Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

III. Изучение нового материала.

План – конспект урока по биологии в 6 классе на тему: «Роль листьев в испарении и дыхании растений».

Цель: обеспечить закрепление основных биологически понятий: связь между строением и функцией на разных уровнях организации.

Задачи:

Образовательные: отработать частные биологические понятия о процессе испарения воды листьями;

продолжить формирование специальных биологических умений и навыков: наблюдать, ставить опыты, исследовать живые объекты, работать с микроскопом и общеучебных умений.

Воспитательные: привлечь внимание учеников к проблемам охраны природы (экологическое воспитание);

помочь ощутить красоту и гармонию в природе, раскрыть ее роль как источника творчества и вдохновения.

Развивающие: формировать умения: выделять главное в изучаемом материале; проводить сравнение процессов жизнедеятельности;

анализировать результаты опытов; рецензировать ответы товарищей.

Тип урока: обобщение, закрепление межпредметных, межкурсовых знаний.

Оборудование: комнатные растения, лабораторное оборудование, микроскопы, микропрепараты кожицы листа, мякоти листа,

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка рабочего места. Постановка целей и задач учащимися.

II. Актуализация знаний.

- Какой орган растения мы изучаем? (на экране рисунок внешнего строения листа) - Что такое лист? - Показать на экране все части листа (основание, черешок, прилистники, плоская листовая пластинка) - Что вы еще узнали об этом органе на прошлом уроке? (жилкование листьев, листья простые и сложные) - Мы познакомились с внешним строением листа. Какие функции может выполнять лист? (испарение, газообмен, фотосинтез)

III. Изучение нового материала.

Работа в группах с учебником. Учащиеся извлекают информацию о строении и функциях на разных уровнях организации.

Опыт № 1. Для опыта взяли ветку комнатного растения с низко расположенными листьями .Предварительно полили растение теплой водой. Ветку поместить в колбу. Примерно через 2 часа на стенках баночки появились капельки воды. Как вы думаете, почему колба с веточкой стала весить меньше?

Почему нарушилось равновесие весов? Почему появились капельки на внутренних стенках колбы? Итак, на опытах мы убедились, что листья испаряют воду.

Растения на 80% состоят из воды. Откуда в растениях берётся вода? (её поглощают корни растения из почвы)

Что заставляет подниматься воду из корней в другие части растения? ( воду заставляет подниматься из корней в другие части растения корневое давление) Растения испаряет до 80-90% воды, поглощенной корнем. Например, одно растение капусты из 1 литра воды испаряет 950 мл. Зачем? Оказывается, испарение воды вместе с корневым давлением обеспечивают постоянный ток воды по растению, её смену. Вспомните, через что вода будет испаряться из листьев? (через устьица) Внутри листа вода по межклетникам проходит к устьицам и испаряется главным образом через них.( рис. учебника 126). Особенно много воды испаряют молодые листья.

Прочитайте на стр.127 абзац. Запишите в тетрадь факторы, влияющие на испарение: Время суток Влажность Температура Состояние устьиц

От чего будет зависеть испарение воды растениями? Разные растения испаряют разное количество воды. При разных условиях одно и тоже растение также испаряет разное количество воды. Сделайте предположение, в каком случае растением воды будет испаряться больше, а в каком меньше.

Приспособления растения к меньшему испарению 1. Видоизменение листьев (иголки у кактуса) 2. Опушение листовой пластинки 3. восковой налет на листьях. 4. поворот листа к свету ребром (у эвкалипта). 5. способность некоторых степных растений сворачивать лист в трубочку. 6. мелкие кожистые листья.3. Значение испарения Итак, мы с вами выяснили, что испарение способствует передвижению воды в растении. Благодаря испарению вода поступает из корня по стеблю в листья растения. Вместе с ней в листья поступают минеральные соли, которые необходимы для процесса фотосинтеза.

Опыт №2. - Ребята намочите кожу на одной руке Что вы ощущаете? Какой руке холоднее? Почему? (происходит испарение воды ). Какой ещё можно сделать вывод о роли испарения воды с поверхности листа. (охлаждает лист, предохраняет от перегрева.) Ребята, а в где легче переносится жара - в лесу или под одиночно стоящими деревьями? Почему? Значит, испарение оказывает влияние и на климат

Учитель: что такое испарение?(переход воды из жидкого состояния в газообразное) Рассказ учащегося о конденсации, являющейся причиной появления воды на стенках пакета. Дополнительная информация об испарении растений: Листья эвкалиптов испаряют очень большое количество воды. Так одно растение способно за год испарять через устьица листьев до 14 тонн воды. Поэтому эвкалипты используются во всех частях земного шара для осушения заболоченных почв. Родина эвкалипта - Австралия. Самое большое число листьев имеется на побегах кипариса – до 50 млн зеленых чешуевидных мелких листьев. Для сравнения : на крупном дубе насчитывается около 250 тыс. листьев.

На первом микропрепарате «Нижняя кожица листа» найти необходимо ткани; определить особенности строения ткани, связанные с выполняемыми функциями листа (фотосинтез, испарение, газообмен); зарисовать кожицу и все записи сделать в листе-отчете. На втором микропрепарате «продольный срез мякоти листа» найти необходимо ткани; определить особенности строения ткани, связанные с выполняемыми функциями листа (фотосинтез, испарение, газообмен); зарисовать кожицу и все записи сделать в листе-отчете.

IV. Закрепление.

1.Почему необходимо беречь и охранять растения?

2. Для чего опрыскивают и протирают листья комнатных растений ( купают растения)? 3. Рассказ учителя о необходимости отдыха на природе.

V. Домашнее задание. Параграф № 18,19. Для любознательных подготовить ответы на вопросы, пользуясь дополнительной литературой:

1. В какое время суток лучше срезать цветы ,чтобы они не завяли? 2. Почему плачет монстера - плакса с берегов Амазонки?

VI. Итоги урока. Отметить работу учащихся, отчетные листки сдать.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.