· Селективный протекционизм — защита от конкретного товара, или против конкретного государства;
· Отраслевой протекционизм — защита конкретной отрасли;
· Коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;
· Скрытый протекционизм — протекционизм при помощи нетаможенных методов;
· Местный протекционизм — протекционизм продукции и услуг местных компаний;
· Зелёный протекционизм — протекционизм при помощи норм экологического права;
Аргументы за протекционизм
Аргументы за свободную торговлю
Способствует развитию промышленности и росту благосостояния нации
Производство и экспорт тех товаров, для производства которых страна обладает абсолютными преимуществами и которых используется избыточных фактор производства
Обеспечивает устойчивую экономику, не зависящую от внешнего рынка
Большее количество различных товаров и услуг на рынке
Развитие среднего класса
Международное разделение труда
Защита молодых отраслей хозяйства, неразвитых в стране
Приток иностранного капитала на рынок
Защита от глобализационных процессов, традиций и религии
Появление ТНК
Наибольший эффект политика протекционизма дает при проведении ее во времена экономических кризисов, депрессий, в период послевоенного востановления
Теория международной торговли, в частности, теория сравнительных преимуществ, утверждает, что в результате развития внешнеторговых отношений все участвующие в них страны получают выигрыш в виде прироста общего благосостояния.
Обеспечение обороноспособности страны
Снижение монополизации рынка
Борьба с контрабандой
Протекционизм рассматривается как политика, стимулирующая экономический рост в целом, а также промышленный рост и рост благосостояния страны, проводящей такую политику. Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается:
1) при единообразии применения импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению ко всем субъектам, без каких-либо исключений;
2) при повышении размеров пошлин и субсидий по мере увеличения глубины переработки и при полной отмене пошлин на импортируемое сырьё;
3) при сплошном обложении импортными пошлинами всех товаров и изделий, либо уже производимых в стране, либо тех, производство которых в принципе имеет смысл развивать (как правило, в размере не менее 25-30 %, но и не на уровне, который является запретительным для любого конкурирующего импорта);
4) при отказе от таможенного обложения импорта товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы).
Критики протекционизма обычно указывают на то, что таможенные пошлины повышают стоимость импортных товаров внутри страны, от чего могут пострадать потребители. Кроме того, важным аргументом против протекционизма является угроза монополизации: защита от внешней конкуренции может помочь монополистам установить полный контроль над внутренним рынком. Примером может служить быстрая монополизация промышленности в США, Германии и России в конце XIX — начале XX вв., произошедшая в условиях проведения ими протекционистской политики.
Справедливая торговля — организованное общественное движение, отстаивающее справедливые стандарты международного трудового, экологического и социального регулирования, а также общественную политику в отношении маркированных и немаркированных товаров, от ремесленных изделий до сельскохозяйственных продуктов. В частности, это движение обращает особое внимание на экспорт товаров из развивающихся в развитые страны.
Частая тема при обсуждении справедливой торговли — критика существующей организации международной торговли как «несправедливой». Защитники принципов справедливой торговли утверждают, что колебания цен на товары не гарантируют прожиточного минимума многим производителям в развивающихся странах, вынуждая их брать займы с крайне невыгодными условиями. Сторонники справедливой торговли также считают, что рыночные цены не отражают истинной стоимости производства, которая должна включать и экологические, и социальные компоненты стоимости.
Справедливая торговля призвана обратиться к решению этих проблем посредством установления альтернативной системы торговли «этичными» товарами, способствующей экономическому развитию и предлагающей лучшие торговые условия для производителей и рабочих в развивающихся странах.
Справедливую торговлю часто позиционируют как альтернативу или замену свободной торговли.