В ЭВ существовали 2 группы светских песен: Все светские
1) Одноголосные
2) Многоголосные
1. Рустиканская песня. Сапонов называет этот жанр (Простетская песня ). По содержанию разнообразны: семейно -бытовые, куртуазная лирика (пародийная, сатиричная);
Восходит к полуфольклорному регистру (Альбам, пастурелям).
Простая форма, связанная с наличием повторов, 4 строки (1 и 4 идентичны - рефрен, индентичны не только по тексту , но и по напеву «Выпьем кума»).
2. Лид (нем. песня)- Мейстерзанг! - бродячие артисты, Разница в том что мейнизингиры сочиняли песни и исполняли их (основная проф), МЕЙСТЕРЗАНГЕРЫ (ремесленники, виноделы, башмачники, кузнецы), муз опыт, как хобби. Ганс Сакс- поэтическое творчество, 6 тыс произведений (4300).
Самое главное в Мейстерзанге- сочинение текста на существующий напев! Этот напев (ВЭЙС, или Тон) 4300 текстов исполнялись на 275 тонов. = 15, 6 на 1 тон.
Черный тон Клинкзора-вымышленный персонаж, мейстензингер, выступал судьей на песенных соревнованиях (Парсифаль) Вальфрам фон Эйшенбах. Был актуален с 14-17 век.
Форма- БАР (ААБ)- тексты только на нем языке;тексты духовного содержания, обраения в Деве Марии, пасхальные, рождественские праздники.
Рвмцвет МЕЙСТЕРЗАНГА приходится на 16 столетие. Главное место - Нюрнберг
Сохраняется традиция при которой автор музыки является автором текста. В 18в композитор кладет на музыку слова другого человека. «Прекрасен горный хрусталь, прекрасна горная ночь».
Самые популярные шансоны Клемана Жанекена:
1. Пение птиц
2. Батальная картина «Битва при Мариньяно»
3. Крики Парижа
Клеман Жанекен ставит себе задачу музыкальными средствами звукописать звуками, а с другой стороны имитировать другие звучания (с помощаю вокального ансамбля ). Его привлекает птичья тематика.
Музыка многоголосная, полифоническая. Музыка на первом месте!
Произведения Клемана Жанекена со стороны текста:
Присутствие подтекста.
СВЕТСКИЙ ЖАНР «МАДРИГАЛ»
Прошел большой путь развития и часто изменялся, как с точки зрения композиции так с точки зрения и содержания. Самые ранние образцы датируются 14 в. Это 3х голосные произведения, голоса сочетаются по принципу свободного контрапунктирования, нижний голос мог быть инструментальным. А тематика была узкой: любовная.
Мадригал-итл. слова «Мандра» (Атара- пастухи и пастушки). Мадригал близок к пастушьей песни (пастурели).
В 15-16вв Мадригал сильно развивается, впервую очередь за счет увеличения голосов и композиции; Происходит изменение во взаимоотношении слова и музыки, увеличивается состав исполнителей, сильно расширяется ТЕМАТИКА: (). Используют текст Данте и Петрарки. Мадригалы публикуют книгами, не по одиночке. Значительную часть составляют произведения с любовной тематикой, при чем эта тематика очень детально анализируется (о несчастной любви; взаимной любви; )-!!важны нюансы.
Композиторы решали важную историческую задачу:
Найти музыкальное средство для выражения всех любовных чувств.
Активное использование риторических фигур.
3. Карло Джезуальдо Дивинозо: «Хроматический Мадригал».Группировка 2 сфер: счастливая любовь (быстрый теммп, мелкие длительности, движение вверх); полное отчаяние, мрак (медленный темп, крупные длительности, движение вниз про хроматизму)- каждые образы маркируются определенными словами.