IV. Мероприятия стратегического развития государственного учреждения Республики Башкортостан (подразделения)
№ п/п
задача
мероприятие
плановый результат
срок исполнения
Основные направления развития образования на период до 2020 года:
реализация приоритетного национального проекта "Образование";
реализация федеральных и республиканских целевых программ в сфере образования;
внедрение новых финансово-экономических механизмов, перевод всех образовательных учреждений на нормативное подушевое финансирование;
введение новой системы оплаты труда педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, учитывающей качество и результативность их деятельности;
обеспечение широкого участия общественности в управлении образовательным процессом;
внедрение новых организационно-правовых форм учреждений образования, обеспечивающих сочетание академической автономии и государственно-общественного контроля за их деятельностью;
обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, фундаментальности и практической направленности образовательных программ;
создание условий для развития непрерывного образования и активного включения детей и учащейся молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
стимулирование развития различных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и сокращение численности детей, воспитывающихся в сиротских учреждениях, путем передачи в приемные и патронатные семьи;
оказание на базе образовательных учреждений дополнительных образовательных услуг как внутреннего ресурса их финансирования;
активизация использования существующих форм контроля качества образования, механизмов и процедур единого государственного экзамена, аттестации и аккредитации образовательных учреждений; повышение качества образования и модернизация материально-технической базы в системе образования;
повышение качества человеческого капитала, превращение системы образования в одну из "точек роста", создание предпосылок для ее перевода из режима сохранения и выживания в режим опережающего развития.
Необходимо обеспечить на региональном уровне государственную поддержку образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Эти ресурсы могут быть направлены на переподготовку педагогов, привлечение преподавателей и консультантов, обновление материально-технической базы и учебно-лабораторного оборудования, в том числе закупку программного обеспечения, проведение ремонтных работ, разработку учебно-методических материалов.
Предусматривается создание новой системы управления качеством образования с привлечением научно-педагогического потенциала Башкирского института развития образования, лаборатории мониторинга качества образования и востребованности специалистов с высшим и средним профессиональным образованием при Республиканском учебно-научном методическом центре Министерства образования Республики Башкортостан. Стратегия предусматривает создание попечительских и управляющих советов с участием работодателей в целях поддержки профильных вузов и ссузов, обеспечивающих подготовку кадров для реального сектора экономики и социальной сферы.
Попечительские советы, включающие представителей общественности, органов власти и бизнес-сообществ, родительской общественности, должны сыграть особую роль при решении вопросов развития специального образования, защиты прав детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья и других категорий несовершеннолетних, нуждающихся в социально-правовой поддержке.
В связи с возрастающей значимостью воспитательной деятельности классных руководителей наряду с денежной выплатой из федерального бюджета целесообразно установить формы и размеры ежегодных поощрений для лучших учителей республики, разработать прозрачный механизм материального поощрения, учитывающий конкретные результаты педагогического труда, достигаемые за счет владения современными образовательными технологиями, и другие критерии.
Перспективным становится усиление государственной поддержки талантливой молодежи. Необходимо повысить эффективность ежегодных конкурсов научных работ молодых ученых и молодежных научных коллективов на соискание грантов Республики Башкортостан в приоритетных направлениях фундаментальных и прикладных исследований. Это позволит талантливым молодым исследователям участвовать в межрегиональных и международных стажировках и конференциях.
В целях повышения качества дошкольного и общего школьного образования предполагается:
развитие и сохранение сети дошкольных образовательных учреждений, возврат зданий детских садов, прекративших функционирование в 90-е годы прошлого века, введение в строй новых учреждений дошкольного образования (современных проектов с бассейнами, кабинетами узких специалистов, медицинских блоков и т.д.);
дальнейшее развитие сети групп кратковременного пребывания на базе общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования;
развитие альтернативных форм дошкольного образования (семейных детских садов, частных детских садов, гувернерской службы по воспитанию детей на дому) и предшкольной подготовки детей в целях предоставления равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения;
институциональное обеспечение поддержки семейного воспитания детей во всех муниципальных образованиях;
введение в штатном режиме единого государственного экзамена;
формирование прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования;
расширение практики строительства социально-культурных комплексов в сельской местности, включающих школы и детские сады, объекты культуры, спорта и здравоохранения;
обеспечение организации изучения государственных и родных языков в тесной связи с культурой и историей народов Башкортостана, своевременное издание учебников и учебно-методической литературы в этой области;
организация деятельности республиканских опытно-экспериментальных площадок по актуальным направлениям развития системы образования;
выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи;
совершенствование содержания образования и технологий обучения за счет оптимизации нагрузки учащихся общеобразовательных учреждений, введения профильного обучения в старшей школе, обеспечивающего возможность выбора учащимися индивидуального учебного плана, внедрения новых федеральных государственных стандартов общего образования;
создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение высокого качества профессионального образования, соответствующего уровню международных стандартов, предполагает:
формирование единого республиканского государственного заказа на подготовку кадров в системе профессионального образования на основе республиканской системы прогнозирования потребности в кадрах, межведомственного механизма мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда;
развитие государственно-частного партнерства в системе профессионального образования;
оптимизацию структуры, содержания и сроков профессиональной подготовки для обеспечения потребностей Республики Башкортостан в кадрах необходимого профиля;
внедрение систем менеджмента качества образования в государственных учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
разработку и внедрение учреждениями профессионального образования инвестиционно-привлекательных образовательных программ;
создание многоуровневых, многопрофильных интегрированных учебных заведений на базе учреждений профессионального образования;
организацию экспериментальной работы по разработке и апробации инновационных профессиональных образовательных программ и технологий, в том числе модульных программ и технологий подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов по профессиям наукоемких производств;
участие в конкурсах инновационных программ для подготовки специалистов высокотехнологических производств и непрерывного профессионального образования;
развитие интегрированных инновационных программ, решающих кадровые и исследовательские задачи развития инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности;
расширение участия образовательных учреждений в международных интеграционных образовательных, научных проектах и программах;
стандартизацию профессионального образования в соответствии с тенденциями развития образования в мире; подготовку кадров на основе нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов;
развитие целевой подготовки специалистов со средним и высшим профессиональным образованием для муниципальных районов, а также для регионов Российской Федерации с компактным проживанием башкирского населения в соответствии с межправительственными соглашениями о сотрудничестве в социально-гуманитарной сфере.