Вопросы и задания по дисциплине «Дошкольная педагогика»
Для студентов 485 группы ОЗО
Составила: к.п.н., доцент Ф.В. Хазратова
Семестр Осень
Занятие 1.
Тема. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста (2 ч.)
Вопросы для обсуждения:
1. Определение понятий "личность", "воспитание'. Философское учение о развитии личности.
2. Факторы, влияющие на развитие личности ребенка:
а) наследственность как предпосылка психического развития;
б) влияние среды на развитие ребенка;
в) взаимосвязь воспитания и развития.
3. Воспитание как процесс взаимодействия.
4. Возрастная периодизация. Характеристика общевозрастных психолого-физиологических особенностей детей дошкольного возраста.
5. Ведущая деятельность и развитие ребенка.
6. Цели и задачи воспитания дошкольников на современном этапе.
Литература
1. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – М.: 2007.
2. Азаров Ю. Цели воспитания // Педагогический вестник. - 1995, № 3 (сентябрь). - С. 5.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. Психол. труды / Под ред. Д.И.Федьдштейиа. - Москва-Воронеж, 1995. -'Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка", '1Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности"-С,173-179; 245-271.
4. Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий // Вопросы психологии. - 1983, № 3. – С. 11-14.
5. Дорожнова К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. - М.: Медицина, 1983. - С. 6-27.
Занятие 2.
Тема. Профессиональная деятельность специалиста в дошкольных учреждениях (2ч.)
Вопросы для обсуждения:
1. Прочесть и составить тезисы: Николаева А. Личность педагога в зеркале детского восприятия //Дошкольное воспитание. - 1987, № 9.-С. 35-39.
2. Составить "портрет" современного воспитателя по результатам беседы с детьми {опросить не менее 5 детей) по вопросам, предложенным доктором педагогических наук Н.Я.Михайленко (Михайленко Н.Я., Короткова Н. К портрету современного дошкольника // Дошкольное воспитание. - 1993, № 1. -С. 32.):
· Что делает воспитатель в детском саду ?
· Хотелось ли тебе быть воспитателем ?
· Почему тебе хотелось (не хотелось) быть воспитателем ?
· Тебе хотелось бы, чтобы воспитатель играл с вами ?
· Почему хотелось бы (не хотелось бы) ?
· О чем с тобой воспитатель обычно разговаривает ?
3. Подготовить микровыступление : "Я и профессия воспитатель".
Примерный план:
почему я избрала профессию воспитателя;
что я могу дать детям;
мир моих увлечений;
чего бы мне хотелось добиться в процессе профессиональной подготовки в вузе.
4. Подготовить рекламу книг:
а) Лешли Д, Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. — М.: Просвещение, 1991;
б) Законспектировать: Бодалев А.А. О качествах личности нужных для успешного общения // БодалевА.А. Личность и общение. — М.; Международная педагогическая академия, 1995. —С. 63-74.
5. Прочитать статью Щурковой Н.Е. Профессиональная позиция педагога // Педагогический вестник. — 1995, №3 (сентябрь).— С 2. Выделить характерные особенности той или иной профессиональной позиции и внести их в сравнительную таблицу.
Литература
1. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – М.: 2007.
2. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. — М.: Просвещение, 1991. – С. 75-91.
3. Щурковой Н. Профессиональная позиция педагога // Педагогический вестник. — 1995, №3 (сентябрь).— С 2.
Семестр (зима)
Тема. Из истории программы воспитания и обучения в детском саду (2 ч.)
Вопросы для обсуждения:
1. История создания и совершенствования программы дошкольного учреждения.
2. Структура программы и принципы построения.
3. Новые альтернативные программы дошкольных учреждений: По какой программе работает ваш коллектив? Какие альтернативные программы вам известны, какие изучены?
Фронтальный устный опрос:
-кто автор программы «Детство»?
-необходима ли специальная подготовка для работы по программе «Развитие»?
-какая из программ имеет большое сходство с традиционной программой?
-что представляет собой программа «Дом радости», ее структура.
-какой возраст охватывает программа «Радуга».
-по какому признаку организуется работа по программе «Золотой ключик»
-в каком городе создана программа «Дитя человеческое»
-ваше отношение к данным программам.
4. Выбор программы в современных условиях дошкольного образования .
5. Сравнительная характеристика новых программ по ФГОС ДО :
а) теоретическое обоснование
б) характер программных целей
в) методическая обеспеченность
г) связь с традиционными программами
Литература
1. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – М.: 2007
2. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой. - М.: Просвещение, 1988. - Ч. 1. - Глава 2. - С. 28-43.
3. Кудрявцев В.Т., Алиева Т.И. Детская субкультура и ее феномены // Дощкольное воспитание. - 1996, № 9. - С. 53-64.
4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекции. Уч. пособие для высших учеб. заведений. - М.: Прометей, 1992. - С, 9-23.
5. Маркова Т.А. О наших детях и некоторых проблемах воспитания // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 6. –
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
7.1 Основная литература
3. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Система воспитания индивидуальности дошкольников. – Воронеж, 2007. – 122 с.