Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Студента СРС по модулям УК



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

ИННОВАЦИОННЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Научно-образовательный комплекс

по специальности 5В073100 «Безопасность жизнедеятельности

и защита окружающей среды»

а также специальностям Инженерной академии,

Академии управления и Академии образования

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

По дисциплине

« Основы безопасности Жизнедеятельности»

(СИЛЛАБУС)

по кредитной образовательной технологии

для студентов 1-4 курс всех форм обучения, по всем специальностям

 

 

ПАВЛОДАР 2013 год

УТВЕРЖДАЮ

Проректор УМР и КО

к.б.н., профессор ________ Комардина Л.С.

“______” _______________ 2013 г.

 

Составитель: ст. преподаватель Матвеева Н.И. ___________

 

 

Кафедра «Химия и металлургия»

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

По дисциплине

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

для студентов 1-4 курса всех форм обучения,

по всем специальностям, на базе общего среднего и средне-

специального образования.

 

  Все специальности
Курс 1-4
Семестр 1-8
Лекции
СРСП
Практические занятия
СРС
Форма контроля Экзамен

 

Разработан на основании Государственного общеобязательного стандарта высшего образования ГОСО РК 5.04.019 -2011 (бакалавриат) Астана 2011 г. и типовой программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для всех специальностей, Караганда 2009г, утвержден и введен в действие приказом Министерства образования и науки РК от 30.12.2009г.№611

 

Утвержден на заседании научно-методического совета Инженерной Академии и рекомендован к изданию

 

Протокол №1 от 05.09.2013г.

Председатель НМС ИА, к.т.н. ,_____________________П.В Дубровин

 

Рассмотрен на заседании кафедры «Химия и металлургия»

 

Протокол №1 от28.08.2013г

Зав. Кафедрой «Химия и металлургия»

к.х.н. доцент ______________ А.Н. Жакупова

 

 

Согласовано:

Начальник ИМО

к.п.н., профессор ____________Н.М. Ушакова

 

 

Контактная информация:

ФИО Время и место проведения Контактная информация
  Матвеева Наталья Ильинична Ст. преподаватель кафедры «Химия и металлургия» Лекции Практические занятия СРСП  
Корпус-1 Ауд, согласно расписанию. Корпус-1 Ауд, согласно расписанию. Корпус-1 Ауд, согласно расписанию. Корпус-1 Кафедра «Химия и металлургия», Каб.408 Тел.34-00-10 (внутр. 223) Время консультации: согласно графику консультаций на кафедре

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью изучения дисциплины является создание у студентов базы знаний о том что:катастрофические последствия природных катаклизмов и стихийных бедствий представляют серьезную угрозу жизни человека и поэтому проблема защиты его от опасностей в различных условиях обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества такая опасность исходила от разрушительной силы природных явлений, а также от представителей биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, создаваемые самим человеком. Развитие науки и техники, с одной стороны, способствовало развитию средств и способов ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, но, с другой – привело к необычайному росту возможных масштабов аварий и катастроф из-за огромной концентрации потенциальной энергии в отдельных энергетических комплексах, повышенных скоростей движения и других причин.

Если стихийные силы природы не подвластны человеку и могут заблаговременно прогнозироваться только в некоторых случаях, то чрезвычайные ситуации, причиной которых является сам человек, можно избежать благодаря продуманному походу при проектировании и эксплуатации сооружений, технологических процессов, машин и оборудования. Так, борясь с бесконтрольным выбросом в окружающую среду вредных промышленных отходов, мы тем самым способствуем сохранению экологического равновесия в природе или, соблюдая правила пожарной безопасности во время пеших походов или отдыха на природе, исключаем возможность возникновения лесных и степных пожаров.

Любая деятельность сопряжена с различного рода опасностями: природными, техногенными, антропогенными, биологическими, социальными. Поэтому безопасность деятельности является одной из важнейших сторон существования человечества с древних времен и до наших дней. Человек всегда стремился и будет стремиться обеспечить свою безопасность. С развитием промышленности проблемы безопасности еще более обострились, и для решения многих ее задач в настоящее время требуется, как правило, комплекс специальных знаний.

«Основы безопасности жизнедеятельности» является общеобразовательной дисциплиной, изучающей опасности и защиту человека от них. Основные положения ее базируются на том, что деятельность человека потенциально опасна; опасности, реализуясь в пространстве и во времени, причиняют вред человеку, проявляющийся в нервных потрясениях, травмах и других. БЖД решает задачи идентификации опасностей (вид, пространственные и временные координаты, величина, возможный ущерб, вероятность и др.); профилактики (на основе сопоставления затрат и выгод); действия в условиях чрезвычайных ситуаций (в связи с остаточным риском часть опасностей может реализоваться с определенной вероятностью). Значительную часть дисциплины занимают вопросы гражданской обороны. Гражданская оборона является составной частью общегосударственных мероприятий по обеспечению национальной безопасности в области защиты населения, экономики и территории республики от поражающих факторов современных средств поражения, а также от стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.

 

Задачи изучения дисциплины:

В процессе изучения дисциплины студент должен научиться:

применять известные методы познания для разрешения профессиональных проблем и непрерывного самообразования, анализировать и критически осмысливать накопленные теоретические материалы.

-научить студентов действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, способам защиты населения, основам и организации проведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения;

-обучить студентов распознаванию признаков травматических повреждений, особо опасных инфекций, острых заболеваний и оказанию неотложной доврачебной помощи

Студент должен знать:

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек – среда обитания»; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, их идентификацию; средства и методы повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях; методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий.

Студент должен уметь:

применять известные методы познания для разрешенияпрофессиональных проблем, работать в команде по достижению общей цели; эффективно применять средства защиты от отрицательных воздействий; проводить контроль параметров и уровня отрицательных воздействий на организм человека на их соответствие нормативным требованиям; разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов; осуществлять безопасную и экологичную эксплуатацию систем и объектов; планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях, диагностировать различные поражения, оказывать первую медицинскую помощь и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Иметь навыки:

- владеть современными методами и средствами контроля и анализа, развития и управления безопасными системами.

Владеть способом деятельности:

- методами познания для разрешения профессиональных проблем, умением профессионально решать задачи, работать в команде, собирать и анализировать первичную экспериментальную, и другую информацию.

Студент должен быть компетентным:

- в вопросах законодательства РК и международных соглашений в области охраны природы и безопасности жизнедеятельности;

- в основы трудового законодательства, организации труда, правилах и нормах охраны труда.

Содержание курса:

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается c 1 по 4 семестр, на всех специальностях согласно ГОСО, на изучение курса предусмотрено 2 кредита, которые включают в себя аудиторные занятия: лекции; практические работы, СРСП, СРС. Курс состоит из 15 тем. Практические работы позволяют закрепить, полученные на лекциях, знания и научиться применять освоенные навыки.

 

Форма контроля: экзамен.

 

Пререквизиты:. Биология. Экология и устойчивое развитие. Зоология. Анатомия человека. Почвоведение. География и др.

Постреквизиты: Промышленная экология, Геоэкология. Социальная экология и устойчивое развитие. Утилизация отходов промышленности и др.

 


Таблица 1 - Тематико-содержательный план обучения УК (1-й семестр (15 недель)

Наименование и содержание УК (подтема) Последовательность учебных недель Формы и содержание организации УК Текущий контроль (ТК) следящий Дата проведения ТК Сроки отработки    
Лекции Практические работы Семинары (СРСП) СРС    
Кол-во часов Формы и методы организации УК Кол-во часов Формы и методы организации УК Кол-во часов Формы и методы организации УК Кол-во часов Формы и методы организации УК    
Модуль 1. Организационные и теоретические основы безопасности жизнедеятельности    
Введение. Роль современного государства в обеспечении жизнедеятельности. Влияние научно-технического прогресса на возникающие катастрофы природного и техногенного характера.   Метод критич. мышл. Работа в малых группах Поиск решения проблем.   Реферат Устный опрос        
Характерные особенности современного производства, зоны формирования опасных и вредных факторов.   Проблемная ситуация Составить тезаурус по тематическим понятиям. Метод малых групп Конспект лекций   Индивидуальный контроль        
Организационные и теоретические основы безопасности жизнедеятельности   Мозговой штурм Составить конспект Проверка конспектов   Защита докладов Индивидуальный контроль        
Принципы организации ГО и защиты людей при ЧС.   Проблемная ситуация Работа с нормативными документами.   Информационное сообщение Составление тезауруса   Составление тестов        
Чрезвычайные ситуации.   Метод критич. мышл. Составить конспект Индивид. проект   Индивид. проект   Составление тестов        
Характеристика поражающих факторов ЧС природного характера.   Проблемная ситуация Составить тезаурус по тематическим понятиям. Защита докладов Конспект лекций   Индивидуальный контроль        
Поражающие факторы ЧС военного времени.   Метод критич. мышл. Работа в малых группах Составление конспекта.   Индивид. проект   Устный опрос        
Опасности среды обитания человека.   Определения Составить конспект Письменный опрос. Защита докладов Индивидуальный контроль        
Всего часов                    
Промежуточный контроль (Модуль 1) - Тезаурус    
Модуль 2. Защита населения    
Виды, источники и масштабы опасных и вредных производственных факторов   Проблемная ситуация Составить конспект Конспект лекций   Написание реферата Индивидуальный контроль    
Защита населения   Метод критич. мышл. Работа с нормативными документами.   Метод малых групп Подготовка презентации   Индивидуальный контроль    
Приборы радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля   Определения Составить тезаурус по тематическим понятиям. Поиск решения проблем.   Защита докладов Устный опрос    
Устойчивость работы промышленных объектов   Метод критич. мышл. Работа в малых группах Индивид. проект   Индивид. проект   Индивидуальный контроль    
Пути повышения устойчивости функционирования объектов в ЧС   Определения Работа в малых группах Защита докладов Индивид. проект   Составление тестов    
Спасательные и другие неотложные работы в   очагах поражения   Проблемная ситуация Работа в малых группах Индивид. проект   Написание реферата Индивидуальный контроль    
Особенности организации СиДНР в очаге комбинированного поражения   Метод критич. мышл. Составить конспект Составление конспекта Конспект лекций   Устный опрос    
Всего часов:                
Промежуточный контроль (Модуль 2) - Тестирование    
                                               

Таблица 2 – Модульно-интегративная структура УК с указанием программных вопросов по модулям

Содержание Модуль 1 Модуль 2
Программные вопросы 1. Введение. 2. Характерные особенности современного производства, зоны формирования опасных и вредных факторов. 3. Организационные и теоретические основы безопасности 4. Принципы организации ГО и защиты людей при ЧС. 5. Чрезвычайные ситуации. 6. Характеристика поражающих факторов ЧС природного характера. 7. Поражающие факторы ЧС военного времени. 8. Опасности среды обитания человека. 1. Виды, источники и масштабы опасных и вредных производственных факторов 2. Защита населения 3. Приборы радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля 4. Устойчивость работы промышленных объектов 5. Пути повышения устойчивости функционирования объектов в ЧС 6. Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения 7. Особенности организации СиДНР в очаге комбинированного поражения
Обязательная литература 1. Приходько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Курс лекций.- Алматы: ВШП, «Эдилет» 2000-366 с. 2. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 5-е изд., стер. / Под ред. О. Н. Русака – СПб.: Издательство «Лань», 2002- 448 с. 3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под общ. ред. С.В.Белова. 2-е изд., испр. и доп.-М.: Высш. шк., 1999 – 448 с. 4. Васильев П.П. Безопасность жизнедеятельности: Экология и охрана труда. Количественная оценка и примеры: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-188с. 5. Мугин О. Г. Безопасность жизнедеятельности. Чрезвычайные ситуации. Практические работы: Учебное пособие – М.: Мир, 2003 – 80 с.   1. Приходько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Курс лекций.- Алматы: ВШП, «Эдилет» 2000-366 с. 2. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 5-е изд., стер. / Под ред. О. Н. Русака – СПб.: Издательство «Лань», 2002- 448 с. 3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под общ. ред. С.В.Белова. 2-е изд., испр. и доп.-М.: Высш. шк., 1999 – 448 с. 4. Васильев П.П. Безопасность жизнедеятельности: Экология и охрана труда. Количественная оценка и примеры: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-188с. 5. Мугин О. Г. Безопасность жизнедеятельности. Чрезвычайные ситуации. Практические работы: Учебное пособие – М.: Мир, 2003 – 80 с.  
Дополни-тельная литература 1. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Ч. 1, 2. / Под ред. Э.А.Арустамова – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998. 2. Хван Т.А., Хван П. А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2000 – 416 с. 3. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Под ред проф. Л.А. Муравья. – М.: ЮНИТИ, 2000 – 431 с. 4. Маршалл В. Основные опасности химических производств. М.: Мир, 1989 – 671 с. 5. Алексеев Н.А. Стихийные явления в природе: проявление, эффективность защиты. – М.: Мысль, 1988 – 254 с. 6. Вредные химические вещества. Неорганические соединения элементов 1-1V групп: Справочник / Под ред. В.А. Филова и др. – Л.: Химия, 1988 – 512 с. 7. Безопасность жизнедеятельности: учебное пос. для вузов/ В.А.Акимов, Ю.Л.Воробьев и др.– М.: Высш. Шк., 2006 – 592 с.. 8. Козлов В.Ф. Справочник по радиационной безопасности. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Энергоатомиздат, 1991 – 352 с. 9. Владимиров В.А.Сильнодействующие ядовитые вещества и защита от них. М.:Воениздат, 1989 – 176 с. 10. Средства индивидуальной защиты: Справочное пособие / Под общ. ред. С.Л. Каминского, - Л.: Химия, 1989 – 400 с. 11. Радиобиология. Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Д. Белова – М.: «Колос», 1999 – 384 с. 12. Шкрабак В. и др. Безопасность жизнедеятельности в сельскохозяйственном производстве.- М.: «Колос», 2002 – 512 с. 13. Информационно-методический сборник материалов по ЧС и ГО. Ежеквартальное издание МЧС РК. 14. Плеханов П. Селевая опасность. Информационно – методический сборник материалов по ЧС и ГО, вып. 2. – 2003 г. 15. Плеханов П. Снежные лавины и их проблема в Казахстане. Информационно – методический сборник материалов по ЧС и ГО, вып. 4 – 2003 г. 16. Плеханов П. Общая оценка опасности техносферы в Республике Казахстан. Информационно – методический сборник материалов по ЧС и ГО. 17. О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Закон Республики Казахстан от 5 июля 1996 г. Алматы, 1996. 18. О Гражданской обороне: Закон Республики Казахстан от 7 мая 1997 г.Алматы, 1997 1. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Ч. 1, 2. / Под ред. Э.А.Арустамова – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998. 2. Хван Т.А., Хван П. А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2000 – 416 с. 3. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Под ред проф. Л.А. Муравья. – М.: ЮНИТИ, 2000 – 431 с. 4. Маршалл В. Основные опасности химических производств. М.: Мир, 1989 – 671 с. 5. Алексеев Н.А. Стихийные явления в природе: проявление, эффективность защиты. – М.: Мысль, 1988 – 254 с. 6. Вредные химические вещества. Неорганические соединения элементов 1-1V групп: Справочник / Под ред. В.А. Филова и др. – Л.: Химия, 1988 – 512 с. 7. Безопасность жизнедеятельности: учебное пос. для вузов/ В.А.Акимов, Ю.Л.Воробьев и др.– М.: Высш. Шк., 2006 – 592 с.. 8. Козлов В.Ф. Справочник по радиационной безопасности. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Энергоатомиздат, 1991 – 352 с. 9. Владимиров В.А.Сильнодействующие ядовитые вещества и защита от них. М.:Воениздат, 1989 – 176 с. 10. Средства индивидуальной защиты: Справочное пособие / Под общ. ред. С.Л. Каминского, - Л.: Химия, 1989 – 400 с. 11. Радиобиология. Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Д. Белова – М.: «Колос», 1999 – 384 с. 12. Шкрабак В. и др. Безопасность жизнедеятельности в сельскохозяйственном производстве.- М.: «Колос», 2002 – 512 с. 13. Информационно-методический сборник материалов по ЧС и ГО. Ежеквартальное издание МЧС РК. 14. Плеханов П. Селевая опасность. Информационно – методический сборник материалов по ЧС и ГО, вып. 2. – 2003 г. 15. Плеханов П. Снежные лавины и их проблема в Казахстане. Информационно – методический сборник материалов по ЧС и ГО, вып. 4 – 2003 г. 16. Плеханов П. Общая оценка опасности техносферы в Республике Казахстан. Информационно – методический сборник материалов по ЧС и ГО. 17. О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Закон Республики Казахстан от 5 июля 1996 г. Алматы, 1996. 18. О Гражданской обороне: Закон Республики Казахстан от 7 мая 1997 г.Алматы, 1997
Содержание лекций 1. Введение. Роль современного государства в обеспечении жизнедеятельности. Влияние научно-технического прогресса на возникающие катастрофы природного и техногенного характера. Актуальность и методология обеспечения безопасности жизнедеятельности. 2. Характерные особенности современного производства, зоны формирования опасных и вредных факторов. Негативные факторы производственной среды и их влияние на людей. Организационно-технические и управленческие меры повышения безопасности и улучшения труда. Проблемы безопасности в системе «человек-машина-производственная среда». 3. Организационные и теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Организация и ведение Гражданской Обороны (ГО) – одна из важнейших функций государства в обеспечении безопасности страны. Роль, основные задачи и организационная структура Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан. Законодательные акты и положения РК в области чрезвычайных ситуаций (ЧС). 4. Принципы организации ГО и защиты людей при ЧС. Полномочия представительных органов. Права и обязанности граждан РК при ЧС. Структура ГО и ЧС на промышленном объекте. Планирование мероприятий по ГО и ЧС на объектах. 5. Чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Основные понятия и определения. Классификация ЧС и объектов экономики по потенциальной опасности. Поражающие факторы источников ЧС техногенного характера. 6. Характеристика поражающих факторов ЧС природного характера. Классификация стихийных бедствий. Оценка возможных разрушений зданий и сооружения при ЧС природного характера. 7. Поражающие факторы ЧС военного времени. Виды оружия массового поражения. Их особенности и последствия применения. Психологические аспекты ЧС. 8. Опасности среды обитания человека. Источники опасностей естественного, техногенного и антропогенного происхождения. Классификация негативных факторов. Загрязнения атмосферы, гидросферы, почвы. 1. Виды, источники и масштабы опасных и вредных производственных факторов. Классификация опасных и вредных факторов. Взаимодействие и трансформация загрязнений в среде обитания. 2. Защита населения. Этапы проведения мероприятий по защите населения. Инженерные мероприятия. Эвакуация населения. Радиационная и химическая защита. Медицинские мероприятия. Противопожарные мероприятия. 3. Приборы радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля. Первая медицинская помощь при ранениях, ушибах, вывихах, переломах. Первая медицинская помощь при радиационных и комбинированных поражениях. 4. Устойчивость работы промышленных объектов. Устойчивость функционирования промышленных объектов в ЧС мирного и военного времени. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объектов. 5. Пути повышения устойчивости функционирования объектов в ЧС. Способы повышения надежности защиты персонала на объектах. Способы повышения устойчивости инженерно-технического комплекса и системы управления объектом. 6. Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. Основы организации и проведения спасательных и других неотложных работ (СиДНР). Цель, содержание и условия проведения СиДНР. Силы и средства, привлекаемые для их проведения. Условия успешного проведения СиДНР в очагах поражения. 7. Особенности организации и проведения СиДНР в очаге комбинированного поражения. Задача командира формирований ГО и ЧС при ведении СиДНР.
Содержание практических работ 1. Понятия и основные черты катастроф и чрезвычайных ситуаций. 2. Основные поражающие факторы при чс, основные виды поражения людей основные поражающие факторы при чс. 3. Основные виды поражения в чс. 4. Основные принципы и мероприятия по защите населения. 5. Классификация средств защиты населения. 6. Средства защиты органов дыхания. 7. Средства защиты кожи. 8. Средства медицинской защиты. 1. Назначение и содержание аптечки индивидуальной аи–2. 2. Введение лекарственных средств с помощью шприц-тюбика. 3. Правила пользования индивидуальными противохимическими пакетами (ипп-8, ипп-9, иип-10). 4. Устройство и применение стерильного перевязочного пакета. 5. Санитарная обработка людей. 6. Дезактивация (цель, виды, способы) 7. Дегазация (цель, виды, способы).
Планы СРСП СРСП №1 – Роль современного государства в обеспечении жизнедеятельности. Поиск решения проблем. СРСП №1 – Классификация опасных и вредных факторов. Конспект лекций    
СРСП №2 – Негативные факторы производственной среды и их влияние на людей. Метод малых групп СРСП №2 – Этапы проведения мероприятий по защите населения. Метод малых групп
СРСП №3 – Организация и ведение Гражданской обороны (ГО) – одна из важнейших функций государства в обеспечении безопасности страны. Проверка конспектов СРСП №3 – Первая медицинская помощь при ранениях, ушибах, вывихах, переломах. Поиск решения проблем.  
СРСП №4 – Права и обязанности граждан РК при ЧС. Информационное сообщение СРСП №4 – Устойчивость функционирования промышленных объектов в ЧС мирного и военного времени. Индивид. проект
СРСП №5 – Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Индивид. проект СРСП №5 – Способы повышения надежности защиты персонала на объектах. Защита докладов
СРСП №6 – Классификация стихийных бедствий. Защита докладов СРСП №6 – Цель, содержание и условия проведения СиДНР. Индивид. проект
СРСП №7 – Виды оружия массового поражения. Составление конспекта. СРСП №7 – Задача командира формирований ГО и ЧС при ведении СиДНР. Составление конспекта
СРСП №8 – Классификация негативных факторов. Письменный опрос.  

Таблица 3 - Организация самостоятельной работы

студента СРС по модулям УК

№ модуля Тематика СРС Задания для СРС Формы контроля СРС График контроля СРС (срок
Модуль 1.Организационные и теоретические основы безопасности жизнедеятельности
1. Влияние научно-технического прогресса на возникающие катастрофы природного и техногенного характера. 2. Проблемы безопасности в системе «человек – машина – производственная среда» 3. Законодательные акты и положения РК в области чрезвычайных ситуаций. 4. Структура ГО и ЧС на промышленном объекте. 5. Поражающие факторы источников ЧС техногенного характера. 6. Оценка возможных разрушений зданий и сооружений при ЧС природного характера. 7. Психологические аспекты ЧС. 8. Загрязнения атмосферы, гидросферы и почвы. Написание реферата     Составление конспекта     Подготовка доклада     Составление тезауруса   Подготовка доклада     Составление конспекта   Подготовка доклада   Подготовка доклада   Реферат     Индивидуальный     Индивидуальный     Тезаурус   Доклад     Индивидуальный   Индивидуальный   Доклад   2неделя     2неделя     3неделя     3неделя   4неделя     5неделя   5неделя   6неделя
  Модуль 2.Защита населения
1. Взаимодействие и трансформация загрязнений в среде обитания. 2. Эвакуация населения. 3. Первая медицинская помощь при радиационных и комбинированных поражениях. 4. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объектов. 5. Способы повышения устойчивости инженерно-технического комплекса и системы управления объектом. 6. Силы и средства, привлекаемые для проведения СиДНР. 7. Особенности организации и проведения СиДНР. Написание реферата     Подготовка презентации Подготовка доклада   Составление конспекта     Составление тезауруса     Подготовка реферата     Составление конспекта   Реферат     Презентация Доклад   Индивидуальный     Индивидуальный     Индивидуальный     Индивидуальный     7неделя     8неделя 9неделя   10неделя     11неделя     12неделя     13неделя  
           

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ

Жизнедеятельность свойство человека не просто действовать в жизненной среде, которая его окружает, а процесс сбалансированного развития и самореализации индивидуума, группы людей, общества в целом, человечества в единстве их жизненных потребностей и возможностей.
Опасность условие или ситуация, которые существуют в окружающей среде и способны привести к нежелательному высвобождению энергии, которая может послужить причиной физического вреда, ранения или повреждения.
Природные опасности природные объекты, явления природы и стихийные бедствия, которые представляют угрозу для жизни или здоровья человека (землетрясения, оползни, сели, вулканы, наводнения, снежные лавины, штормы, ураганы, ливни, град, туманы, гололедицы, молнии, астероиды, солнечное и космическое излучения, опасные растения, животные, рыбы, насекомые, грибки, бактерии, вирусы, инфекционные болезни животных и растений).
Техногенные опасности опасности, связанные с использованием электрической энергии, химических веществ, разных видов излучения (ионизирующего, электромагнитного, акустического), транспортных средств, горючих, легковоспламеняющихся, взрывоопасных веществ и материалов, процессов, происходящих при повышенных температурах и давлении, с эксплуатацией подъемно-транспортного оборудования.
Социальные опасности опасности, вызванные низким духовным и культурным уровнем людей. Это такие явления, как бродяжничество, проституция, пьянство, алкоголизм, преступность, курение табака, сквернословие и т.п.
Политические опасности конфликты на межнациональном и межгосударственном уровнях, духовное угнетение, политический терроризм, идеологические, межпартийные, межконфессионные и вооруженные конфликты, войны.
Поражающий фактор фактор жизненной среды, который при определенных условиях наносит ущерб, как людям, так и системам жизнеобеспечения, наносит материальный ущерб.
Производственная среда это среда, в которой человек осуществляет свою трудовую деятельность. Она содержит комплекс предприятий, организаций, учреждений, средств транспорта, коммуникаций и т.п..
Авария   система регулярных длительных наблюдений в пространстве и времени за состоянием окружающей природной среды и предупреждение о создающихся критических ситуациях, вредных и опасных для здоровья людей и других живых организмов.
Чрезвычайная ситуация   Чрезвычайная ситуация - в РК - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли: - человеческие жертвы; - ущерб здоровью людей или окружающей природной среде; - значительные материальные потери; и - нарушение условий жизнедеятельности людей.  
Прогнозирование чрезвычайных ситуаций   опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем. Прогнозирование может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер.  
Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне   территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
Чрезвычайное положение   особое правовое положение в стране, вводимое уполномоченными органами государственной власти на определенный период и ограничивающее гражданские права и свободы населения. Обычно чрезвычайное положение вводится в случае крупных общественных беспорядков, внутренних вооруженных конфликтов, а также в случае стихийных бедствий и технологических катастроф.
Экологическая катастрофа   труднообратимое за длительное время очень неблагоприятное явление, приводящее к упадку экономического развития, впредь до воссоздания благоприятной природной среды: - либо региональная природная аномалия: длительная засуха, массовый мор скота и т.д.; - либо авария технического устройства, приводящая к остро неблагоприятным изменениям в среде и массовой гибели живых организмов и экономическому ущербу. Экологическая катастрофа приводит к полному разрушению экологического равновесия в природных системах.
Стихийное бедствие   экстремальное явление природы катастрофического характера, приводящее к внезапному нарушению нормальной деятельности людей. В ряде случаев стихийные бедствия сопровождаются гибелью материальных ценностей и жертвами среди населения. Стихийные бедствия оцениваются по количеству жертв и разрушений, в ненаселенных местах - по степени нарушения природной среды: рельефа, растительности, животного мира, а также по площади охвата. К стихийным бедствиям относятся: извержения вулканов, землетрясения, цунами, оползни, обвалы, сели, лавины, наводнения, ураганы, тайфуны, смерчи, смог, град, молнии, лесные пожары и др. Ливень, снегопад, заморозок, гололедица и другие постоянно наблюдаемые явления могут иметь характер стихийных бедствий при внезапном резком наступлении или при необычно высокой интенсивности. Самыми опасными стихийными бедствиями считаются циклоны, тайфуны, засуха и опустынивание.
Промышленная безопасность в чрезвычайных ситуациях   состояние защищенности населения, производственного персонала, объектов национальной экономики и окружающей природной среды от опасностей, возникающих при промышленных авариях и катастрофах в зонах чрезвычайной ситуации.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.