В соответствии с бюджетной классификацией доходы местного бюджета складываются из следующих видов:
· текущих доходов,
· капитальных доходов,
· безвозмездных поступлений,
· средств государственных бюджетных целевых фондов (фонд охраны природы и фонд занятости).
Текущие доходы в свою очередь включают текущие налоговые и текущие неналоговые доходы и поступления. Налоговые доходы традиционно самая крупная группа доходов, как по видам предусмотренных налогов и сборов, так и по доле доходного источника в общей сумме доходов.
Налоговые доходы традиционно самая крупная группа доходов, как по видам предусмотренных налогов и сборов, так и по доле доходного источника в общей сумме доходов.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: в составе текущих налоговых доходов местного бюджета наибольший удельный вес занимают налоги на доходы и прибыль, периодические налоги на чистую стоимость имущества, целевые сборы с физических и юридических лиц; группа внутренних налогов на товары и услуги наиболее обширна по количеству налогов; налог на добавленную стоимость и налог на продажу – основные доходные источники в своей группе.
Ежегодно в Законе Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год определяется состав регулирующих доходов.
К местным бюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. Местные бюджеты нижестоящих административно-территориальных единиц не включаются в бюджеты вышестоящих административно-территориальных единиц. В соответствии с территориальными уровнями местных Советов
бюджеты делятся на:
- бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);
- бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения);
- бюджеты областного уровня.
Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории.
Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджеты исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Вмешательство любых органов в процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Беларусь. Областной бюджет обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами мероприятия общеобластного значения в хозяйственной и социально-культурной сфере.
Через областной бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между городами областного подчинения и сельскими районами области в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития.
За счет средств областного бюджета могут выделяться бюджетам районов и городов областного подчинения субвенции, дотации, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.
Доходы бюджета каждой административно-территориальной единицы формируются за счет налогов, других обязательных платежей и иных поступлений в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В доходы местных бюджетов включаются целевые бюджетные фонды, образуемые в соответствии с действующим законодательством. Регулирующие доходы ежегодно определяются в законе Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
Подоходный налог с населения в соответствии с Законом "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" полностью зачисляется в бюджет области, города Минска.
В бюджеты сельских районов и городов областного подчинения подоходный налог зачисляется по нормативу, утвержденному областным Советом депутатов. В областной бюджет подоходный налог с населения зачисляется за вычетом отчислений бюджетам сельских районов и городов областного подчинения.
К собственным источникам доходов местного бюджета относятся: источники доходов, закрепленные законодательством Республики Беларусь за бюджетом каждого уровня; дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом права местных Советов депутатов в части определения базы и объектов налогообложения, размеров ставок, плательщиков, порядка исчисления и сроков уплаты налогов и сборов определяются законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.
В местные бюджеты могут поступать дотации, субвенции, субсидии, средства фонда финансовой поддержки административно-территориальных образований, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам и заемные средства.
Финансовая помощь от бюджета другого уровня в форме дотаций, иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в качестве дохода того бюджета, который является получателем этих средств. В доходы бюджета областного территориального уровня включаются регулирующие доходы, за вычетом отчислений бюджетам сельских районов и городов областного подчинения.
Местные Советы депутатов самостоятельно в пределах своих полномочий определяют направления использования средств местных бюджетов, за исключением переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение (субсидий, субвенций и т.п.). При увеличении расходов местный Совет самостоятельно решает вопрос сбалансированности бюджета.
В составе местных бюджетов образуются резервные и целевые бюджетные фонды в соответствии с законом Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
В местных бюджетах предусматриваются суммы, необходимые для возврата заемных средств (ссуд) и выплаты процентов по ним.
В соответствии со статьей 8 Закона РБ «О бюджете РБ на 2007 год» были установлены следующие сборы:
1). За услуги (гостиниц, ресторанов, баров, кафе высшей категории, платных автостоянок);
2). За право торговли (сборы для предпринимательской деятельности, занимающихся оптовой торговлей пива, вино-водочными и табачными изделиями; нефти и нефтепродуктов, природного сжиженного газа, пило- и лесоматериалов, для плательщиков, занимающихся розничной торговлей, а так же павильона, имеющего торговый зал, а так же места торговли на рынках и других соответствующих местах;
3). За право заниматься игорным бизнесом ;
4). За право осуществлять международные перевозки, транспортировку нефти и нефтепродуктов, природного и сжиженного газа трубопроводным, авто-, железнодорожным транспортом;
5). Целевой сбор на содержание и развитие инфраструктуры города с физических лиц (иностранных граждан, лиц без гражданства в РБ за право временного проживания и за право постоянного проживания.
Сбор не уплачивают студенты и учащиеся, проходящие обучение в высших и средне специальных учебных заведениях города.
Плательщики местных налогов и сборов - юридические лица, имеющие филиалы и другие обособленные подразделения, уплачивают целевые сборы в порядке установленном Министерствам по налогам и сборам РБ и Министерством финансов РБ.
Местные исполнительные и распорядительные органы могут вкладывать имеющиеся у них временно свободные денежные средства в хозяйственную деятельность, ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность, в том числе использовать на выдачу ссуд юридическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Если проанализировать структуру, то можно выявить, что доходы местных бюджетов в январе- марте 2015 года составили 28,6 трлн. руб., что в номинальном выражении на 3,5% больше, чем за аналогичный период 2014 года, в реальном выражении – на 11,3% меньше. Основными источниками доходов местных бюджетов в отчетном периоде явились поступления по подоходному налогу (28,5% от всех доходов), налогу на добавленную стоимость (19,6%), налогам на собственность (10,3%), налогу на прибыль (5,2%), а также безвозмездные поступления из республиканского бюджета (18,8%).
Примечание – источник : собственная разработка
В 1-м квартале 2015 года рост собственных доходных поступлений местных бюджетов по сравнению с аналогичным периодом 2014 года в номинальном выражении составил 12,1%. В реальном выражении доходов поступило на 3,9% меньше. Рост (снижение) собственных доход- ных поступлений в номинальном и реальном выражении в разрезе регионов: по г.Минску – рост в номинальном выражении на 9,6% и снижение в реальном выражении на 6,1%; по Брестской области – рост в номинальном выражении на 8,9% и снижение в реальном выражении на 6,7%; по Витебской области – рост в номинальном выражении на 14,7% и снижение в реальном выражении на 1,7%; по Гомельской области – рост в номинальном и реальном выражении на 17,6% и 0,8% соответственно; по Гродненской области – рост в номинальном выражении на 5,6% и снижение в реальном выражении на 9,6%; по Минской области – рост в номинальном и реальном выражении на 17,7% и 0,8% соответственно; по Могилевской области – рост в номинальном выражении на 12,9% и снижение в реальном выражении на 3,3%. Рост собственных доходных поступлений, как в номинальном, так и реальном выражении наблюдается в Гомельской и Минской областях. За январь-март текущего года дополнительно сверх утвержденных показателей в местные бюджеты поступило 1,3 трлн. руб. собственных доходов, в том числе: по г. Минску – 1,0 трлн. руб.; по Брестской области – 0,1 трлн. руб.; по Витебской области – 0,2 трлн. руб.; по Минской области – 0,1 трлн. руб.; по Могилевской области – 0,1 трлн. руб. Плановые параметры по собственным доходам не достигнуты Гродненской областью на 0,2 трлн. руб. По Гомельской области поступление доходов за 1 квартал 2015 года осуществлялось в пределах утвержденного плана. Средний уровень дотаций в консолидированные бюджеты областей в общем объеме их доходов составляет 18,9%. Бюджет г.Минска является бездотационным. Поступления собственных доходов местных бюджетов в разрезе регионов в 1 квартале 2014 и 2015 г.г., трлн. рублей. Собственные доходы, поступившие сверх утвержденных показателей в 1 квартале 2015 года, трлн.руб. Структура доходов местных бюджетов в 1 квартале 2015 года, % Расходы местных бюджетов