Тема занятия: «Сенсорная система (орган зрения и слуха)»
Значение темы:При помощи органов чувств, способных определять и передавать в мозг неодинаковые по характеру и силе, трансформированные в нервные импульсы внешние влияния, человек ориентируется в окружающей внешней среде и отвечает на эти влияния теми или иными действиями. Одни внешние воздействия воспринимаются при непосредственном соприкосновении тела человека с предметами (кожная чувствительность, орган вкуса), другие внешние воздействия улавливаются организмом на расстоянии с помощью сложно устроенных специализированных чувствительных приборов (орган зрения, слуха и равновесия, обоняния. Их строение и функции усложнились вместе с развитием и усложнением ЦНС.
На основе теоретических знаний и практических умений студент должен
знать: строение зрительного анализатора, вспомогательного аппарата глаза, зрение, строение слухового и вестибулярного аппаратов, их деятельность, строение и значение органов вкуса и обоняния, кожа: строение, рецепты кожи, значение кожной чувствительности, производные кожи.
уметь: с помощью наглядных пособий продемонстрировать строение анализаторов с указанием функционального значения образований органов чувств, дать характеристику зрительному, слуховому, вкусовому, обонятельному анализаторам, кожи по схеме периферический нервный прибор – проводниковый аппарат – центральный отдел анализатора, решать ситуационные задачи
Студент должен овладеть общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать и осуществлять повышение квалификации.
Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:
ПК 3.2. Участвовать при оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
План изучения темы:
Контроль исходного уровня:
дать определение понятию «анализатор», перечислить виды чувствительности
- вспомогательные органы глаза (мышцы, веки, ресницы, слезный аппарат)
- проводящие пути зрительного анализатора
- вкусовой анализатор
- обонятельный анализатор
- строение наружного уха
- барабанная перепонка
- строение среднего уха
- костный лабиринт внутреннего уха
- перепончатый лабиринт внутреннего уха
- проводниковая часть и корковый центр органа слуха и равновесия
- структурная и функциональная характеристика кожного покрова
- строение эпидермиса
- строение дермы
- подкожно- жировая клетчатка
- производные кожи (волосы, ногти)
- железы кожи
- молочная железа
Краткое содержание темы:
Зрительный анализатор
Периферическая часть – светочувствительные элементы (палочки и колбочки). Орган зрения состоит из глазного яблока и вспомогательных элементов. Глазное яблоко состоит из внутреннего ядра, которое окружают три оболочки: наружная фиброзная, средняя сосудистая и внутренняя сетчатая. Наружная фиброзная оболочка подразделяется на заднюю — белочную оболочку (склеру), и прозрачную переднюю — роговицу. Через заднюю часть склеры из глазного яблока выходит зрительный нерв. Прозрачная роговица является выпукло-вогнутой линзой, через которую свет проникает внутрь глаза. Сосудистая оболочка глазного яблока расположена под склерой, у нее выделяют три части: собственно сосудистую оболочку, ресничное тело и радужку. Собственно сосудистая оболочка состоит из сети кровеносных сосудов и небольшого количества соединительной ткани. Ресничное тело, содержит гладкомышечные пучки, участвует в аккомодации глаза к видению предметов, расположенных на различном расстоянии. Радужка имеет отверстие в центре (зрачок).
Сетчатка содержит светочувствительные палочковидные и колбочковидные клетки Светочувствительные клетки сетчатки соединяются с ганглиозными клетками сетчатки. Аксоны ганглиозных клеток сходятся в задней части глазного яблока, где образуют зрительный нерв, уходящий в сторону верхушки глазницы. Место выхода из сетчатки аксонов этих клеток называют диском зрительного нерва (слепым пятном). В этом месте палочки и колбочки отсутствуют.
Хрусталик представляет собой прозрачную двояковыпуклую линзу. Хрусталик покрыт прозрачной капсулой. Вещество хрусталика бесцветное, прозрачное, плотное, сосудов и нервов не содержит.
Стекловидное тело заполняет пространство между хрусталиком спереди и сетчаткой сзади. Выделяют две камеры глаза — переднюю и заднюю, которые разделены радужкой и сообщаются между собой через зрачок. В камерах находится прозрачная жидкость — водянистая влага, обеспечивающая постоянство внутриглазного давления. Вспомогательные органы глаза: шесть поперечнополосатых глазодвигательных мышц, веки, слезный аппарат глаза, включающий слезную железу, канальцы, слезный мешок и носослезный проток.
Проводниковая часть: зрительный нерв, выходящий из органа зрения и направляющийся в полость черепа. На нижней поверхности мозга правый и левый зрительный нервы образуют частичный перекрест, далее нервные волокна идут к подкорковым зрительным центрам – латеральному коленчатому телу и верхним холмикам среднего мозга. Корковая часть – зрительная кора на медиальной поверхности затылочной доли полушарий. Слуховой анализатор
Периферическая часть – внутреннее ухо (улитка и вестибулярный аппарат). Орган слуха и равновесия парный. Орган слуха подразделяют на наружное, среднее и внутреннее ухо. Наружное ухо включает ушную раковину и наружный слуховой проход, отграниченный от среднего уха барабанной перепонкой. Наружный слуховой проход имеет хрящевую и костную части. Выстлан кожей, в которой имеются трубчатые железы. Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от среднего. Она представляет собой соединительнотканную пластинку, покрытую тонкой кожей. Среднее ухо располагается внутри пирамиды височной кости, оно включает барабанную полость и слуховую трубу. В барабанной полости находятся три слуховые косточки, подвижно соединенные друг с другом (молоточек, наковальня и стремя), передающие колебания барабанной перепонки во внутреннее ухо.
Внутреннее ухо расположено в пирамиде височной кости между барабанной полостью и внутренним слуховым проходом. Оно представляет собой систему узких костных полостей (лабиринтов), содержащих рецепторные аппараты, воспринимающие звук и изменения положения тела. В костных полостях, выстланных надкостницей, располагается перепончатый лабиринт, повторяющий форму костного лабиринта. Между перепончатым лабиринтом и костными стенками имеется узкая щель — перилимфатическое пространство, заполненное жидкостью — перилимфой. Костный лабиринт состоит из преддверия, трех полукружных каналов и улитки. Костная улитка имеет завитки вокруг горизонтально лежащего стержня. Вокруг стержня наподобие винта закручена костная спиральная пластинка, пронизанная тонкими канальцами. В этих канальцах проходят волокна улитковой части преддверно-улиткового нерва. Перепончатый лабиринт заполнен жидкостью — эндолимфой. Проводниковая часть – преддверно-улитковый нерв, выходящий через внутренний слуховой проход в полость черепа. Слуховая часть нерва идет к подкорковым слуховым центрам – верхним бугоркам четверохолмия и латеральным коленчатым телам. Вестибулярная часть идет к вестибулярным ядрам на дне ромбовидной ямки, а затем к ядрам шатра мозжечка, к спинному мозгу, в таламус. Корковая частьоргана слуха расположена в коре верхней височной извилины (слуховой анализатор), органа равновесия – в коре теменной и височной долей (корковые центры статокинетического анализатора).