Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Самостоятельная работа.

Методические рекомендации для студента №22

Тема занятия: «Сенсорная система (орган зрения и слуха)»

Значение темы:При помощи органов чувств, способных определять и передавать в мозг неодинаковые по характеру и силе, трансформированные в нервные импульсы внешние влияния, человек ориентируется в окружающей внешней среде и отвечает на эти влияния теми или иными действиями. Одни внешние воздействия воспринимаются при непосредственном соприкосновении тела человека с предметами (кожная чувствительность, орган вкуса), другие внешние воздействия улавливаются организмом на расстоянии с помощью сложно устроенных специализированных чувствительных приборов (орган зрения, слуха и равновесия, обоняния. Их строение и функции усложнились вместе с развитием и усложнением ЦНС.

На основе теоретических знаний и практических умений студент должен

знать: строение зрительного анализатора, вспомогательного аппарата глаза, зрение, строение слухового и вестибулярного аппаратов, их деятельность, строение и значение органов вкуса и обоняния, кожа: строение, рецепты кожи, значение кожной чувствительности, производные кожи.

уметь: с помощью наглядных пособий продемонстрировать строение анализаторов с указанием функционального значения образований органов чувств, дать характеристику зрительному, слуховому, вкусовому, обонятельному анализаторам, кожи по схеме периферический нервный прибор – проводниковый аппарат – центральный отдел анализатора, решать ситуационные задачи

Студент должен овладеть общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать и осуществлять повышение квалификации.

Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:

ПК 3.2. Участвовать при оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

План изучения темы:

Контроль исходного уровня:

дать определение понятию «анализатор», перечислить виды чувствительности

- общий план строение анализаторов

- орган зрения: расположение, строение

- глазное яблоко

- фиброзная оболочка (роговица, склера)

- сосудистая оболочка (собственная, ресничное тело, радужка)

- внутренняя часть глазного яблока

- преломляющие среды

- вспомогательные органы глаза (мышцы, веки, ресницы, слезный аппарат)

- проводящие пути зрительного анализатора

- вкусовой анализатор

- обонятельный анализатор

- строение наружного уха

- барабанная перепонка

- строение среднего уха

- костный лабиринт внутреннего уха

- перепончатый лабиринт внутреннего уха

- проводниковая часть и корковый центр органа слуха и равновесия

- структурная и функциональная характеристика кожного покрова

- строение эпидермиса

- строение дермы

- подкожно- жировая клетчатка

- производные кожи (волосы, ногти)

- железы кожи

- молочная железа

Краткое содержание темы:

Зрительный анализатор

Периферическая часть – светочувствительные элементы (палочки и колбочки). Орган зрения состоит из глазного яблока и вспомогательных элементов. Глазное яблоко состоит из внутреннего ядра, которое окружают три оболочки: наружная фиброзная, средняя сосудистая и внутренняя сетчатая. Наружная фиброзная оболочка подразделяется на заднюю — белочную оболочку (склеру), и прозрачную переднюю — роговицу. Через заднюю часть склеры из глазного яблока выходит зрительный нерв. Прозрачная роговица является выпукло-вогнутой линзой, через которую свет проникает внутрь глаза. Сосудистая оболочка глазного яблока расположена под склерой, у нее выделяют три части: собственно сосудистую оболочку, ресничное тело и радужку. Собственно сосудистая оболочка состоит из сети кровеносных сосудов и небольшого количества соединительной ткани. Ресничное тело, содержит гладкомышечные пучки, участвует в аккомодации глаза к видению предметов, расположенных на различном расстоянии. Радужка имеет отверстие в центре (зрачок).

Сетчатка содержит светочувствительные палочковидные и колбочковидные клетки Светочувствительные клетки сетчатки соединяются с ганглиозными клетками сетчатки. Аксоны ганглиозных клеток сходятся в задней части глазного яблока, где образуют зрительный нерв, уходящий в сторону верхушки глазницы. Место выхода из сетчатки аксонов этих клеток называют диском зрительного нерва (слепым пятном). В этом месте палочки и колбочки отсутствуют.

Хрусталик представляет собой прозрачную двояковыпуклую линзу. Хрусталик покрыт прозрачной капсулой. Вещество хрусталика бесцветное, прозрачное, плотное, сосудов и нервов не содержит.

Стекловидное тело заполняет пространство между хрусталиком спереди и сетчаткой сзади. Выделяют две камеры глаза — переднюю и заднюю, которые разделены радужкой и сообщаются между собой через зрачок. В камерах находится прозрачная жидкость — водянистая влага, обеспечивающая постоянство внутриглазного давления.
Вспомогательные органы глаза: шесть поперечнополосатых глазодвигательных мышц, веки, слезный аппарат глаза, включающий слезную железу, канальцы, слезный мешок и носослезный проток.

Проводниковая часть: зрительный нерв, выходящий из органа зрения и направляющийся в полость черепа. На нижней поверхности мозга правый и левый зрительный нервы образуют частичный перекрест, далее нервные волокна идут к подкорковым зрительным центрам – латеральному коленчатому телу и верхним холмикам среднего мозга.
Корковая часть – зрительная кора на медиальной поверхности затылочной доли полушарий.
Слуховой анализатор

Периферическая часть – внутреннее ухо (улитка и вестибулярный аппарат).
Орган слуха и равновесия парный. Орган слуха подразделяют на наружное, среднее и внутреннее ухо. Наружное ухо включает ушную раковину и наружный слуховой проход, отграниченный от среднего уха барабанной перепонкой. Наружный слуховой проход имеет хрящевую и костную части. Выстлан кожей, в которой имеются трубчатые железы. Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от среднего. Она представляет собой соединительнотканную пластинку, покрытую тонкой кожей. Среднее ухо располагается внутри пирамиды височной кости, оно включает барабанную полость и слуховую трубу. В барабанной полости находятся три слуховые косточки, подвижно соединенные друг с другом (молоточек, наковальня и стремя), передающие колебания барабанной перепонки во внутреннее ухо.

Внутреннее ухо расположено в пирамиде височной кости между барабанной полостью и внутренним слуховым проходом. Оно представляет собой систему узких костных полостей (лабиринтов), содержащих рецепторные аппараты, воспринимающие звук и изменения положения тела. В костных полостях, выстланных надкостницей, располагается перепончатый лабиринт, повторяющий форму костного лабиринта. Между перепончатым лабиринтом и костными стенками имеется узкая щель — перилимфатическое пространство, заполненное жидкостью — перилимфой.
Костный лабиринт состоит из преддверия, трех полукружных каналов и улитки. Костная улитка имеет завитки вокруг горизонтально лежащего стержня. Вокруг стержня наподобие винта закручена костная спиральная пластинка, пронизанная тонкими канальцами. В этих канальцах проходят волокна улитковой части преддверно-улиткового нерва. Перепончатый лабиринт заполнен жидкостью — эндолимфой.
Проводниковая часть – преддверно-улитковый нерв, выходящий через внутренний слуховой проход в полость черепа. Слуховая часть нерва идет к подкорковым слуховым центрам – верхним бугоркам четверохолмия и латеральным коленчатым телам. Вестибулярная часть идет к вестибулярным ядрам на дне ромбовидной ямки, а затем к ядрам шатра мозжечка, к спинному мозгу, в таламус.
Корковая частьоргана слуха расположена в коре верхней височной извилины (слуховой анализатор), органа равновесия – в коре теменной и височной долей (корковые центры статокинетического анализатора).

Самостоятельная работа.

Задание № 1

Занести в протокол таблицы

«Строение глазного яблока», «Строение сетчатки глаза», «

Задание № 2

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.