Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Полис Древней Греции: общая характеристика



 

В процессе синойкизма (оседлости в городе, как политическом центре; слиянии фратрий и фил в укрепленных поселениях-акрополисах) в Греции начинают зарождаться города-государства - полисы. Более совершенного гос. порядка, чем города, греки создать не могли.

Определение: Полис — сравнительно небольшая — от нескольких сот до нескольких тысяч человек — община граждан, основное занятие которых — земледелие, база экономики полиса.

Признаки:

Граждане совместно владеют землей, часть которой находится в коллективной собственности, а часть разбивается на наделы, отводящиеся главам семей.

Семья, домохозяйство ойкос - основная структурная единица полиса. Глава ойкоса представляет перед общиной интересы его членов;

Высший орган — народное собрание, в котором могут участвовать все граждане, достигшие определенного возраста.

Граждане считаются политически и юридически равноправными имеют право на получение земельного надела, в случае нужды на материальную поддержку общины.

Порабощение граждан категорически запрещается. Запрещена передача частному лицу власти над отдельной территорией и ее населением с правом налагать на него ь свою пользу различные повинности.

Полис сограждан был высшей ценностью. Противопоставление личности обществу, индивида коллективу не могло иметь места (благо и процветание целого обеспечивало благо и процветание каждого)

Гражданская община стремилась регулировать уровень благосостояния граждан, не допуская чрезмерного расслоения, угрожающего гомогенности

гражданского коллектива.

В процессе развития рабства и становления рабовладельческих общественных отношений полис превращался в гарантию беспрепятственной эксплуатации рабов рабовладельцами. Естественно, что рабовладельцами становились члены гражданской общины, рабами же — люди чуждые ей.

 

ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИСА:

Власть.В результате синойкизма власть базилевса распространялась на народ не непосредственно, а через глав родовых союзов и поэтому царская власть ослабла, а власть родовой знати усилилась. В результате перехода от царской власти к аристократической в рамках синойкизма в жизни полиса появляется politeia "образ правления" (гос.устройство). После того, как царя лишили сакрального ореола, власть в полисе воспринимается как власть людей, нечто присущее им и подчиненное тем же законам, что и люди. Если люди могут устанавливать законы, значит, могут устанавливать и власть.

Главная форма проявления власти - понятие гос. должности, подразделяемые по отраслям управления (военные, финансовые, судебные магистратуры и т.п.). Главный носитель власти - народ, поэтому главная цель населения полиса – добиться исономии на участие в народном собрании. Когда исономия стала равной для всех, аристократия стала демократией.

Граждане (не вообще население). Гражданин полиса – "политическое существо", чья высшая цель – быть членом полиса. Полис и его население – нераздельны, слиты. Цели существования человека совпадают с целями существования полиса. Над полисом витал общий культ слова, являвшееся главным средством общения. Община полиса была крепко спаянным коллективом, где все друг друга знали в лицо.

Юр-ки все неграждане (иностранцы, рабы) не могут быть рассмотрены применительно к полису, однако гос. рабы (не > 2 тыс. чел.) могут считаться элементом полиса.

Территория(небольшая). Акрополис – центр общины, затем город и пригород.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИСА:

Собрание народа (Экклесия) длилось весь день, но созывалось 40 раз в год. 125 праздничных дней – нельзя работать. Можно было работать 200 дней в году. Участники народного собрания в основном жили своим трудом. Зарплату за отправление магистратских должностей (до Перикла) не получали. Существовала соц. помощь неимущим гражданам. Государство распределяло доходы от гос. собственности среди всех граждан. Женщины в народное собрание не допускались.

Экономическая организация полиса держалась на земельном фонде и гос.литургии.

Темен(=ager publicus) – общественный земельный фонд., владеть которым могли только граждане, которые сдавали его в аренду метэкам (иностранцам). С этих доходов производилось покрытие расходов других общественных объединений греков: фил и фратрий, устраивались религиозные празднества, т.к. формально темены принадлежали филам/фратриям или посвящались святилищу.

Литургия – важное значение, т.к. прямого налога с имущества практически не было (только с богатых). Распределялись жребием только сред самых богатых жителей. Литургия – служение государству своим имуществом, напоминала по сути налоговые отношения, но по форме – добровольные пожертвования граждан на гос.нужды.
Виды литургий:

(1) обязанность за свой счет организовать театральное представление,

(2) обязанность за свой счет оснастить военный корабль и в течение года содержать его команду,

(3) устройство спортивных состязаний.

Помимо литургий граждане платили с имущества военный налог. Каждый, кому досталась обязанность нести литургию, мог призвать любого гражданина сделать это за него, поменявшись имуществом.

Экономическая организация полиса, т.о. представляла собой цель гос.регулирования. Через систему литургий, распределения гос.доходов и гос.земельного фонда граждане добивались уравнивания в материальном положении. Полис регулярно замораживал %, кассировал долги, выкупал сограждан из рабства. Государство снабжало "вперед деньгами на сельские работы" бедных. Поэтому Полис был не только общий дом, но и средство изменения условий своей жизни

Виды полисов:

1)полис аграрный, со слабым развитием торговли и ремесел, большой долей труда зависимых работников, господством олигархии (Лакедемон, Спарта).

2)общество и государство с большой долей ремесленных производств и торговых операций, товарно-денежных отношений, внедрением труда рабов в производство и повседневную жизнь, активным участием граждан в общественной и политической жизни, демократическим устройством (Афины).

Экономическая организация

 

 

общества. 29. Законодательство Драконта\

Драконт (VII в. до н.э.) - афинский законодатель. Согласно античной традиции, в 621 г. Драконта выбрали на должность архонта-эсимнета. Ему было поручено пересмотреть и записать действующие в Афинах законы.

 

Законодательство Драконта представляло собой сборник законов. Первое писаное право Афин. До нас дошли лишь их наименования. Драконтовы законы о непредумышленному убийстве действовали в афинах до 3 в до РХ.

Законы были чрезвычайно жестоки. О содержании законов мы можем узнать из "Афинской политии" Аристотеля. Однако, в "Политике" Аристотель говорит, что Драконту принадлежат уголовные законы, а конституции он не создал. Утверждают также, что впервые Совет четырехсот учреждает Солон. Имеется и ряд других несоответствий.

Реформа Драконта (620 г. до РХ) – первая реформа, коснувшаяся положения отдельных слоев населения. Он первым постановил, что гражданские права даются лицам, способным иметь тяжелое вооружение.

Высшие должности в государстве (архонты и др.) – доступны только для состоятельных граждан, у которых было свободного от долгов имущества не менее, чем на 10 мин серебра. Для занятия военной должности гиппарха или стратега требовался еще более высокий ценз – 100 мин серебра.

Т.о. Драконт упорядочил отношения между слоями общества, установив цензовою демократию (тимократию).

Драконт своим законодательством дал гражданские и политические права всем способным носить тяжелое вооружение.

Эпоха Драконта принесла такой судебно-административный орган как фесмофеты – коллегия из 6 архонтов и 1 секретаря. Они указывали, какому суду присяжных где заседать, судили законы, если они противоречили основным законам, и т.п.

Совет Ареопага должен стоять на страже законов и наблюдать за должностными лицами, чтобы они правили по законам. Драконт также установил, что Совет должен состоять из 401 члена и избираться жребием из числа граждан Афин.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.