PR-кампания –это целенаправленная, системно организованная и завершённая совокупность PR-операций и обеспечивающих их мероприятий, объединённых общим стратегическим замыслом, направленная на решение конкретной проблемы организации и осуществляемая на определённом этапе деятельности организации.
Объектом PR-кампании является сознание и поведение членов целевых аудиторий организации, функционирующих в рамках конкретной проблемной ситуации.
субъект PR-кампании – это та организация, на решение проблемы которой направлена PR-кампания.
Ключевыми элементами планирования PR кампании являются:
· анализ ситуации;
· четкая цель;
· стратегия достижения цели;
· тактика реализации;
· график продвижения к цели;
· бюджетные рамки.
Цели проведения PR-кампании можно рассмотреть через причины, обуславливающие необходимость организации и проведения кампаний по связям с общественностью, следующие:
· потребность в создании имиджа компании или организации;
· потребность в проникновении на новые рынки;
· потребность в создании бренда для увеличения рыночной стоимости фирмы;
· потребность в преодолении кризиса, в котором находится организация;
· потребности конкурентной борьбы;
· проблема изменения торгового имени.
По продолжительности PR-кампании принято подразделять на стратегические (несколько лет), оперативные (один год) и ситуативные (несколько месяцев). Наиболее типичными для мировой практики, как уже указывалось, являются кампании, рассчитанные на один год.
Этапы кампании:
Research – исследование (Что происходит какие проблемы у данной организации)
Action –действие (Что нужно сделать, кому и зачем и что сказать)
Communications –коммуникации (действия)
Evolution–оценка ( отслеживание обратной связи и оценка эффективности)
Аналитический этап (подготовительный)
Итак, аналитический этап начинается с определения и предварительной формулировки проблемы или возможности и завершается составление своеобразной «аналитической записки», отражающей « внутренне видение» необходимости проведения PR-кампании.
· внутрифирменная информация (информация о ситуации во внутренней среде - бухгалтерско-финансовая отчетность, данные о показателях сбыта, об объемах продаж, о доходах, об уровне цен, о внедрении новых видов товаров / услуг), о новых технологиях, PR-отчетность);
· внешняя информация (информация о ситуации во внешней среде – мониторинг прессы, бюллетени, отчеты поставщиков и т.д.);
· специальная информация (предназначена для конкретной PR-кампании, ее получают в ходе специального, фокусированного исследования, данные этого исследования принято называть «первичной информацией»).
Этап планирования
Завершив исследовательскую и аналитическую деятельность, необходимо перейти к этапу планирования кампании. Главная задача этапа планирования – найти ответ на вопрос: «Что мы должны изменить, сделать или сказать с учетом того, что нам стало известно о ситуации?» Для этой цели необходимо принять стратегическое решение о том, что и в какой последовательности для этого нужно делать.
Планирование кампаний по связям с общественностью состоит из нескольких элементов:
- определение целей и задач;
- выделение целевой аудитории;
- написание концепции PR-кампании;
- определение наиболее эффективных PR-средств;
-составление графика специальных событий и составление плана коммуникационных акций;
- составление бюджета;
- определение критериев оценки эффективности кампании.
Составление и одобрение плана.
Этап реализация программы PR- кампании.
Эта стадия представляет собой практическое воплощение разработок, сделанных на первых двух этапах- этапах поисков фактов и стратегического планирования.
Этап оценки эффективности.
На данном этапе осуществляется анализ соответствия достигнутых результатов тем задачам, которые были разработаны на этапе планирования. Очевидно его связь с другими этапами PR-кампании: вновь, как и на аналитическом этапе, особое значение приобретают исследования; однако если на первом этапе исследовалось «будущее» организации и PR-кампании, то на последнем – прошлое, то, что уже сделано. Основные показатели оценки эффективности закладываются на этапе планирования, а оцениваться будет, прежде всего, этап реализации (акций и коммуникаций).
Существуют и другие модели, отражающие этапы планирования.
AIDA
A — Attention (внимание); I — Interest (интерес); D — Desire (желание); A — Action (действие); S — Satisfaction (удовлетворение).
Суть состоит в том, что любое рекламное обращение должно привлечь внимание потенциального потребителя, затем вызвать его интерес, который перейдет в желание обладать товаром и, наконец, побудить к действию — покупке. Удовлетворение же означает, что после этих процедур нужно еще добиться того, чтобы потребитель остался удовлетворенным продукцией.
DAGMAR
Defining advertising goals - определение цели рекламы. Процесс принятия решения о приобретении товара, согласно этой модели, проходит четыре стадии:
· Осведомленность. Человек узнает марку.
· Знание. Человек имеет определенное представление об основных характеристиках, выгодах предоставляемых продуктом.
· Убежденность. Расположенность к данной марке, выделение ее из множества других.
· Действие. Непосредственно совершение покупки.
P1F
Place promotion presentation personal и follow up (действия после мероприятия, подведение итогов)