Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Болгария в конце 1940-1980е годы. Основные проблемы политического, социального и экономического развития.



Экономическое развитие

Состоявшийся в 1948 г. V съезд БРП (к) запланировал завер­ить за 2-3 пятилетки процесс модернизации Болгарии, взяв за образец советскую модель. Предполагалось: изменить посредством индустриализации соотношение между промышленностью и сельским хозяйством в пользу первой; осуществить кооперирование сельского хозяйства; создать новую социальную структуру обще­ства с доминированием рабочего класса; превратить идеологию партии в общенациональную.

Предпосылки - 1947-1948 гг. за­коны о национализации промышленных предприятий и банков, а также о введении государственной монополии во внешней и внутренней оптовой торговле.

1949-1953 гг. - удалось построить и ввести в действие свыше 700 предприятий, создать такие новые отрасли производства, как машиностроение, черная и цветная металлур­гия и др., завершить электрификацию страны. Значительную по­мощь Болгарии оказал Советский Союз.

В качестве одною из источников осуществления индустриа­лизации рассматривалось обобществление аграрного сектора.

К середине 1948 г. заметных сдвигов в процессе коо­перирования сельского хозяйства не наблюдалось, партийные орга­низации попытались ускорить его. К апрелю 1949 г. было создано более 900 новых трудовых кооперативных земледельческих хозяйств (ТКЗХ), а доля обобществленных земель возросла с 4-5 до 12%.

Однако допущенные при этом массовые нарушения закон­ности вызвали недовольство крестьян, проявившееся по время выборов 1949 г. в местные советы. Итоги выборов застави­ли руководство БКП скорректировать политику по отношению к крестьянству. Была введена новая система закупки сельскохозяй­ственной продукции с тем, чтобы определенная ее часть остава­лась крестьянам для свободной продажи.

К идее форсированного кооперирования сельского хозяйства руководство страны вновь вернулось в 1950 г. Тогда специальная комиссия ЦК БКП разработала программу раскулачивания. При ее реализации крестьяне подвергались незаконным арестам, штрафам...

Репрессии и насильственные методы кооперирования выз­вали рост напряжения в стране. В этих условиях в марте 1951 г. появилось постановление ЦК БКП, осудившее допущенные по отношению к крестьянам нарушения законности и обвинившее местных руководителей в «искажении правильной политики партии». После этого многие крестьяне вышли из ТКЗХ.

Процесс обобществления аграрного сектора в значительной степени обусловил медленные темпы его развития. Только к 1952 г был достигнут довоенный уровень сельскохозяйственного про­изводства.

1952 г. - болгарское руководство констатировало, что страна из аграрной превратилась в индустриально-аграрную, и выдви­нуло задачу максимального развития производства предметов по­требления. Однако отход от задачи наметился уже в 1956 г

За десятилетие, с 1946 по 1956 г., в силу интенсивного раз­вития промышленности существенно изменилась социальная структура болгарского общества: доля рабочих в нем увеличилась с 18,7 до 27,7%, а крестьян сократилась с 64,5 до 35,8%.

Состоявшийся в июне 1958 г. VII съезд БКП констатировал, что в Болгарии построена материально-техническая база социализ­ма и утвердились две основные формы собственности — государ­ственная и кооперативная.

1959 г.- взят курс на «ускоренное экономическое разви­тие» страны. С целью создания необходимых условий для его peaлизации началось проведение административно-территориальной реформы. Вместо 12 округов-28, 93 околий-994 общины. Причем округа приобрели статус административно-хозяйствен­ных единиц, обладающих достаточно широкой самостоятель­ностью в решении экономических задач.

Замена отраслевого принципа управления территориальным заставила ряд министерств перестроить свою деятельность. Но­вым явилось также учреждение Комитета технического прогрес­са. Наряду с ним в стране возникла целая сеть научно-техничес­ких институтов, занимавшихся проблемами совершенствования тех­ники, технологий и организации производственных процессов.

Преобразования в области сельского хозяйства начались с укрупнения существовавших в Болгарии кооперативных хозяйств. Объединенные ТКЗХ располагали в среднем по 4200 га земли. Они получили, кроме того, технику, принадлежавшую ранее машинно-тракторным станциям. Изменилась также система закупки сельскохозяйственной продукции — она стала договорной. В этом отношении различия между кооперативными и государственными предприятиями исчезли. Едиными стали также и закупочные цены.

Однако объем сельскохозяйственной продукции в нача­ле 60-х гг. по-прежнему едва превышал уровень 1939 г. Это заставило руководство страны увеличить закупочные цены, вве­сти фиксированную минимальную заработную плату для коо­ператоров и т.д. Вместе с тем в октябре 1962 г. оно решилось на импорт зерна, заключив соглашение с Канадой.

Состояние экономики вынудило отказаться от эксперимен­тов по децентрализации управления.

В первой половине 60-х гг. руководство страны перешло к по­литике «интенсификации общественного производства», офици­ально утвержденной в 1966 г. Для ее осуществления планирова­лось, во-первых, провести непосредственную техническую рекон­струкцию, во-вторых, совершенствовать управление экономикой.

Повсеместно на предприятиях началась замена устаревшей техники, механизация производственных участков с высокой долей ручного труда. Для этого, в частности, формировались спе­циальные бригады «технического прогресса», включавшие в себя научных работников, инженеров и специалистов-практиков. С тем чтобы сориентировать научные институты на решение конк­ретных производственных проблем, Комитет технического про­гресса был преобразован в Комитет науки и технического про­гресса. Параллельно на ряде предприятий в порядке экспери­мента внедрялся новый механизм управления.

До начала 70-х гг. приоритетными отраслями оставались маши­ностроение, черная металлургия, химическая промышленность. Но сохранение принципиальных элементов модели ранней индустриа­лизации сдерживало реальную технологическую модернизацию.

Неудовлетворительность достигнутых результатов болгарское руководство объяснило несоответствием системы государственною управления требованиям технического прогресса и научно-тех­нической революции и выдвинуло на первый план необходимость ее реформирования.

Концепция «новою экономического механизма» была пред­ставлена в 1979 г. Реформы, призванные повысить производи­тельность труда, улучшить качество продукции, сделав ее конку­рентоспособной на мировом рынке, основывались на принципах децентрализации, «мобилизации снизу», самообеспечении, ис­пользовании элементов рыночной экономики и т. п. Стержневым являлось положение: «государство — собственник, а трудовой коллектив - хозяин собственности».

Результаты данной политики стали ощутимы в начале 80-х гг.

1975 г. - заключены договоры об экономическом сотрудничестве на десятилетний период с Запад­ной Германией и Португалией, подписаны соглашения с рядом крупных международных концернов и т.д. Благодаря во многом освоению рынков США, Японии и скандинавских стран, а также реэкспорту советской нефти Болгарии в начале 80-х гг. удалось в некоторой степени снизить свою задолженность западным государствам (в 1982 г. валютный долг Болгарии сократился в два раза).

Однако наметившиеся тенденции оживления экономики ока­зались неустойчивыми.

1984 г. - Болгарии пришлось столкнуться с первыми признаками энергетического кризиса, который привел в 1985 г. к введению жесткого режима экономии.

Ухудшение экономического положения страны, связанное во многом с переменами в политике Советского Союза, требовало принятия радикальных мер, к чему болгарское руководство оказа­лось абсолютно неготовым. Состоявшийся в 1986 г. XIII съезд БКП не внес практически ничего нового, подтвердив необходимость введения в действие «нового экономического механизма» и вне­дрения достижений научно-технической революции.

Растерянность руководства страны была особо заметна на фоне все больше углублявшихся к концу 80-х гг. кризисных явлений. Дезорганизация управления хозяйственной деятельностью на всех уровнях, проблемы внешнеэкономического свойства, вызванные, в первую очередь, потерей советского рынка, привели к нару­шению функционирования ведущих отраслей производства. В 1989 г. было зафиксировано резкое сокращение национального дохода, Болгария столкнулась с невозможностью обеспечить выплату внешнего долга, возросла ин­фляция, возник дефицит товаров первой необходимости, появи­лась скрытая безработица и т.д. Рост экономических трудностей во многом обусловил радикализацию общественных настроений.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.