Тема занятия: «Сенсорная система (обоняние, осязание и вкус)»
Значение темы:При помощи органов чувств, способных определять и передавать в мозг неодинаковые по характеру и силе, трансформированные в нервные импульсы внешние влияния, человек ориентируется в окружающей внешней среде и отвечает на эти влияния теми или иными действиями. Одни внешние воздействия воспринимаются при непосредственном соприкосновении тела человека с предметами (кожная чувствительность, орган вкуса), другие внешние воздействия улавливаются организмом на расстоянии с помощью сложно устроенных специализированных чувствительных приборов (орган зрения, слуха и равновесия, обоняния. Их строение и функции усложнились вместе с развитием и усложнением ЦНС.
На основе теоретических знаний и практических умений студент должен
знать: строение зрительного анализатора, вспомогательного аппарата глаза, зрение, строение слухового и вестибулярного аппаратов, их деятельность, строение и значение органов вкуса и обоняния, кожа: строение, рецепты кожи, значение кожной чувствительности, производные кожи.
уметь: с помощью наглядных пособий продемонстрировать строение анализаторов с указанием функционального значения образований органов чувств, дать характеристику зрительному, слуховому, вкусовому, обонятельному анализаторам, кожи по схеме периферический нервный прибор – проводниковый аппарат – центральный отдел анализатора, решать ситуационные задачи
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать и осуществлять повышение квалификации.
Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:
ПК 3.2. Участвовать при оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
План изучения темы:
Контроль исходного уровня:
- дать определение понятию «анализатор», перечислить виды чувствительности
- общий план строение анализаторов
- вкусовой анализатор
- обонятельный анализатор
- структурная и функциональная характеристика кожного покрова
- строение эпидермиса
- строение дермы
- подкожно- жировая клетчатка
- производные кожи (волосы, ногти)
- железы кожи
- молочная железа
Краткое содержание темы:
Кожный анализатор
Тактильная чувствительность
Периферический отдел: тактильные рецепторы в толще кожи. Проводниковый отдел состоит из трех нейронов: первый нейрон — в спинномозговом узле, второй нейрон — в спинном (задние рога), или продолговатом, мозге, третий нейрон — в промежуточном мозге (таламус — подкорковый центр). Корковыйцентр — в задней центральной извилине коры больших полушарий (первичная соматосенсорная зона). Главный путь тактильной чувствительности — передний спинноталамический. Аксон второго нейрона перекрещивается на 2-3 сегмента выше вступления заднего корешка в спинной мозг. Поэтому при повреждении спиноталамического пучка с одной стороны кожная чувствительность расстраивается не на уровне поражения, а ниже его и на противоположной стороне.
Температурная и болевая чувствительность
Периферический отдел: соответствующие рецепторы кожи. Проводниковый отдел: первый нейрон — в спинальном узле, второй — задние рога спинного мозга (его аксон делает перекрест на противоположную сторону и в составе латерального спинноталамического пути поднимается до зрительного бугра); третий нейрон — в таламусе (подкорковый центр). Корковый конец — задняя центральная извилина.
Так как происходит перекрест проводящих путей кожной чувствительности, то при поражении первого или второго нейрона до перекреста отмечается расстройство чувствительности на стороне поражения, а после перекреста — на стороне, противоположной очагу поражения.