избежала искажений. В XVII в. были расширены некоторые из ее окон. В самом конце этого века восьмискатные крыши храма и его приделов были переделаны на четырехскатные. Тогда же, по всей вероятности, изменили и покрытие звонницы, сделав его из пофронтонного четырехскатным. В XVIII в. снова расширяли окна, причем это коснулось и окон галерей. Тогда же, или в начале XIX в., с западной стороны к звоннице был пристроен контрфорс. Около конца XVIII — начала XIX вв. старую луковичную главу заменили полусферической с многообломным широким, карнизом у основания и ложным фонариком наверху. К этому же времени относилось и устройство новых иконостасов в храме и в приделах, причем, однако, в главном храме были сохранены древние иконы и завершение древнего иконостаса. В XIX в. подвергся перестройке южный придел, были сломаны сходы в подцерковья обеих приделов, сломана глава северного придела и вновь расширена часть окон. Тем не менее, в результате всех этих переделок бесследно исчезли только лишь части внутреннего убранства и покрытия глав с их завершениями, а от всех других частей древнего здания, сломанных или искаженных переделками, остались ясные и точные следы

Церковь Богоявления с Запсковья — памятник переломной поры в развитии псковской церковной архитектуры. Этот храм — первая псковская церковь, в которой повышенные подпружные арки были скрыты под приподнятой над сводами восьмискатной крышей. Теперь уже с очевидностью выяснилось, что характерным для Пскова второй половины XV в. типом церковного здания был четырехстолпный храм с одной главой на повышенных подпружных арках, с полукруглой средней и прямоугольными боковыми апсидами, покрытый шёстнадцатискатной крышей. Возвышающиеся над сводами подпружные арки образовали при этом под барабаном восьмиугольный постамент, покрывавшийся тоже на шестнадцать скатов.

Этот тип церкви был результатом долгих исканий форм здания (особенно его покрытий), тесно связанных с той конструкцией его, которая была принята псковскими зодчими около начала XIV в. Однако к концу XV в. стала очевидной нерациональность шестнадцатискатных покрытий, и вскоре на смену им пришло покрытие на восемь скатов. Впервые восьмискатные крыши были применены псковичами на постройках с упрощенными сводами, не имевшими подпружных арок. В этих зданиях восьмискатная крыша ложилась непосредственно на своды и следовала их основным очертаниям, лишь обобщая их. До сих пор наиболее ранним образцом псковской церкви с таким верхом считался храм Михаила в Кобыльем городище, который было принято датировать 1462 г. Однако проверка показала ошибочность этой датировки, и теперь наиболее ранним памятником такого типа приходится признать храм Георгия со Взвоза, построенный всего за два года до храма Богоявления с Запсковья.

Строители Богоявленского храма сумели оценить преимущества восьмискатного покрытия — его простоту и надежность. Они учли укрупнение масштаба зданий в городе, которое стало требовать от доминирующих в пейзаже построек все более крупных и лаконичных форм. Решаясь покрыть восьмискатной крышей храм с сильно выступающими над сводами подпружными арками, они тем самым решительно перешагнули через господствовавшее до тех пор обыкновение псковских зодчих следовать в компоновке форм верха храма формам его каменной конструкции. Они нашли более широкий принцип творчества: принцип наибольшей общей технической и художественной целесообразности и экономичности здания, поглощавший принцип соответствия формы и конструкции, и тем возвели практицизм творчества псковских каменщиков на более высокий уровень. Шаг, сделанный ими, оказался столь своевременным, что после храма Богоявления с Запсковья ни один псковский храм уже не получал шестнадцатискатных покрытий, и даже старые храмы с такими верхами при возобновлении покрывали восьмискатными крышами.

Вторым замечательным новшеством, найденным строителями храма Богоявления, было введение ими не применявшегося до того в Пскове приема установки звонницы на стену специально для этого предназначенного высокого здания. Звонница церкви Богоявления с Запсковья — самый ранний из всех известных нам образцов такого рода сооружений в древнем Пскове и вместе с тем наиболее совершенный. Произведенный ею художественный эффект послужил, видимо, основной причиной быстрого распространения подобных звонниц, ставших одной из характерных особенностей псковской церковной архитектуры XVI в.

 

1521 - ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ С ПАРОМЕНЬЯ

- Построена в 1521 у паромной переправы, вместо прежней церкви (1444)

- Каменная четырёхпрестольная кубическая церковь с боковыми пристройками и отдельно стоящей пятипролетной звонницей.

- Первый памятник, который встречает каждого переходящего по мосту из центральной части Пскова на Завеличье, - церковь Успения у Парома или, как называют ее псковичи, Пароменская. Мост на этом месте существовал с незапамятных времен. Еще в начале нашего века он сохранял древнее устройство, был основан на плотах и почти не возвышался над поверхностью воды. Каждый год его зимой разбирали и собирали после половодья, а пока мост еще не был готов, его заменял паром.

- . Несомненно лишь, что четверик храма покрывала восьмискатная крыша, глава имела луковичную форму, с юга находились придел и притвор. По всей вероятности, придел с притвором были и с северной стороны. Между тремя притворами шли соединявшие их галереи. Внутри храма, кроме палаток с западной стороны (в них первоначально были устроены приделы), в юго-восточном углу четверика, вверху, под самой крышей, устроен тайник, Узенькая щелочка освещающего его оконца видна снаружи церкви

- Судя по четверику, этот храм первоначально отличался монументальностью и казался огромным.

- Это не самая древняя, но одна из очень характерных для псковской школы зодчества. В Пскове основным типом храма являлся кубический четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм. Материалом для псковских зодчих служил плитняк (известняк). Кладка получалась пестрой, неровной, что требовало обмазки известью. В результате неровность усиливалась, что придавало псковским храмам большую скульптурность. Декоративное убранство храмов отличалось большой скромностью.. Наиболее характерными деталями являются поребрик, бегунец – на апсидах и барабанах, бровки – над оконными проемами и др. Псковские храмовые постройки, имея симмметричный план, представляли собой сложные, живописные композиции. В конце 15 – первой половине 16 вв. были сооружены крупные трехапсидные церкви высоких художественных достоинств. Очень характерной чертой псковских церквей являлись звонницы – крупные сооружения, стоящие отдельно или поставленные над одним из фронтонов церкви Они были двух-, трех- и пятипролетные. Как раз такую монументальную, отдельно стоящую пятипролетную звонницу вы и видите на фотографии. Древние церкви, побеленные, одноглавые, с характерными звонницами и крыльцами, являются самой замечательной частью архитектурного наследия Пскова. Они резко отличаются от других памятников русской архитектуры того времени, что дает возможность говорить о псковском архитектурном стиле

Крупный памятник псковского зодчества, имеющий градостроительное значение: ориентирован на переправу у реки Великой (Ольгинский мост); обращен к «Дому Святой Троицы» и акцентирует древнюю дорогу на запад (современный Рижский проспект).

Главный храм — с одной главой, тремя апсидами, двумя приделами (южный — во имя Рождества Богородицы, северный — во имя Собора Божьей Матери), с притворами, галереями, крыльцами со столбами — представляет собой живописное сочетание разнообразных объемов.

Интерьер основного храма крестовокупольный, четырехстолпный, с типичной для Пскова конструкцией повышенных подпружных арок.

Псковский декор: аркатурный пояс, поребрик, бегунец на барабане и на апсидах, лопатки на фасадах… Маленькие глухие главки приделов активно участвуют в игре масштабов.

 

ЦЕРКОВЬ ВАСИЛИЯ НА ГОРКЕ

- Храм — четырехстолпный, с повышенными подпружными арками, имеет основной и два боковых придела (северный и южный). Первоначально его основной объем был покрыт позакомарно, позднее появилось четырехскатное покрытие.

- Храм имеет три апсиды и ступенчатые арки. Апсиды церкви и барабан завершают тройные орнаметальные фризы, типичные для большинства псковских храмов того времени. Орнаменты фризов состоят из мотивов новгородского происхождения, расположенных тройными лентами, что выдаёт московское влияние.

- церковь Василия с Горки - свидетельствует о связи псковской архитектуры с раннемосковским зодчеством. Перекрытая по закомарам, она имеет три апсиды и ступенчатые арки. Апсиды и барабан завершены тройными орнаметальными фризами, которые типичны почти для всех псовских зданий последующуего времени. Они состоят из мотивов новгородского происхождения, расположенных, однако, тройнами лентами, по-московски.
- Типичные Псковские черты в этом здании - круглые столбы, благодоря которым внутреннее помещение храма стало более просторным, и многочисленные пристройки к основному зданию, возникшие постепенно в последующее время; они придают наружной композиции сложную ассиметричную форму. Эти пристройки при небольшой высоте сооружения сближают его с архитектурой жилых деревянных хором, с их многочисленными срубами разновременного происхождения. Обычно пристройки к псковсим церквам тоже возникали лишь постепенно и в разное время. Архитектурные обьемы Васильевской церкви как бы расплываются вширь, и само здание благодаря своим пристройкам было композиционно теснее связано с окружаещеми жилыми домами. Большинство пристроек служило приделами, а также кладовыми, предназначенными для хранения в хорошо защищенном от пожара и охраняемом месте ценных вещей и товаров.

 

ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ СО УСОХИ

Кончанский храм древнего Опоцкого конца — церковь Николы на Усохе (или в Опоках) — впервые был построен в 1371 году. В 1535 году он был сломан и построен заново. В то время это было в Пскове второе по величине здание после Троицкого собора. Теперь оно не менее чем на два метра от его первоначального основания закрыто напластованиями, наросшими с XVI века. С северной стороны четверика находились придел и притвор, сохраняющиеся и теперь. Над северной стеной возвышалась звонница. С южной стороны главного объема храма к притвору примыкала с востока палатка. Эту сторону украшала небольшая, но очень заметная, благодаря широким открытым наружу проемам, часовня над усыпальницей, примкнувшая к южной боковой абсиде. Притворы—главный, западный и боковые — северный и южный, соединялись галереей, перекрытой деревянным настилом. Объемистая луковичная глава храма была покрыта темно-зеленой поливной черепицей. Три стены четверика (северную, западную и южную) и лицевые стороны притворов украшали восемь ниш с ликами святых. Одна такая ниша с изображением Николая Мирликийского располагалась под навесом часовни.

В XVII веке храм оказался в сильно запущенном состоянии. Верхние части его были размыты водой и осыпались, своды поросли травой и кустами. Ремонт, сделанный в конце этого века, лишил здание его восьмискатного покрытия, а вместе с тем и его былой стройности, внес изменения в покрытия его придела и притворов. Были расширены окна, часовня сделана закрытой, деревянные перекрытия галереи заменили сводами, галереи отделили от притвора перегородками, к западному притвору пристроили приземистое крыльцо. Стройное и, несмотря на свои большие размеры, изящное здание стало после этого грузным, приземистым, барабаны глав его от переделки крыш укоротились, формы здания опростились, приняли грубоватый характер.

Церковь Николы на Усохе - одноглавая, четырехстолпная. Еще в предреволюционные годы она выглядела совершенно иначе. Вблизи часовни стояла высокая, возведенная в конце XVIII века, колокольня с тонким шпилем, на северной стене четверика не было восстановленной ныне двухпролетной звонницы, крыша была высокоподнятой, четырехскатной. Благодаря реставрации мы можем увидеть в памятнике его первозданные черты. Рядом с северным приделом располагается притвор, над ним возвышается опирающаяся на центральную часть главной стены мощная звонница с широкими пролетами, бочкообразными столбами. Широкий барабан придела поддерживает главу, крупную даже в сравнении с главой основного храма. Главы имеют разное покрытие: деревянное - основная, жестяное - придела.

Традиционный псковский орнамент украшает верхний по-яс обоих барабанов. Крыша четверика имеет восьмискатное строение на главном объеме, двускатное - на приделе, притворах и часовне. Боковая галерея покрыта также плоской крышей. При постройке храма его основные стены, кроме апсидной, и лицевые стены притворов были украшены многоцветными изображениями святых, выполненными в неглубоких нишах. Западный притвор, привязанный галереями к храму, имеет массивное приземистое крыльцо, пристроенное в XVII веке, утяжеляющее фасад здания. Крыльцо первое время име-ло открытые боковики, которые позже были заделаны. С южной стороны к боковой апсиде примыкает часовня "Неугасимая свеча", получившая некогда свое название из-за свечи или лампады, постоянно горевшей перед иконой Николая Чудотворца в глубокой нише на внутренней северной стене. Широкие проемы часовни оказались ныне у самой дороги - это убавляет ей четкости и соразмерности, а небольшая главка над нею с орнаментованным барабаном выглядит излишне высокой. Склонность псковских мастеров к асимметрии различных элементов можно обнаружить в заметном смещении от поперечной оси здания северного притвора, разновеликости вертикального деления фасадов.

Место, где стоит эта церковь, являлось в далеком прошлом границей осушаемого болота, тянувшегося к северо-востоку, и называлось "усохою", "всосом" (отсюда и второе название церкви - Николы на Всосе). Рядом протекала Зрачка - ручей, берущий начало в обширных болотах па востоке.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.