Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Игровые технологии на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий

Курсовая работа

 

Выполнила: студентка гр. 2 Н

специальности 050146

Преподавание в начальных классах

Фризен Адолина Андреевна

 

Руководитель:

Игнатьева Любовь Алексеевна

 

Дата защиты _____________ Работа защищена с отметкой _______________

 

Подпись руководителя ___________

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ  
ВВЕДЕНИЕ  
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий    
  §1 Сущность понятий «коммуникация», «коммуникативные умения», «коммуникативные универсальные учебные действия»
  §2 Игровые технологии в начальной школе
  §3 Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе  
Глава 2. Игровые технологии как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий    
  §1 Выявление возможностей игровых технологий в формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
  §2 Комплекс игр на уроках в начальной школе, направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий
       
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
ЛИТЕРАТУРА   ПРИЛОЖЕНИЯ  

 

 

Введение

Актуальность исследования, проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников определяется ФГОС НОО и Законом РФ «Об образовании». В ФГОС НОО в разделе Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования указывается, что «в результате освоения базовой программы, дети должны овладеть такими качествами как коммуникативные универсальные учебные действия». ( )

В Законе РФ «Об образовании» статья 7 «Федеральные государственные образовательные стандарты» в пункте 2 указаны требования к результатам основной образовательной программы. ( )

Проблема формирования коммуникативных умений учащихся в современной школе очень актуальна и стоит на стыке таких наук как психология и педагогика, определяет психологическую атмосферу в образовании. Изучение коммуникативных умений школьников обусловлено повышением интереса к новым способам построения урока. Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, необходимо переработать накопленный опыт с ориентацией на ФГОС НОО и его требования. Используя игру как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий, учитель имеет возможность направлять внимание детей на те, явления, которые ценны для расширения круга представлений, для обогащения словаря. И вместе с тем учитель питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление детей что-то узнать, искать, делиться с другими своими находками. А это все содействует умственному, речевому и общему развитию. Для этого нужно подобрать игровые технологии, которые будут направлены на формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Из этого следует, что данная тема актуальна.

Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна.

Тема исследования:Игровые технологии на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Объект исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе.

Предмет исследования:игровые технологии на уроках в начальной школе.

Цель исследования:выявить роль игровых технологий на уроках в начальной школе.

Задачи исследования:

1.Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования;

2.Описать понятия «коммуникация», «коммуникативные умения», «коммуникативные универсальные учебные действия»;

3.Изучить игровые технологи в начальной школе и особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий;

4. Выявить возможности игровых технологий в формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе;

5.Составить комплекс игр на формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Гипотеза исследования:Если применять игровые технологии на уроках в начальной школе, то у учащихся будут формироваться коммуникативные универсальные учебные действия.

Методы исследования:

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий

Задачи: 1.Описать понятия «коммуникация», «коммуникативные умения», «коммуникативные УУД»;

2. Изучить игровые технологи и особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий;

 

§1. Сущность понятий «коммуникация», «коммуникативные умения», «коммуникативные универсальные учебные действия»

Для определения понятий «коммуникации» и коммуникативных умений, мы обратились к психолого-педагогической литературе.

В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение». Впервые термин «коммуникация» [от лат. Communicatio от communicare – делать общим, сообщать, беседовать] появился в научной литературе в начале XX века и рассматривалась зарубежными исследователями в контексте двух основных общетеоретических построений:

1) бихевиоризма (основой коммуникации является не язык как система, а непосредственные речевые сигналы, манипулируя которыми можно воспитать человека любого склада; представителем этого подхода является Д. Уотсон);

2) символического интеракционизма (персонализма), где коммуникация есть внутренняя метафизическая способность личности открывать в себе чувства другого.

Обратившись к словарю русского языка, мы проанализировали следующие определения коммуникации. В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. Речь, как средство коммуникации [ ].

В современном словаре иностранных слов, «коммуникация» определяется как «общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д.; специфическая форма, взаимодействия людей в процессе их познавательно трудовой деятельности; важнейший механизм становления индивида как социальной личности, проводника установок данного социума, формирующих индивидуальные и групповые установки, как средство коррекции асоциального проявления индивида или группы» [ ].

В психологическом словаре коммуникация – «есть смысловой аспект социального взаимодействия» [ ].

Философский словарь трактует коммуникацию как «процессы социального взаимодействия, взятые в их знаковом аспекте (язык, пара и экстралингвистические, и оптико-кинетические знаковые системы), основывающиеся на взаимопонимании, дискуссии» [ ].

При сравнительной характеристике понятий нами замечено, что понятие «коммуникативный» отождествляется с понятием «коммуникабельный» и характеризуется как «способный, склонный к коммуникации, установлению контактов и связей, легко устанавливающий их, общительный» [ ].

Мы заметили, что в этих понятиях прослеживаются общие признаки: «коммуникация» везде определяется как процесс социального взаимодействия. Различие заключается в том, что каждый словарь по - своему трактует понятие «коммуникация» с точки зрения той или иной науки. Также установлено, что термины «коммуникация» и «общение» являются синонимами, это позволяет считать понятия тождественными. Кроме этого, многие авторы говорят о таких понятиях, как коммуникативность (В. Я Якунин, Р.А. Парошина), взаимодействие (Л. А. Шипилина), коммуникативные умения (Н. А. Леонтьев, В.А. Якунин), коммуникативные качества, способности личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В. А. Канн - Калик), коммуникативные процессы (Г. М. Дридзе, А. Л. Леонтьев, В. А. Якунин) [ ].

Для того чтобы выявить коммуникативные умения нам необходимо рассмотреть понятие «коммуникативность».

В психолого-педагогических исследованиях (В. Д. Ширшов, Л. К. Аверченко, В. Е. Семенович и др.) коммуникативность определяется как:

▪ активность в установлении контактов, открытость, естественность и непринужденность поведения, эмоциональная зрелость, независимость мышления. Стремление в своих решениях полагаться на себя, уверенность в себе и в своих силах, стремление и умение работать с людьми в коллективе;

▪ специфическое педагогическое явление;

▪ как качество, представляющее совокупность ряда существенных относительно устойчивых свойств личности, способствующих коммуникативному процессу для определения успешности учебно-воспитательной работы с учащимися;

▪ одна из тех составляющих общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная) [ ].

Понятие «коммуникативные умения» в педагогическом словаре под редакцией А.Ю. Коджаспирова, трактуется как процесс передачи педагогом информации по средствам речи и соответствующего поведения, способствующий установлению контактов с классом, влияющий на его настроение, готовящий к восприятию учебного материала [ ].

Г.А. Урунтаева трактует «коммуникативные умения» как освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми. К ним относятся умения входить в контакт с человеком, понимать его личные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить свое [ ].

В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентами. Так, А. А. Леонтьев подчеркивает, что «общение есть не только взаимодействие людей в обществе, а в первую очередь взаимодействие людей как членов общества», тем самым, определяя общение как вид деятельности [ ].

В социальной психологии, философии и педагогике «общение» рассматривается как:

▪ самостоятельный вид человеческой деятельности;

▪ взаимодействие людей в целях установления взаимоотношений;

▪ «система целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в коллективной деятельности, реализующих общественные и личностные, психологические отношения и использующих специфические средства, прежде всего язык» [ ].

Отдельные ученые в своих работах (А. Б. Зверинцев, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, Б.Д. Парыгин) понятиям «общение» и «коммуникация» придают один смысл. Однако, другие ученые (Б.Г. Ананьев, Г. М. Андреева, Г. М. Дридзе, В. Я Якунин и др.) считают, что отождествление этих понятий является поспешным.

Мы придерживаемся, мнения о различии понятий «общение» и «коммуникация», рассматриваем коммуникацию как процесс обеспечения многофункциональности общения (а именно основных трех групп функций: когнитивной, аффективной, регулятивной), но признаем их тесную взаимосвязь и взаимопроникновение.

Сравнив понятия «коммуникация» и «коммуникативные умения», мы пришли к выводу, что коммуникация представляет собой процесс социального взаимодействия, а коммуникативные умения – это способность к установлению контактов и связей в общении. Это такие умения как:

· умение выслушать точку зрения другого;

· умение высказывать свою точку зрения;

· умение доказывать и аргументировать свою точку зрения;

· умение правильно донести информацию;

· умение сотрудничать в работе.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, что «коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.»( )

Основными составляющими компонентами коммуникативных универсальных учебных действий являются:

1. умение общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией;

2. способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;

3. организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

4. умение работать в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы);

5. следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;

6. речевые действия как средства регуляции собственной деятельности.

Рассмотрев сущность понятий «коммуникативные умения» и «коммуникативные универсальные учебные действия» нами замечено, что понятие «коммуникативные универсальные учебные действия» шире понятия «коммуникативные умения», а также в содержательном аспекте отличаются тем, что коммуникативные универсальные учебные действия формируются только в деятельности и во взаимодействии с другими.

Коммуникативные действия можно разделить (с неизбежной долей условности, поскольку они исключительно тесно между собой связаны) на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности:

o коммуникацией как воздействием (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности; преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях)

o коммуникацией как сотрудничеством (коммуникативные действия, направленные на кооперацию, т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности)

o коммуникацией как условием интериоризации (речевые действия, служащие средством коммуникации, способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания.

К концу 1 класса учащиеся должны:

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Взаимодействовать в паре.

Во 2 классе:

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

В 3 классе:

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Критично относиться к своему мнению

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

К концу 4 класса:

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

Можно без преувеличения сказать, что основные виды коммуникативных, в том числе речевых действий, в силу своего действительно универсального, т. е. максимально обобщённого, характера естественным образом распространяются на все учебные предметы и, особенно, на внеурочную деятельность. Поскольку нет предметов, где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в малых группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата. Актуальная проблема заключается скорее в подборе содержания и разработке конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), а главное, в овладении педагогическим составом методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель — ученик », «ученик — ученик»). Таким образом, возникает вопрос о роли учителя в процессе формирования универсальных учебных действий.

 

§2. Игровые технологии в начальной школе

Впервые в педагогике понятие «технология» появилось на рубеже 1940-1950-х гг. и было связано с использованием в педагогическом процессе технических средств и программированного обучения.

Под "игровыми технологиями" в педагогике понимается обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще "педагогическая игра" обладает существенным признаком - четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде или косвенном виде и характеризуется учебно-познавательной направленностью.()

По мнению В. А. Сухомлинского «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Технология (от греч. « techne » - искусство, мастерство, умения и «логос» - наука) – совокупность приёмов и способов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.

С. Л. Рубинштейн (1976) отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития. По мнению Д. Б. Эльконина (1978), «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».

К.Д. Ушинский писал: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не может еще войти по сложности её явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более чем дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни, в игре же ребенок, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.

Игровые технологии используются в обучении с незапамятных времён. В настоящее время они чаще используются в сфере начального образования. В средней и в высшей школе обращаются к игровым технологиям редко. Игры могут использоваться при знакомстве друг с другом на начальных этапах обучения; могут сочетаться с различными психолого-педагогическими тренингами по развитию коммуникации. Также они могут использоваться непосредственно в процессе обучения.

Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель. Такому вопросу уделяли внимание следующие учёные: П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров («Игра есть то, что задумано и сделано; то, что есть, что думает и о чём думает субъект, когда он действительно увлечён этой деятельностью с непременной установкой на очевидный всем результат»), Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский. Технологический подход к обучению сегодня активно разрабатывается отечественной педагогикой: ему посвящены работы М.Е. Бершадского, В.И.Боголюбова, В.В. Гузеева, Т.А. Ильиной, М.В. Кларина, А.И. Космодемьянской, М.М. Левиной, З.А. Мальковой, В.Я. Пилиповского, А.Я.Савельева, а так же зарубежных авторов ( Л. Андерсон, Дж. Блок, и др.).классиф

В структуру игры как процесса входят:

• роли, взятые на себя играющими;

• игровые действия как средства реализации этих ролей;

• игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

• реальные отношения между играющими;

• сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Большинство игр отличает следующие черты :

• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

• творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);

• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);

• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

По мнению С.А.Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции:

• Функция социализации.

Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

• Функция межнациональной коммуникации.

Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».

• Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики».

Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта.

• Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра — деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст, сложнейших человеческих коммуникаций.

• Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.

• Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.

• Функция коррекции — есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

• Развлекательная функция игры, пожалуй, одна из основных ее функций.

Игра стратегически — только организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию.

Педагогические игры — достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Педагогические игры достаточно разнообразны по:

• дидактическим целям;

• организационной структуре;

• возрастным возможностям их использования;

• специфике содержания.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Г.К.Селевко предлагает классифицировать педагогические игры по нескольким принципам:

1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

2. По характеру педагогического процесса:

• обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

• познавательные, воспитательные, развивающие;

• репродуктивные, продуктивные, творческие;

• коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

3. Согласно Селевко по характеру игровой методике педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры драматизации.

4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения.

Дети младшего школьного возраста с помощью игры учатся воспринимать и усваивать причины и связи, в игре легче выражаются детские мысли. Используя игру как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий, учитель имеет возможность направлять внимание детей на те, явления, которые ценны для расширения круга представлений, для обогащения словаря. И вместе с тем учитель питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление детей что-то узнать, искать, делиться с другими своими находками. А это все содействует умственному, речевому и общему развитию.

Волина выделяет игры на развитие устной и письменной речи:

-игры с ребусами, шарадами, кроссвордами;

-игры с загадками;

-игры с пословицами, поговорками, скороговорками.

Практически все педагоги знают, как трудно научить ребенка составлять связный последовательный рассказ о том или ином предмете или явлении, учитывая всю совокупность его признаков, именно эти трудности помогает преодолеть игра, т.к. играя, дети учатся сравнению, в их речи происходит активизация нужных слов.

Игры и игровые упражнения дают учителю возможность проводить уроки более живо и интересно. В играх со словом дети, по меткому определению A.M. Горького, учатся тонкостям родного языка и начинают чувствовать его красоту. Формируя навык диалогического высказывания, то есть коммуникативной деятельности, используются различные игры.

Включение в урок игровых технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

 

§3. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе

 

Формированиекоммуникативных универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

1. Формирование коммуникативных УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

2. Заданные стандартом коммуникативные УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

3. Схема работы над формированием коммуникативных УУД указывается в тематическом планировании.

4. Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам освоения учебной программы по каждому предмету и в программах внеурочной деятельности.

5. Результаты усвоения коммуникативных УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

 

Основным критерием формирования коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя:

- желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);

- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);

- умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.

 

Глава 2. Игровые технологии как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий

Задачи: 1. Описать результаты констатирующего эксперимента;

2. Составить комплекс игр на формирование коммуникативных универсальных учебных действий

§1. Выявление возможностей игровых технологий в формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Для выявления возможностей игровых технологий на формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе мы выбрали диагностическую игру «Комплимент» по А.Н. Лутошкину (Приложение 1)

Диагностика исследования проводилась в школе №6 г. Ачинска в 3 «в» классе. В проведении диагностики мне помогала учитель 3 «в» класса.

Мной составлялся протокол методом наблюдения.

Протокол

№   Имя, фамилия   Наблюдения   Уровень
Умеет оформлять свои мысли в устной речи Соблюдает правила речевого этикета Понимает точку зрения другого ученика
Катя Г.        
Анастасия Б.        
Оля Г.        
Игорь П.        
Элеонора З.        
Данил П.        
Анатолий Г.        
Ульяна М.        
Андрей С.        
Яна М.        
Алина С.        
Илья В.        
Вадим Д.        
Мери С.        
Влад Л.        
Данил К.        
Павел У.        
Семур С.        
Павел О.        
Дима З.        
Катя Ш.        
Анна Д.        
Оля К.        
Игорь С.        
Никита С.        
Данила У.        
Алена Ц.        
Итого (кол – во)        
%        
               

Из этого следует, что

§2.Комплекс игр на уроках в начальной школе, направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий

 

Приложение 1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.