Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Становление гражданского общества в Российской Федерации.

Тема 6.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО

Генезис понятия, возникновение и развитие гражданского общества.

Проблемы взаимодействия гражданского общества и государства. Правовое и социальное государство.

Становление гражданского общества в Российской Федерации.

 

 


I.

Концепция гражданского общества - одно из ключевых понятий политологии. Со времени его первого употребления в XVI в. в комментариях к «Политике» Аристотеля этот термин постоянно присутствует в обществоведческой литературе. Особенно большой популярностью он стал пользоваться начиная с 1970-х гг.

 

Понятие «гражданское общество» восходит к идеям Платона и Аристотеля о полисной форме общественного устройства.

 

Это понятие появилось в Новое время, после Великой французской буржуазной революции XVIII в. В трудах Т.Гоббса, Дж.Локка, Ш.Монтескьеконцепция гражданского общества базировалась на идеях естественного права и общественного договора.

 

Английский экономист А.Смит разработал материальную основу гражданского общества.

 

Значительный вклад в разработку концепции гражданского общества внес Г.Гегель, по мнению которого гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству. Именно он окончательно разграничил понятия «государство» и «гражданское общество».

К.Маркс упростил гегелевскую модель гражданского общества, рассматривая её как форму функционирования буржуазного государства, основанного на частной собственности.

 


Исторические концепции и практические модели гражданского общества берутся в трех различных традициях:

¨ европейско-средиземноморской,

¨ либеральной англо-американской

¨ континентально-европейской.

Европейско-средиземноморская традиция
♦ Сторонником «разведения» общества и государства выступал Н.Макиавелли,который одним из первых предложил рассматривать государство не из теологии, как это было принято, а из разума и опыта людей. Свою приверженность обществу он объяснял тем, что оно несет нравственные начала, тогда как государство выступает силой, угнетающей общество. Он формулирует триценности гражданского общества: • мир и безопасность граждан; • наслаждение своим имуществом и богатством; • право каждого иметь и отстаивать свои убеждения.

 

Либеральная англо-американская традиция
♦ Связана с именами Т.Гоббса, Дж.Локка, А.Смита, Т.Пейна (автор теории минимального государства, подразумевающей ограничение роли государства как необходимого зла и самостоятельность гражданского общества); А.Токвиля, исследовавшего демократию в Америке; Дж.Милля, нарисовавшего образец отношений государства и не зависящего от него гражданского общества.

 

 


 

Т.Гоббс использует понятие «гражданское общество» в прямой постановке. Правда: в одних случаях оно им отождествляется с государством, считая, что государство подобно библейскому Левиафану подчиняет себе всё и вся и через понятие «гражданское общество» показывает, что именно подчиняется государству, в других – разъединяет, утверждая, что государство не связано с гражданскими законами, обычаями, правом, тем самым, оно как бы отделено от гражданского общества.
Дж.Локк активно использует понятие «гражданское общество», провозглашая в некотором роде примат гражданского общества перед государством. Основой общества, в т.ч. и гражданского, он считает собственность. Главная цель объединения граждан в государство - сохранение их собственности.
♦ Разработанная А.Смитом «система естественной свободы» доказывала порочность вмешательства и любого контроля государства в предпринимательство, необходимость предоставления полной свободы для частной инициативы. Тем самым подводился прочный экономический фундамент под классическую модель нарождавшегося гражданского общества, основными требованиями которого стали – частная собственность, рыночная экономика, экономическая независимость людей.

 

 


 

Континентально-европейская традиция
Формировалась под влиянием французской и немецкой политии. Эта традиция подчеркивала, что важной чертой появления свободного гражданина стало образование гильдий как одной из первых форм объединения ремесленников, торговцев, защищавших их и оказывающих влияние на управление городами.
  ♦ Ш.Монтескье вслед за Локком разделял общество и государство, рассматривая гражданское общество как результат исторического развития - четвертую ступень человеческой истории после • естественного состояния, семьи и • героического времени. Им различались гражданские и государственные законы. Гражданские законы регламентируют отношения, присущие гражданскому обществу (отношения собственности, добровольных объединений граждан и др.). Государственныезаконы регламентируют, в основном, политические права и свободы граждан. Наличие гражданского общества - важнейшая гарантия общества от произвола и диктатуры.
  ♦ Ж.-Ж.Руссо также показывает гражданское общество как общество, преобразованное в государство, но только с помощью общественного договора. Провозглашая народный суверенитет, он обосновывает право народа на свержение абсолютизма и отчуждение от власти демократически избранного правительства, т.е. практически формулирует понятие гражданского общества.
  ♦ В.фон Гумбольдт, опираясь на теории «общественного договора», «народного суверенитета» и т.п. выделял три различия между государством и гражданским обществом:
а) наличие системы национальных, общественных учреждений, формируемых снизу самими индивидами, и системы государственных институтов;
б) наличие «естественного, общего права» и позитивного права, издаваемого государством;
в) различие между понятиями «человек» и «гражданин».

♦ Значительный вклад в разработку представлений о гражданском обществе внес И.Кант.Он приходит к выводу о том, что главный путь сочетания свободы каждого со свободой других – это формирование гражданского общества. По нему, гражданское общество основано на следующих принципах: 1) свобода члена общества как человека, 2) равенство его с другими как подданного, 3) самостоятельность члена общества как гражданина.
  ♦ Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества принадлежит Г.В.Ф.Гегелю. Проанализировав французскую, англосаксонскую и немецкую политическую мысль, он пришел к выводу, что гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству. Гражданское общество для Гегеля - это сфера частной жизни граждан, представляющая собой сложное сочетание интересов частных лиц, классов, различных групп и институтов, взаимодействие которых регулируется правом. Фундамент гражданского обществачастная собственность, общность интересов и формальное (законное) равенство граждан. Выстраивая концепцию гражданского общества, наряду с категорией «собственность», он выделял категории · «свобода» (как и Кант считая её центральной категорией), · «право» (собственность, договор, право против нарушенного права); · «моральность» (умысел, намерение и благо, добро и зло) · «нравственность» (семья, гражданское общество, государство).

 


По Гегелю, гражданское общество – это неразвитое государство. Оно создается лишь в Новое время, являясьформой существования трех сословий: • земледельческого сословия (юнкера и крупные землевладельцы); • промышленников, работников и торговцев (при выделении производителей-промышленников) и • всеобщего или служилого сословия (госслужащие, бюрократия). Гражданское общество призвано обеспечить защиту личности от всевластия государства - политической машины, безразличной к личности.
♦ Вслед за ГегелемК.Маркс рассматривает гражданское общество как сферу материальной, экономической жизни людей, но идет значительно дальше, утверждая, что именно жизнедеятельность общества есть первооснова и главная движущая сила исторического процесса. Государство, внешне как бы охватывая гражданское общество целиком, на самом деле служит интересам собственников, господствующих социальных групп.
♦ Марксистская концепция гражданского общества была переосмыслена итал. теоретиком-марксистом А.Грамши (1891-1937), утверждавшего, что между принудительными государственными отношениями и экономической сферой пролегает область гражданского общества, а именно область обыденной социальной жизни. Он рассматривал гражданское общество в тройном историческом контексте: а) когда оно уничтожается государством (дореволюционной России); б) когда государство является его «внешней формой» (итальянское государство); в) когда существует сбалансированное отношение между государством и гражданским обществом (развитые страны). В целом же он считал, что гражданское общество в будущем поглотит государство и перерастет в самоуправление масс.

 


 

 

Российская традиция
Б.Н.Чичерин дал наиболее разработанный социально-теоретический анализ крепостничества в своих работах. Критикуя крепостничество, он отмечал, что оно препятствует возникновению гражданского общества. Для него гражданское общество важнее государства. (Чичерин Б.Н. О крепостном состоянии; Собственность и государство; Русское дворянство.) Чичерин потенциальной роли дворянства выявляет самостоятельную проблему соотношения элиты и гражданского общества, он анализирует проблему всеобщих прав, социальную роль труда, собственности и закона в гражданском обществе.
Концепцию правового государства в дореволюционной России разрабатывали Л.И.Петражицкий, П.И.Новгородцев, Б.А.Кистяковский, М.Я.Острогорский.
♦ Разработка М.А.Бакуниным, П.И. Кропоткиным идей: • федерации мелких автономных ассоциаций свободных производителей, • создания тысяч точек соприкосновения между людьми по поводу их общих дел, • ненужности излишнего централизма – позволяет обогатить теорию и практику гражданского общества.

 


Интерес к гражданскому обществу проявляют многие науки: правоведение, экономическая теория, история, философия, социология и др.

 

Правоведение изучает гражданское общество как субъект гражданского права и как субъект правового регулирования.
Экономическую теорию интересуют экономические причины возникновения организаций гражданского общества, роль финансовой сферы в их функционировании.
История описывает конкретные национальные формы гражданского общества, особенности участия граждан в общественной жизни.
Философия и социология изучают гражданское общество как социальную систему, как форму общественной организации и общения.

 


Существует два понимания гражданского общества - в широком и узком смысле:

  ♦ в широком смысле гражданское общество охватывает все сферы человеческой деятельности, которые находятся вне непосредственного влияния государства и его институтов;  
♦ в узком смысле(наиболее распространенном) гражданское обществосвязано только с существованием демократических институтов и правового государства, которое, обеспечивая верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни, гарантирует свободу личности, ее основных интересов и прав, в т.ч. на различные формы общественной и гражданской самоорганизации людей для достижения своих экономических, социальных и духовных интересов.

 

В целом в современной политической жизни гражданское общество развитых стран представляется как:

свободно образованные первичные общности людей (семья, хозяйственные, общественные, творческие, профессиональные, спортивные, этнические, конфессиональные объединения и организации);
широкая сеть общественных отношений (экономических, семейных, нравственных, социальных, национальных, духовных, религиозных, производственных, личных…)
сфера самопроявления свободных индивидов и их организаций, огражденная законами от вмешательства государственной власти.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - это совокупность самостоятельных, независимых от государства институтов и отношений, основанных на свободе личности, политическом плюрализме и демократическом правопорядке. Основа гражданского общества - свободный индивид.

 

Исторические типы гражданского общества
♦ простейшие, неустойчивые объединения людей; ♦ община; ♦ социальные образования (сословие, соц. группа, класс); ♦ общество как совокупность граждан страны; ♦ мировое сообщество граждан.

ВАЖНЕЙШИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.