Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

НОВГОРОДСКАЯ АРХИТЕКТУРА ПРЕДМОНГОЛЬСКОГО ВРЕМЕНИ



И все же был на Руси в конце XII -начале XIII в. город, зодчие которого не приняли нового направления – столпообразных храмов, не сде­лали никаких шагов ему навстречу, - это Новгород.

Середина 12 в. и далее – меняется в Новгороде заказчик.

Если в первой половине 12 в. главным заказчиком был князь и храмы Николо-Дворищенский, храм Георгиевский Юрьева монастыря – это строительство княжеское, придворное, то в рассматриваемый период – изменение социальной основы строительства.

После 1136 года, когда у новгородцев произошёл конфликт с князем Всеволодом, который был вынужден покинуть город, создаются особенно благоприятные условия для формирования порядков вечевой республики. Новая ситуация возникает и в каменном строительстве. Вместо князя на первые роли в качестве заказчиков выступают бояре, купцы, объединения жителей того или иного конца (района), той или иной улицы. Активно участвует в каменном строительстве глава новгородской церкви — архиепископ. Конечно, у перечисленных заказчиков были совсем иные, чем у князя, материальные возможности, и потому возведение таких больших храмов, как Софийский или Георгиевский соборы, было невозможно. Строить во второй половине XII — начале XIII века стали больше, но зато заметно уменьшились размеры зданий, упростилось их внутреннее и внешнее убранство. Изменилась социальная база каменного строительства, стала другой и архитектура, отражая возможности и вкусы демократических слоев города. Новгородцы научились строить быстро, просто, без всяких конструктивных или декоративных ухищрений. Часто храм возводили за 2–3 летних месяца. При этом образный лад, художественная выразительность новгородского типа остаётся легко узнаваемой и в этих постройках. Устойчивость, повторяемость особенных черт и позволяют говорить о существовании новгородской архитектурной школы не только в XII–XIII, но и в более позднее время, в XIV–XV веках.

 

- покоряющая образная сила – повелительная, по-новгородски внушительная образная характеристика

- главный пафос новгородской архитектурной школы – преодоление тяжести,

- волевая устремленность, особая стать

-непреднамеренность композиции

- использование местной известняковой плиты

- дряхлые духом люди такие храмы строить не могли (Рерих)

 

- использование новгородских мастеров – в младших городах Новгородской земли – Пскове, Ладоге, где не было своих школ

ПСКОВ

1138 г. ТРОИЦКИЙ СОБОР

-князь Всеволод, изгнанный новгородцами, переселился в Псков

- сообщая о смерти князя, летопись говорит, что он был погребен в Троицкой церкви, «юже бе сам построил».

- может быть, мастер Петр, который работал на Всеволода в Новгороде?

- сейчас на месте древнего собора – храм конца 17 в., при раскопках вокруг него – найдены фрагменты каменной кладки и куски фресок

 

СЕР. XII В. – 1138-1142 ГГ. СПАССКИЙ СОБОР МИРОЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

- при впадении реки Мирожи в реку Великую

- впервые упомянут в летописи под 1156 г., но его исследования показали, что строительство было в 40-е гг.

- облик искажен – не шлемовидная, а луковичная глава, надстройка угловых компартиментов

- Завершает этап псковского строительства собор Ми­рожского монастыря, сооруженный в конце 40-х-начале 50-х гг.

-Заказчиком храма был новгородский епископ Ни­фонт, грек по рождению, монах Киево-Печерского м.

- Здание имеет совершенно необычную для русской архитектуры композицию: его центральная крестообразная часть отчетливо выражена снаружи, поскольку боковые апсиды и западные угловые членения резко понижены, выявляя крестообразный объем. Интерьер – тоже крестообразный облик

- Венчает здание купол на необычно широком барабане (подкупольное пространство равно почти 5 м). - - Такая композиция свидетельствует, что строительством собора руководил не русский, а визан­тийский мастер, очевидно приглашенный епископом Ни­фонтом. Ориентация – на Византию

- Вместе с тем строительная техника этого здания не отличается от техники других псковских построек той поры; ясно, что исполнителями были местные, т. е. новгородские, мастера.

- Фасады Мирожского собора пол­ностью лишены декоративных элементов, и единственным украшением является плоский аркатурный поясок в кар­низе барабана.

- Сразу же после завершения строительства пониженные западные углы здания были надстроены, что сблизило Мирожский собор с более привычным на Руси архитектурным типом церквей. Здание полностью сохра­нилось, а в его интерьере уцелели великолепные фреско­вые росписи.

- Выстроен из плинфы и камня до 1156 г. Это крестово-купольный храм, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип. Центральный объём здания имеет форму равноконечного креста (восточная ветвь его полукруглая, так как заканчивается алтарной апсидой), к которому по углам примыкают низкие компартименты: два прямоугольных с запада и две малые апсиды с востока. Таким образом, первоначально храм имел снаружи чётко выраженную крестообразную форму. В интерьере центральное крестообразное пространство соединялось с угловыми только небольшими проходами. Однако уже в процессе первоначального строительства были добавлены надстройки над западными углами. Позднее храм был перестроен и его форма утратила первоначальный замысел.
- интерьер: огромный осеняющий купол; голубой фон фресок с легкостью фигур, ненарушающий красоту архитектурных линий

 

СТАРАЯ ЛАДОГА

- сейчас провинциальный поселок, но это едва ли не самый древний город северо-западной Руси, с которым в значительной степени связано зарождение русской государственности

- исследования археологов показывают, что уже в 8 в. здесь шла интенсивная ремесленная и торговая жизнь

- стратегический центр у впадения Волхова в Ладогу

- изначально населена угро-финскими племенами, которые постепенно были вытеснены, а частично ассимилированы славянскими племенами (Альдейгобург в варяжских сагах)

- по преданию, именно здесь имел свой первый престол варяжский конунг Рюрик, затем перебравшийся на княжение в Новгород и основавший великокняжескую династию, которая правила на Руси до конца 16 в. Другое летописное предание связывает с Ладогой место погребения князя Олега, скончавшегося в 912 г., и один из курганов в окрестностях Ладоги до сих пор называют «олеговой могилой».

 

- первые известия о каменном строительстве в начале 12 в. – новгородский князь Мстислав Владимирович, укрепляя рубежи своего княжества, завершив перед этим строительство новгородского кремля-детинца, заложил здесь каменную крепость на слиянии рек Ладожки и Волхова

 

- активное строительство в середине 12-начале 13 в.

- в связи с приходом сюда архиепископа Нифонта и строительной артели с ним (после окончания строительства Мирожского собора епископ Нифонт перевел артель из Пскова в Ладогу).

 

1153 г ЦЕРКОВЬ КЛИМЕНТА на территории земляного городища

- похож на собор Спаса в Мирожском монастыре, т.к. один заказчик – епископ Нифонт

- В этом памятнике, остатки которого были изучены археологами, зодчие сделали еще один шаг в разработке самостоятель­ных новгородских архитектурных форм. Церковь Кли­мента повторяла схему Мирожского собора, но уже с над­строенными угловыми членениями и добавленным с запада нартексом.

- Здесь по существу сложились уже все формы, которые характерны для новгородской архитектурной школы. Оста­валось только отказаться от заимствованного у Мирож­ского собора приема решения восточной части с резко пониженными боковыми апсидами и возвратиться к при­вычной для русского зодчества обычной трехапсидной схеме.

- именно с этого момента начинается активная христианизация северной окраины новгородской земли: за вторую половину 12 в. в Ладоге возводится 7-8 каменных храмов, из них уцелело 2.

УСПЕНСКИЙ СОБОР

Общее для русской архитектуры XII в. стремление к созданию компактных одноглавых построек в новгород­ском зодчестве нашло еще более яркое воплощение, чем в других русских архитектурных школах. Ладожские храмы 50-60-х гг. XII в. - четырехстолпные, очень незначительно отличающиеся друг от друга главным обра­зом величиной, пропорциями, деталями. Внутренние ло­патки в них отсутствуют, а столбы в плане не крестчатые, а квадратные. Благодаря этому интерьер очень прост и ясен. По сохранившимся постройкам можно судить, что хоры занимали только западное членение храма, причем боковые части хор опирались на своды и имели характер замкнутых часовен, а средняя - открытый балкон на дере­вянных балках. На хоры поднимались по лестнице, распо­ложенной в толще западной стены. Фасады храмов почти полностью лишены декоративных элементов: плоская ар­катура на барабане под главой, уступ и полоса зубцов по контуру закомар - вот все, что новгородские зодчие позволяли себе применять для украшения зданий. Техника кладки из чередующихся рядов плинфы и известняковой плиты затрудняла исполнение построек с такой четкостью и геометричностью линий, как это было при кирпичном строительстве. И новгородские зодчие воспринимали дан­ную особенность не как недостаток, а использовали как специфический эстетический прием: здания обладают мягкостью форм, производят впечатление вылепленных от руки. Интерьеры всех ладожских церквей первоначально были полностью расписаны фресками. В настоящее время значительные участки живописи сохранились только в Георгиевской церкви.
Несомненно, что сложившийся к середине XII в. новгородский тип храма появился в результате переработки и упрощения киевского типа, перенесенного в Новгород в начале века. Но некоторые особенности - замкнутые помещения в угловых членениях хор, а также стенки, частично закрывающие боковые апсиды, - свидетель­ствуют, кроме того, о влиянии собора Мирожского мона­стыря.

 

60-е гг. XII в. - ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ В СТАРОЙ ЛАДОГЕ

- заложена при архиепископе Нифонте, но после его смерти в 1156 г. строительство немного отложено

-характерный для Новгорода второй половины 12 в. вариант четырехстолпного храма, увенчанного одной главой и имеющего три равновеликие апсиды.

- в толще западной стены – лестница на хоры, которые представляют собой два закрытых помещения на уровне второго этажа в западных углах объема церкви и соединённых между собой деревянным настилом

- простая выразительная обработка фасадов, разделенных лопатками на три равновысоких прясла, которые имеют полуциркульные завершения с двойными арочными обрамлениями

- храм маленький, это определяет расположение окон: пирамидальная композиция окон центральных прясел на северном и южном фасадах, пониженное окно на западе – открывается в невысокий объем под хорами

- ассиметрия вносит в облик храма живость, но лишает его классической строгости и соразмерности

- уменьшенные размеры восточных прясел и некоторая вдавленность апсид, которые кажутся слишком утопленными в куб здания. Это из-за того, что строителям приходилось учитывать условия расположения храма внутри крепости, стена которой почти примыкала к восточной стене церкви

 

- ладожский этап строительства важен для дальнейшей эволюции новгородского зодчества:

- упрощение приемов, объемно-пространственной композиции, технических и стилистических приемов

- стабилизация архитектурного типа,

- ладожский тип храма – будет использоваться в Новгороде в дальнейшем, он устраивал стилистически и практически

- простота и ясность формы обладают внушительной силой выражения, столь свойственной народному искусству

 

- После нее мону­ментальное строительство в Ладоге прервалось, но зато возобновилось в самом Новгороде, куда, очевидно, вновь перебазировалась строительная артель. Начиная со второй половины 60-х гг. строительство в Новгороде ведется уже непрерывно. Сложившиеся в середине XII в. особенности архитектурной школы были полностью перенесены из Ладоги в Новгород: тот же вариант типа храма, те же конструкции и материалы, те же декоративные элементы. Большинство новгородских памятников зодчества второй половины XII в. известно нам лишь по результатам раско­пок, поскольку они либо разрушены, либо полностью перестроены. Таковы церкви Успения в Аркажах (1188 г.), Спаса в Хутынском монастыре (1192 г.), Воскресения на Мячине (1195 г.), Кирилла (1196 г.), Ильи на Славне (1198 г.), Спаса в Старой Руссе (1198 г.). Частично сохранилась церковь Благовещения на Мячине (1179 г.); в ее апсидах уцелели даже фресковые росписи. Почти целиком дошла до наших дней церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185 г.). Единственная постройка этого времени, которая до Великой Отечественной войны была совершенно целой и даже имела великолепный ан­самбль фресковой живописи, - церковь Спаса-Нередицы (1198 г.). Во время войны церковь была разрушена фашистской артиллерией, а после войны восстановлена в первоначальных формах.

 

Конец 90-х гг. XII в., 1198 г. ЦЕРКОВЬ СПАСА НА НЕРЕДИЦЕ

Единст­венная церковь, заказанная князем, - Спаса-Нередицы - ни величиной, ни богатством не отличается от прочих.

Построенная в 1198 г. церковь Спаса-Нередицы еще полностью отвечает нормам архитектуры середины XII в. и принципиально не отличается от таких более ранних памятников, как церковь Успенская церковь в Старой Ладоге. Сложившийся здесь архитектурный тип храма, до предела лаконичный по формам и деталям, экономичный, позволяющий возводить здание за один строительный сезон, очевидно, соответство­вал эстетическим представлениям новгородских зодчих и требованиям заказчиков.

- Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. Росписи активно изучались и описывались от начала века до 30-х годов XX века.

В период Великой Отечественной войны церковь находилась в районе активных боевых действий, и на протяжении 1941—1943 годов непрерывно обстреливалась артиллерией. В результате от церкви сохранилась только восточная часть: апсиды и небольшие куски северной и южной стены. Практически все росписи были утрачены. Тем не менее, благодаря сохранившимся описаниям, копиям и фотографиям, иконографический материал из храма Преображения на Нередице остаётся одним из наиболее употребляемых в сравнительном анализе.

Церковь восстановлена в 1956—1958 годах.

- экстерьер: закомары равновысокие, трёхчастный ритм фасадов

- иная ритмика – нет опоясывающих регистров окон, живописное их расположение в соответствии с необходимостью освещения; треугольные ритмы

- опущенные боковые апсиды, ступенчатость и кубичность одновременно, нет идеальной отчеканенности линий

- упрощенность форм достигает здесь своего предела и вдохновляется идеей молитвенной сосредоточенности

 

Значительное упрощение декоративных форм и техники строительства позволяло новгородским зодчим создавать экономичные здания, причем в короткие сроки. Если постройка храма средней величины в других русских городах обычно занимала не менее 3 лет, в Новгороде часто строили за один строительный сезон. Обращает на себя внимание большое количество построек, возведенных в это время в Новгороде: за последние 30 лет XII в. здесь было сооружено не менее 17 каменных храмов (считая как известные по их остаткам, так и не обнаружен­ные, но упомянутые в летописи). При этом впервые в русской архитектуре появляются летописные сведения о постройке нескольких таких зданий в один и тот же год. Очевидно, новгородская артель в 80-90-х гг. либо разде­лилась на две части, либо стала настолько мощной, что могла вести строительство двух объектов одновременно. В одном-единственном случае в новгородской летописи упомянуто имя зодчего: строителем Кирилловской церкви назван мастер Коров Яковлевич с Лубяной улицы. Имею­щиеся сведения, что постройка церкви осуществлена по заказу бояр, свидетельствуют о том, что зодчий был свобод­ным ремесленником, а упоминание имени с отчеством говорит о достаточно почетном его положении в социальной иерархии.
Причины сложения самостоятельных форм в новгород­ском зодчестве следует видеть главным образом в изменив­шихся условиях заказа. Строительство по заказам бояр и местных церковных властей должно было быть более массовым, быстрым и дешевым, чем строительство по заказам князя или митрополита. Очень существенно по­влияло также применение местных строительных материа­лов. Кроме того, вероятно, здесь сказались и эстетические представления новгородцев, воспитанных в иной, чем в Киеве, художественной среде.

 

ЦЕРКОВЬ ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ НА ТОРГУ

- смоленские зодчие внесли новую струю

- уступчатые лопатки с полуколонками, повышенная центральная часть, графичность, точность линий, устремленность ввысь

Возведение в Новгороде такой яркой по стройки смоленской архитектурной школы, как Пятницкая церковь, не могло не оказать влияния на творчество нов­городских мастеров. И они действительно заимствовали из данного памятника отдельные, очевидно, понравившиеся им формы: трехлопастное завершение фасадов, наличие только одной апсиды. Но эти особенности новгородские зодчие использовали по-своему, не приняв основных черт Пятницкой церкви - ее декоративности, динамичности и вертикальной устремленности композиции. Продолжая традиции, четко проявившиеся в новгородском зодчестве второй половины XII в., они пошли по пути разработки еще более простых объемных решений, лаконичных и скупых по декоративной обработке. Принятие трехлопастного завершения фасадов помогло новгородским мастерам соз­дать тип церквей, отвечавший новгородским вкусам и традициям и в то же время обладавший редкой целостно­стью объема, при котором даже маленькая постройка кажется величественной. Это нашло отражение в Перынской церкви близ Новгорода, построенной, вероятно, в 20-х или 30-х гг. XIII в.

 

Начало XIII в. - ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ В ПЕРЫНСКОМ СКИТУ

Предположительно, именно в урочище Перынь находилось древнерусское языческое святилище, посвящённое славянскому богу-Громовержцу Перуну.

Дальнейшее исследование установило, что до установки идола Перуна на этом месте существовал сакральный комплекс, состоящий из трёх святилищ. Академик Б. А. Рыбаков считает, что святилища могли быть посвящены трём славянским божествам: Ящеру — хозяину вод, рыбы и водных путей и Ладе и Леле — богиням плодородия.

В 989 году, после того как Владимир обратился в христианство, Новгород был крещён святым епископом Иоакимом Корсунянином, а деревянный идол Перуна был срублен и сброшен в Волхов, кострища перекопаны, а рвы засыпаны.

По преданию, после введения христианства, на месте капища в 995 году построили деревянную церковь Рождества Богородицы, которая простояла около двухсот лет; о ней практически ничего не известно.

- в начале 13 в. – церковь отстроена в камне

-Церковь Рождества Богородицы — один из самых маленьких храмов новгородской земли

- своеобразный отклик на новые явления в архитектуре, на идею вертикализма

- в отличие от Нередицы – нет лопаток, разделяющих фасад, нет членения на прясла

- вместо позакомарного завершения- трёхлопастное, перенятое от столпообразных храмов

- ручное, скульптурное, лепное ощущение стен

- нет хор

- стройное, высокое сооружение, с 1 апсидой, 1 куполом, скромный по местному сделанный отголосок того архитектурного типа, что развивался в Чернигове, Смоленске

- Чуть сужающиеся кверху стены, лопатки, окна, барабан церкви усиливают эффект легкости и устремлённости ввысь. Внутрь здания ведут три просторных входа. Они и широко расставленные стройные подкупольные столбы способствуют тому, что и при малых размерах церковь производит впечатление просторного, высокого сооружения. Основу дошедшего до нас здания составляет кладка домонгольского времени — сочетание известняка и тонкого кирпича — плинфы, положенных на известковом растворе, с примесью кирпичной крошки (цемянки)
Так совершенно своеобразно сложились формы нового архитектурного направления в зодчестве Новгорода. Идея переработки старых форм крестовокупольного храма, намеченная в Перынской церкви, оказалась очень плодотворной и в дальнейшем, в XIV в., стала ведущей линией развития новгородской архитектуры.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.