План – конспект урока биологии в 7 классе на тему: «Класс Двустворчатые моллюски»
Цель урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности двустворчатых моллюсков.
Задачи:
Образовательные: ознакомить учащихся с характеристикой класса Двустворчатые моллюски, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием.
Воспитывающие: формировать нравственные ценности у учащихся; бережное отношение к природе, в частности, к животным;
Развивающие:развивать у учащихся умение сравнивать, различать и характеризовать классы Брюхоногие и Двустворчатые моллюски на основе заполнения таблицы; продолжить формирование грамотной речи при использовании научных терминов; совершенствовать познавательные умения учащихся через использование когнитивных операций (сравнение, синтез, обобщение).
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы обучения: фронтальный опрос, рассказ, объяснение, демонстрация, беседа, работа с учебником.
Оборудование: таблица «Класс Брюхоногие моллюски», набор раковин моллюсков.
Ход урока
I. Организационный момент .
Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.
II. Актуализация знаний:
· Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим строение моллюсков, которые встречаются в нашей местности, рассмотрим раковины двустворчатых моллюсков (беззубки) и брюхоногих моллюсков (виноградной улитки), внутренне строение посмотрим в учебнике и на слайде презентации Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Обратите внимания на план урока:
· Внешнее строение
· Внутреннее строение
· Нервная система
· Органы чувств
· Кровеносная система
· Органы дыхания
· Пищеварительная система
· Выделительная система
· Половая система
(Слайд 2 )
III. Изучение нового материала.
Рассказ учителя. Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей.
Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.
Внешнее строение моллюсков. Тело моллюсков в основном состоит из ????(вопрос к учащимся на стр. 132 найти ответ)
Ответ учащихся: Головы, туловища и ноги.Правильно (ответ учителя)
Внутреннее строение: Туловище представляет мешок, его основание покрыто кожной складкой – мантией. (определение подзапись) (Слайд 3 )
Между мантией и стенкой тела образуетсямантийная полостьв которой находятся органы дыхания, органы чувств и протоки почек и половых желез.
Мантию защищает со спинной стороны раковина.
(Учитель показывает раковины моллюсков, распространяет по рядам)
(Вопрос учащимся) Как вы думаете, что предает раковине перламутровый блеск?
Ответ учащихся: неравномерное отражение света от пластинок извести.
Теперь рассмотримнервную систему моллюсков. (Слайд 4)
Нервная система у моллюсков разбросано-узлового типа.
Нервные узлы находятся в разных частях тела и соединены нервными стволами.
Имеется 5 пар ганглиев: церебральная (головная), педальная (ножная), плевральная (мантийная), париетальная (дыхательная), висцеральная (внутренние органы).
Органы чувств. Химического чувства и равновесия встречаются у всех, у многих видов глаза. Обоняние и вкус в водной среде эквивалентны, поэтому не дифференцированы.(Слайд 5)
Кровеносная система.У моллюсков (за исключением головоногих) незамкнутая кровеносная система. В неё входят сердце (орган, обеспечивающий движение крови по сосудам и полостям тела) и сосуды. Сердце состоит из желудочка и одного или двух предсердий (у наутилуса 4 предсердия). Кровеносные сосуды изливают кровь в пространство между клетками органов. Затем кровь вновь собирается в сосуды и поступает в жабры или лёгкие. Кровь головоногих и некоторых брюхоногих моллюсков имеет необычный голубоватый цвет. Этот цвет ей придаёт гемоцианин, выполняющий функции, схожие с функциями гемоглобина в крови хордовых и кольчатых червей. (Слайд 6)
Органы дыхания : У большинства видов представлены жабрами, у наземных видов легкими.
Пищеварительная система.
У моллюсков пищеварительная система незамкнутого типа. Она начинается ротовым отверстием, ведущим в ротовую полость, в которую обычно открываются слюнные железы. Система состоит из глотки, пищевода, желудка, средней и задней кишки (ректум). Имеется также пищеварительная железа (печень), которая участвует в переваривании, всасывании и накоплении питательных веществ (клетки печени моллюсков отличаются способностью к фагоцитозу). Головоногие располагают также поджелудочной железой (у остальных моллюсков её функции выполняет пищеварительная железа). Задняя кишка открывается в мантийную полость анальным отверстием. У большинства видов в глотке есть радула («тёрка») — специальный аппарат для измельчения пищи. Работа с учебником, найдем на стр. 137 органы пищеварения. ( учащиеся называют по рисунку учебника органы пищеварения). (Слайд 7)
Выделительная системаВыделительная система состоит из одной, но чаще двух почек, в которых накапливаются продукты выделения в виде комочков мочевой кислоты. Они выводятся раз в 14—20 дней. (Слайд 8)
Половая система
Моллюски могут быть как гермафродитами (улитки), так и раздельнополыми (большинство двустворок). Развитие может быть прямым и непрямым. Личинка, характерная для брюхоногих, двустворок и лопатоногих, называется парусник, так как имеет широкие лопасти, напоминающие парус.(Слайд 8)