Одним из результатов Первой мировой войны можно считать фашизм[1]— массовое политическое движение и идеологию, одной из общепризнанных характеристик которой являются крайний национализм и экспансионизм. В чем причина успеха фашистской идеологии?
Прежде всего, следует отметить, что любая идеология не возникает и не формируется в социальной пустоте, а возникнув, становится ответом на, определенный социальный заказ и выполняет определенные социальные функции. Идеология фашизма появляется в определенных условиях, на вполне определенной социальной и политической почве. И такой почвой становится ситуация крайней политической и социальной дестабилизации. Причем характерно, что сама социальная реальность описывается в идеологии фашизма в категориях кризиса. Важнейшие симптомы социально-политической нестабильности известны:
Ø социум распадается, а это значит, что ослабевает социально-культурная традиция как последнее интегрирующее общество начало;
Ø власть утрачивает легитимность, доверие общества, наблюдается эсхатологический всплеск (ожидания конца света, распространение мистики и веры в иррациональное) как «симптом начинающегося коммуникативного отторжения населением власти (ее делегитимации) и других общественных структур, симптом и переживание распада»;
Ø происходит невиданная активизация оппозиции и маргинальных политических движений, в то же время партийная система и политическая система в целом переживают глубокий кризис;
Ø после Первой мировой войны многие заговорили о кризисе европейской либеральной и рационалистической цивилизации(О. Шпенглер,X. Ортега-и-Гассет, М. Ван дер Брук):
Ø зародился «великий страх» перед революцией в России;
Ø возникает ситуация распада общественных ценностей (ценностный вакуум), явление, которое Э. Дюркгеймназвал «аномией», а психоаналитики — «фрустрацией сознания».
По Р. Дарендорфу, «причиной возникновения фашизма являлись не долина слез, не крах центральной власти и даже не глубокое разочарование большинства населения в обещаниях демократии. Более важный фактор - подъем, национализма, связанный не с установлением нации-государства, а скорее со стремлением к этнической однородности и отторжению чуждых элементов».
С.М. Липсетквалифицировал фашизм как экстремальное политическое выражение нижнего среднего класса с его темами антикапитализма и антиколлективизма — своего рода «экстремизм центра», направленный против крупного капитала и мощного рабочего движения. В Германии значительная часть среднего класса, не сумевшего обрести свою идентичность и разработать собственный общественный проект «светлого будущего», подпала под влияние фашизоидных тенденций. Таким образом, средний класс «веймарского образца» из возможного стабилизатора демократического общества, расколовшись (или до конца не сложившись), превратился в его разрушителя. Национализм стал тем «реактивом», под воздействием которого консервативные ценности среднего класса трансформировались в праворадикальные.
Таким образом, идеология фашизма представляет собой ряд идеологических конструктов, которые актуализируют недовольство, предписывают решения и оправдывают изменения. Одна из ее основных задач — интерпретация структурной напряженности и массового общественного недовольства, породивших движение. В рамках идеологической доктрины идентифицируются виновные (расово или этнически определенные) за то положение вещей, которое порождает массовое недовольство, определяется ситуация, причем в ценностных категориях «правого и виноватого», «добра и зла», и направляется действие на борьбу с выявленным злом. Таким образом, идеология служит опосредующим звеном между недовольством (не имеющим ясного адреса) и целенаправленным действием и потому столь значима в процессе этнополитической мобилизации.
Можно выделить следующие основные составляющие идеологии фашизма:
1) формулировка целей и предпосылок движения;
2) критика наличного социального порядка;
3) обоснование целей и существования движения (так называемая защитная доктрина);
4) представления о тактике и политике движения;
5) мифы движения.
Основанная на генерализированных убеждениях идеология фашистских движений в целом носит квазирелигиозный характер. В ее основе лежат три убеждения, которые служат «символами веры» движения:
во-первых, постулируется уверенность, что достижение целей фашизма приблизит наступление «царства справедливости» на земле;
во-вторых, требуется слепая вера в реальность достижения поставленной цели;
в-третьих, в основе фашистской идеологии лежит вера в то, что движение выполняет священную миссию (в нацистском варианте — установление мирового господства высшей, арийской расы).
Квазирелигиозный характер идеологии и монополия на истину, устанавливаемая после прихода движения к власти, становятся предпосылками создания культа «святых, героев и мучеников» движения. Квазирелигиозный характер идеологии выражается и в «священной литературе», где «содержатся основные идеологемы и мифы движения, которые в символической форме, далеко расходящейся с реальностью, излагают его судьбу, рисуют общество будущего. К сакральной литературе относятся жизнеописания и собственные сочинения «избранных» («Mein Kampf» А.Гитлера (1927 г.), «Миф XX века» А. Розенберга(1930 г.), «Доктрина фашизма» Б. Муссолини и произведения официального философа (итальянского) фашистского режима Дж. Джентиле): чтение этих книг было практически обязательным для всех (поэтому уже в 1934 г. в Германии вышло 42-е издание «Мифа XX века» тиражом 203 тыс. экз., а в 1936 г. — 184-е издание «Mein Kampf» тиражом 2,2 млн экз.).