Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

От сталинской модели социализма к социалистическому самоуправлению.



Становление и развитие новой Югославии в 1945-1948 годах

Завершение преобразований народной революции.

Окончание войны с оккупантами означало и победу революции, приведшей к коренным изменениям в общественно-политической и экономической жизни Югославии. Ее история сложилась в 1941-1944 гг. таким образом, что только КПЮ и руководимые ею партизаны вели бескомпромиссную борьбу за освобождение и возрождение страны на новых основах. Это обстоятельство связано с возросшей международной ролью СССР, у коммунистов полное преобладание в политической жизни на завершающем этапе войны.

Доминирование коммунистов было закреплено преобразованиями первых послевоенных месяцев.

август 1945 г. - заседание 3-й сессии АВНОЮ (Антифашистское вече народного освобождения Югославии). Антифашистское вече преобразовано во Временную народную скупщину.

Временная скупщина подтвердила решения 2-й сессии АВНОЮ, приняла ряд законов, в том числе об аграрной реформе, основанном на принципе: земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает, о национализации рудников и др., а также решение о проведении выборов в Учредительную скупщину, которая должна была определить будущий характер государства. Это решение вызвало шквал протестов оппозиции и эмиграции. Но великие державы оставили их без внимания.

ноябрь 1945 г. – парламентские выборы - кандидаты Народного фронта, руководимого КПЮ, получили 90% голосов избирателей и поддержку предложения о преобразовании Югославии в республику.

29 ноября 1945 г - открытие Учредительной скупщины. Она приняла закон о провозглашении Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ), подтвердила законодательные акты, принятые АВНОЮ и временной народной скупщиной. КПЮ добилась подтверждения легитимного характера новой власти и проводимого ею политического курса.

Новая обстановка в стране склонила многих деятелей оппозиции к эмиграции из страны. В стране фактически утвердилась однопартийная система.

Коренные перемены в общественной и хозяйственной жизни народов Югославии были закреплены конституцией.

31 января 1946 г. была принята Конституция Учредительной скупщиной после всенародного обсуждения ее проекта.

- ФНРЮ провозглашалась объединением равноправных народов, которые на основании права на самоопределение выразили добровольное желание жить в едином федеративном государстве.

- в состав ФНРЮ вошли 6 республик: Босния и Герцоговина, Македония, Сербия (она включала в свой состав автономные края Воеводину, а также Косово и Метохию), Словения, Хорватия, Черногория.

- всем гражданам гарантировались равные права, свобода слова, печати, собраний и др. демократические свободы.

- главная форма собственности - “всенародная”.

- высший орган законодательной власти - Народная скупщина, состоявшая из двух палат: Союзного веча и Веча национальностей. Скупщина избиралась на четыре года в ходе прямых, всеобщих, равных выборов при тайном голосовании. Парламент наделялся и контрольными функциями, поскольку федеральное правительство было ему подотчетно. Власть на местах принадлежала народным комитетам.

Таким образом, происходило соединение традиционного парламента и органов революционной власти, сформировавшихся во время войны. Становление конституционной федеративной системы завершали республиканские конституции, принятые в 1946-1947 гг. Каждая из республик имела свой парламент и правительство, что стало важным этапом в самоопределении населявших их народов.

От сталинской модели социализма к социалистическому самоуправлению.

В своей внутренней политике КПЮ исходила из того, что только развитие по социалистическому пути как в СССР позволит Югославии быстро догнать экономически развитые государства мира. Если учесть, что война и оккупация нанесли хозяйству Югославии не поддающийся точному учету урон. 3,5 млн. человек остались без крова, было разрушено 40% промышленных предприятий и половина железнодорожных путей.

1) Первоочередной стала задача восстановления народного хозяйства. К 1947 г. удалось достигнуть довоенный уровень промышленного производства.

2) Одновременно - разработка программы ускоренной индустриализации. Планировалось за две-три пятилетки превратить Югославию в индустриально-аграрную державу. Для этого нужно: национализация основных средств производства, банковско-кредитной сферы, транспорта и торговых предприятий оптовой и значительной части розничной торговли.

3) законы об аграрной реформе послужили юридической основой для конфискации земель помещиков, буржуазии, церкви и немцев. Больше всего земель перешло в распоряжение государства в Славонии и Воеводине, особенно в Банате. Конфискованные земли - в собственность малоземельным крестьянам, в том числе переселяемым сюда колонистам из неплодородных районов Черногории, Далмации и др. районов, потерявшим во время войны кров и имущество, а также участникам народно-освободительной борьбы. Часть земель пошла на создание социалистического аграрного сектора - государственных имений, государственного лесного фонда, а также передавалась кооперативам (задругам).

4) апрель 1947 г. - Народная скупщина утвердила первый пятилетний план развития народного хозяйства. Основными его задачами стали:

- ликвидация экономической отсталости страны

-укрепление оборонного потенциала

-расширение социалистического сектора экономики

-подъем жизненного уровня трудящихся.

Задания первой пятилетки первоначально выполнялись успешно. В промышленности к 1948 г. объем производства превысил довоенный уровень.

Югославия явно лидировала среди других государств Центральной и Юго-Восточной Европы по темпам и глубине социально-экономических и политических преобразований по советскому эталону.

Но разгоревшийся в 1948 г. конфликт между советским и югославским руководством, последующий разрыв отношений между двумя странами не только помешали успешному выполнению пятилетнего плана, но и внесли существенные коррективы в сам процесс социалистического строительства в Югославии.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.