Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Пищеварительная система.

План – конспект урока биологии в 7 классе на тему: «Класс Двустворчатые моллюски»

Цель урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности двустворчатых моллюсков.

Задачи:

Образовательные: ознакомить учащихся с характеристикой класса Двустворчатые моллюски, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием.

Воспитывающие: формировать нравственные ценности у учащихся; бережное отношение к природе, в частности, к животным;

Развивающие:развивать у учащихся умение сравнивать, различать и характеризовать классы Брюхоногие и Двустворчатые моллюски на основе заполнения таблицы; продолжить формирование грамотной речи при использовании научных терминов; совершенствовать познавательные умения учащихся через использование когнитивных операций (сравнение, синтез, обобщение).

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы обучения: фронтальный опрос, рассказ, объяснение, демонстрация, беседа, работа с учебником.

Оборудование: таблица «Класс Брюхоногие моллюски», набор раковин моллюсков.

Ход урока

I. Организационный момент .

Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.

II. Актуализация знаний:

· Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим строение моллюсков, которые встречаются в нашей местности, рассмотрим раковины двустворчатых моллюсков (беззубки) и брюхоногих моллюсков (виноградной улитки), внутренне строение посмотрим в учебнике и на слайде презентации Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Обратите внимания на план урока:

· Внешнее строение

· Внутреннее строение

· Нервная система

· Органы чувств

· Кровеносная система

· Органы дыхания

· Пищеварительная система

· Выделительная система

· Половая система

(Слайд 2 )

III. Изучение нового материала.

Рассказ учителя. Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей.

 

Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

Внешнее строение моллюсков. Тело моллюсков в основном состоит из ????(вопрос к учащимся на стр. 132 найти ответ)

Ответ учащихся: Головы, туловища и ноги.Правильно (ответ учителя)

Внутреннее строение: Туловище представляет мешок, его основание покрыто кожной складкой – мантией. (определение подзапись) (Слайд 3 )

Между мантией и стенкой тела образуетсямантийная полостьв которой находятся органы дыхания, органы чувств и протоки почек и половых желез.

Мантию защищает со спинной стороны раковина.

(Учитель показывает раковины моллюсков, распространяет по рядам)

Наружный слой раковины образован органическим рогоподобным веществом, внутренний тончайшими пластинками извести.

(Вопрос учащимся) Как вы думаете, что предает раковине перламутровый блеск?

Ответ учащихся: неравномерное отражение света от пластинок извести.

 

Теперь рассмотримнервную систему моллюсков. (Слайд 4)

 

Нервная система у моллюсков разбросано-узлового типа.

Нервные узлы находятся в разных частях тела и соединены нервными стволами.

Имеется 5 пар ганглиев: церебральная (головная), педальная (ножная), плевральная (мантийная), париетальная (дыхательная), висцеральная (внутренние органы).

 

Органы чувств. Химического чувства и равновесия встречаются у всех, у многих видов глаза. Обоняние и вкус в водной среде эквивалентны, поэтому не дифференцированы.(Слайд 5)

 

Кровеносная система.У моллюсков (за исключением головоногих) незамкнутая кровеносная система. В неё входят сердце (орган, обеспечивающий движение крови по сосудам и полостям тела) и сосуды. Сердце состоит из желудочка и одного или двух предсердий (у наутилуса 4 предсердия). Кровеносные сосуды изливают кровь в пространство между клетками органов. Затем кровь вновь собирается в сосуды и поступает в жабры или лёгкие. Кровь головоногих и некоторых брюхоногих моллюсков имеет необычный голубоватый цвет. Этот цвет ей придаёт гемоцианин, выполняющий функции, схожие с функциями гемоглобина в крови хордовых и кольчатых червей. (Слайд 6)

Органы дыхания : У большинства видов представлены жабрами, у наземных видов легкими.

Пищеварительная система.

У моллюсков пищеварительная система незамкнутого типа. Она начинается ротовым отверстием, ведущим в ротовую полость, в которую обычно открываются слюнные железы. Система состоит из глотки, пищевода, желудка, средней и задней кишки (ректум). Имеется также пищеварительная железа (печень), которая участвует в переваривании, всасывании и накоплении питательных веществ (клетки печени моллюсков отличаются способностью к фагоцитозу). Головоногие располагают также поджелудочной железой (у остальных моллюсков её функции выполняет пищеварительная железа). Задняя кишка открывается в мантийную полость анальным отверстием. У большинства видов в глотке есть радула («тёрка») — специальный аппарат для измельчения пищи. Работа с учебником, найдем на стр. 137 органы пищеварения. ( учащиеся называют по рисунку учебника органы пищеварения). (Слайд 7)

 

Выделительная системаВыделительная система состоит из одной, но чаще двух почек, в которых накапливаются продукты выделения в виде комочков мочевой кислоты. Они выводятся раз в 14—20 дней. (Слайд 8)

 

Половая система

Моллюски могут быть как гермафродитами (улитки), так и раздельнополыми (большинство двустворок). Развитие может быть прямым и непрямым. Личинка, характерная для брюхоногих, двустворок и лопатоногих, называется парусник, так как имеет широкие лопасти, напоминающие парус.(Слайд 8)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.