Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Славянские государства и народы накануне и в начальный период II Мировой войны

 

Наибольшая угроза потери независимости нависла над самым развитым, демократическим и разумно устроенным славянским государством – над Чехословакией.

 

Мы помним, что виной всему – политика, которую проводили Германия, Венгрия и Польша. Эта согласованная политика стала проводиться после 1934 г.

в 1938 г. - приобретает окончательные очертания.

в марте 1938 г. – аннексия Австрии Гитлером.

 

Сразу после присоединения Австрии, Чехословакии были отправлена депеша, что жертвой та ни в коем случае не станет. Но в итоге она стала следующей.

 

Судето-немецкая партия. 24 апреля 1938 г. в Карлсбаде (Карловы Вары) проходит ее съезд. По предварительной договоренности с Гитлером было решено, что судеты будут выдвигать заранее невыполнимые требования и накалять обстановку – автономии суд. немцев и свободного выражения немецких взглядов.

 

Венгры и поляки одновременно усилили давление на своих соотечественников. Власти все понимали, но ничего сделать не смогли, хотя кампания в защиту респ-ки была масштабной. Движение создавалось снизу – 15 мая 1938 года был напечатан манифест, подписанный чеш. и слов. деятелями культуры. Манифест именовался «Останемся верными» - слова Э. Бенаша в конце 1937 года на похоронах президента Масарика. Под этим подписались полтора миллиона граждан. Республику было кому защитить, и было чем воевать, но дальнейшая обстановка развивалась не по сценарию. В самый последний момент в спину ударили словацкие политики. 30 мая Гитлер еще раз заявил, что его жгучее желание – уничтожить ЧС военным путем. До военного пути не дошло. В Братиславе при огромном стечении народа, Словацкая народная партия выдвинула новый, зловещий лозунг – «автономия даже ценой республики» - сознательно шли на расчленение свой страны. Они хотели конфедерации как в Швейцарии. Требовали своего языка, правительства и международного суверенитета. Католический священник Андрей Глинка был смертельно болен и вышел к нарду в последний раз. После этого политики уже не вели переговоры с Прагой, а подписали конкордат.

 

Словакам предлагалось устроить федеративный союз с Польшей, эти планы находили поддержку у части словацких политиков (венгры этого не хотели). Но уже в июне 1938 г. в Польше об этих планах забыли, так как лидер словацких венгров Эстерхази провел переговоры с полковником Беком. Тот пообещал им присоединение Словакии к Венгрии, но часть территорий оставить себе. Лето прошло в напряженных ожиданиях. В начале августа 1938 г. в Прагу приехал британский миротворец, он хотел помирить пражскую власть и судетских немцев. Лично Бенаш принимает участие в переговорах.

Итог: миссия не просто провалилась, а привела к эскалации обстановки. Организовано нападение судетской партии на пограничную область – бегство чешского населения, введено чрезвычайное положение. Судетская партия запрещена. Это и нужно было Гитлеру – партия и руководство бежали в Германию и стали требовать оттуда присоединения Судетской области к Третьему Рейху.

В Англии Чемберлен был заинтересован этим фактом.

Советская историография говорит о Мюнхенском сговоре отрицательно, как об империалистическом дележе. На самом деле это была попытка отсрочить войну и уберечь свои государства. Тем не менее, Сталину это удалось лучше за счет Пакта М-Р.

 

19 сентября ЧС правительство получает ноту Чемберлена.

Сначала в ЧС сильно возмутились – митинг от движения в защиту респ-ки. Чемберлен был человек упертый. Он повторяет ноту, и послы объясняют Бенашу, что в случае отказа, помощи не будет и ЧС останется один на один с Гитлером.

Итог – пр-во ЧС ушло в отставку в знак протеста 22 сентября, и создали новый комитет. В тот же день Венгрия и Польша предъявили требования уступки территорий, где проживали их жители.

Чемберлен сообщил Гитлеру, что ЧС принимает эти требования. И Гитлер предъявил гораздо большие требования + поддержал территориальные претензии.

На следующий день 23 сентября заседает ЧС пр-во и принимает решение объявить мобилизацию. Она проходит быстро и организованно. Франция, Англия и СССР помогают.

Казалось бы, есть целая международная коалиция и чехам бояться нечего! Но в тот же день сын Масарика будучи послом в Англии заявил, что «Народ Святого Вацлава никогда не будет рабом», и через несколько дней он им стал. Что же случилось?

25 сентября было решено зацепиться за первоначальное согласие ЧС на передачу Судетской области.

Итог: Великобритания выдвигает идею международной конференции при уч-тии Германии и Чехословакии, но получилось все несколько иначе. Чемберлен обращается к Гитлеру с призывом сохранить мир в Европе. Послы заявили о желании участвовать. СССР не пригласили (по мнению Гитлера он роли не играл). В итоге Гитлер, Муссолини Чемберлен и Даладье быстро обо всем договорились. Решение было предельно жестким: ЧС власти должны были в кратчайший срок 1-10 октября передать тер-рию судетских немцев Германии.

В итоге, Мюнхенский сговор получился еще и односторонним, так как Англия и Франция брали на себя защиту новых границ, а Германия и Италия согласились признать эти границы, только если ЧС удовлетворит претензии Польши.

ЧС в Мюнхене формально представлял германский посол Маслоы (?) Его пригласили в полвторого и объявили ситуацию, а потом вернулся усталый Чемберлен и сказал, что сделал всё, что мог и вручил подписанный документ на немецком языке. ЧС поставили перед фактом. Утром правительство уже заседало – политики вынуждены были принимать быстрое решение: согласиться с Мюнхенским соглашением или вступить в войну, не имея возможность поговорить с СССР. Рисковать Сталину было сложно – воевать на два фронта не хотелось, армия была еще слаба.

Соответственно, министр ин. дел Камиль Крофта изложил свою точку зрения, по которой шансы ЧС победить в войне против коалиции Г., В. и П. равны нулю. Армия против – Войцеховский (бывший русский белый) говорил, что это обязательно. Но победил министр, который вызвал послов и сказал, что они подчиняются требованиям МС.

Передача территории состоялась в установленный срок.

Итог: республика началась стремительно распадаться.

 

Сплошные поражения. Республику растаскивали со всех сторон. Пришлось удовлетворить претензии Венгрии и Польши. Польшей был выдвинут ультиматум без согласования с Гитлером, что его разозлило, и он принялся за саму Польшу. Польские власти становятся следующей потенциальной жертвой.

 

К вопросу о том, почему Союз не пришел на помощь: ему ведь каким-то образом надо было добраться до Чехословакии! А для этого надо было идти либо через тер-рию Польши, либо Румынии.

 

Итог: вторая республика просуществовала меньше года. Все закончилось в марте 1939 г. Обстановка характеризовалась массовым переселением чешского населения с переданных территорий. Соответственно, отторжение происходило болезненно.

 

Венгры своей части территории добивались несколько дольше. Венгрия предъявила свои требования не так быстро как поляки. В. политики пошли по пути арбитража. Попытки ЧС властей оставить за собой хоть какую-то территорию, успехом не увенчались.

К Венгрии отошла ю и ю-з Словакия, юж. часть Словацкой Руси со столицей г. Ужгород.

Словацкие политики оказались проигравшими, хоть их поддерживали Гитлер и Риббентроп.

Итог: ЧС потеряла 41 тыс. кв. км территории и 4 млн. населения.

 

Президент Бенаш уже 5 октября уходит в отставку, а 22 октября улетает в Лондон и возглавляет ЧС эмиграцию. К власти в ЧС приходят настоящие коллаборационисты – Франтишек Хвалковский. Новый президент – Эмиль Гаха (66 лет). Он был человек толстенький, но Гитлеру кланялся умело. Никто не думал, что этот политик так резко пере…

 

В итоге: в Словакии центробежная тенденция. Исполнительная власть сначала добилась автономии – уже 7 октября было основано пр-во, во главе которого соратник покойного Глинки – Йозеф Тису.

 

Автономия Словакии означала совершенно другое гос-во, основанное на децентрализованных началах.

В данной ситуации, страна формально с 22 октября превращается в федерацию – автономия Подкарпатской Руси, потом она стала называться Подкарпатской Украиной.

 

Страна стала называться: Чехо-Словакия.

В 1993 году эта ситуация повторилась.

 

Итак, в этой ситуации перспектив у государства никаких не было – гарантии от А. и Ф. оказались пустым звуком, и Гитлер, не скрывавший, что ему нужна вся Чехия и Моравия, своих слов на ветер не пускал.

Конец был неизбежен.

 

Гитлер выдвигал все новые и новые условия для ЧС. Он дает указания по уничтожению ЧС, причем не военным путем, и расчленение предполагалось устроить с помощью пропаганды.

Мин. ин. дел Хвалковский явился к Гитлеру. Тот выдвинул ему 10 условий:

1 – отказ от прежних союзнических обязательств и полный нейтралитет во внешней политике;

2 – выход из Лиги Наций;

3 – проведение согласованной внешней политики с Германией;

прим. – антинейтралитет получается!

4 – ликвидация остатка режима Бенаша, отставка неугодных Германии чиновников; (читай – евреев)

5 – демобилизация армии и сокращение ее вполовину;

6 – передача Германии части золотого запаса, исходя из части, отошедшей к Германии;

7 – запрет на создание промышленности, которая могла конкурировать с пром-тью судетских немцев; запрет на торговлю судетскими товарами;

8 – выполнение всех требований немцев, оставшихся в Чехословакии, изоляцию немцев от евреев, хорошие отношения с пр-вом;

9 – обеспечение добрососедских отношений между Прагой и Берлином;

10 – присоединиться к идеологии Германии (национал-социализма)

 

В итоге, после этого Ч-С государство не просуществовало и двух дней. Какая-то часть предложений была выполнена, но спасти гос-венность не удалось

 

22 февраля ЧС дипломатия предложила всем уч-никам меморандум, где напоминала об обязательствах и гарантиях ЧС народу. Германия отказалась.

Итог – в Словакии в ночь на 10 марта военный переворот. Одна часть государства перестала повиноваться центральным властям. Йозеф Тисо – вождь словаков был вызван Гитлером, где им обещали решить вопрос и объявить о поддержке независимости словаков.

В тот же день ЧС Украина объявляет о независимости.

14 марта Германские части начали оккупацию Чехии и Моравии.

Президент Гаха вылетел в Берлин, и потерял сознание, узнав о намерении оккупации. Когда откачали, подписал документ.

Войска получили приказ не оказывать сопротивление и утром 15 марта первые подразделения вермахта вступили в Прагу. Фюрер прибыл в Гатчину и приказал повесить флаг со свастикой. Итог – еще одно государство было захвачено Гитлером абсолютно мирным путем.

Ч и М были включены в состав Рейха и объявлены протекторатом. Президент и министр Хвалковский остались на своих должностях. При этом движение сопротивления в Чехии было самым слабым из всех славянских гос-в. Даже Бенаш до нападения Германии на СССР не очень выступал против коллаборационистского пр-ва Гаха. Он считал это наименьшим злом для чешского народа, и они продолжали трудиться, отныне на благо Рейха. Население спокойно приспособилось к режиму. Только после июня 1941 г. начали возникать движения. Формально, против были только коммунисты (откуда потом и началось их возвышение), но до июня 1941 г. их действия против режима были скромны. Поэтому в данном случае Гитлер тоже не предпринимал сколько-нибудь репрессивных действий.

Была поставлена задача «германизации» - этот процесс осуществлялся в течение всей войны.

Чем ближе к концу войны, тем больше Бенаш атаковал державы антигитлеровской коалиции. Был подписан в Москве договор о дружбе, взаимопомощи и после конца войны. С поляками было сложнее.

Бенашу было проще после войны – 3 года он был президентом, хотя и буржуазным политиком. Но чешские и моравский земли были последними. Даже 11 числа там еще были очаги сопротивления. В апреле 120 партизанских отрядов, менее 100 чел в каждом.

В итоге II мировой войны, в ЧС политике сменились ориентиры. Бенащ остался на своем посту, но ориентиры сменились.

 

Словацкая же республика стала вполне законным государством. После пакта М-Р его поддержал и СССР. Но начинается II мировая война. Словаков Гитлер использует как пушечное мясо, и в 1944 г. большинство крестьян, поддержавших режим Тисо, начинают переориентироваться. Большинство населения начинает движение сопротивления. В 1944 г. вспыхивает громадное словацкое нац. восстание. Сопротивление проявляет себя в массовом порядке. Когда Муссолини был отстранен от власти в Германии, политики призадумались – а стоит им ли дальше поддерживать фюрера?

Словацкий национальный совет готовил вооруженное восстание – очень хотели использовать словацкую национальную армию.

Итог – нац. восстание состоялось, хотя в социалистической и советской историографии его масштабы преувеличивались, но оно закончилось поражением. В плен немцы взяли около 15 000 солдат и офицеров.

 

Следующая жертва Гитлера – закономерно, Польша.

Великобритания дает гарантии Польше и признает, что в случае войны будет гарантировать безопасность. Действует в союзе с Францией, правда, те были в обиде.

В этих условиях надо было договориться с Москвой, и обезопасить себя с восточной стороны. В течение лета 1939 года идут вялотекущие переговоры, как с Ворошиловым, так и с англо-французскими вояками.

Своего строптивого польского союзника тоже не выходит одернуть, так как он всем мешает. Они не хотели давать гарантий, чтобы Союз пошел по территории Польши, чтобы помочь А. и Ф., при этом польским властям Сталин сделал всё, чтобы они чувствовали себя максимально комфортно.

Внутри Польши не оказалось силы, которую мог бы поддержать Сталин.

Массовое закрытие православных церквей и превращение в костелы. В итоге польские власти вроде были успокоены заверениями Лондона. Советская разведка получает соответствующие данные – Париж и Лондон обещают выставить против Германии соответствующее кол-во дивизий. В СССР отказ защищать Польшу военным путем.

Подписывается пакт М-Р, дополнительные протоколы к нему, существование которых власти признали только в 1989 г. через 50 лет. До этого советская историография и власть этих протоколов не признавали. Но есть детали, которые позволяют говорить, что Гитлер все равно напал бы на Польшу. Нападение должно было состояться в ночь на 25 августа, и в нек-рых пограничных территориях в гористой местности, части не получили приказа об отбое, и перешли границу, потом были вынуждены вернуться обратно.

1 сентября 1939 г. германская армия напала на Польшу. Силы были неравны – в отличие о ЧС, Польша была совершенно не готова к войне. Даже предназначенный на время войны план был совершенно устаревшим. Ни по танкам, ни по самолётам, ни по живой силе. Поляки могли проявить только свойственный им героизм. Были достаточно популярны (как и в Союзе) – кавалерийские части. Можно представить себе результат их атак на германские танки!

Политики же особым героизмом не отличались – они бродили у границ и смотрели, через какую можно уйти. В итоге пошли через румынскую – там они будут интернированы. В общем, те политики, которые ввергли Польшу в войну, не действовали в эмиграции, в отличие от того же Бенаша.

 

Стало уже ясно, чем это все закончится: что ни Англия, ни Франция толком за Польшу воевать не будут, хоть в войну они фактически и вступили. Сталин подождал три недели, и польский посол был вызван наркоматом, где ему было объявлено, что в Польшу вступит советская армия, якобы на помощь братьев Украины и Белоруссии. Выглядело это логично – братья полностью поддержали армию.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.