Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Типы философствования.



Предмет и функции философии.

План работы:

1. Предмет философии и его историческая эволюция: содержание, критерии и способы выражения.

 

2. Типы философствования.

 

3. Философия как вид мировоззрения. Миф, религия, философия – их взаимосвязь и специфика.

 

4. Функции философии.


 

Введение.

Как пишет В.С. Соловьев «задача философии – не одна какая-то сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство».

В связи с этим возникает необходимость определения предмета философии и ее функций, что и является целью настоящей работы.

Опираясь на цель работы, можно формулировать следующие задачи исследования:

- сформулировать понятие философии и проследить ее историческую эволюцию;

- охарактеризовать типы философствования;

- рассмотреть философию, как один из видов мировоззрения;

-выделить функции философии.

 

Каждая наука – это своего рода обрывок знания, а все науки в простом сложении – это сумма обрывков. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п.


 

Предмет философии и его историческая эволюция:

содержание, критерии и способы выражения.

Представления о предмете философии многочисленны. Конструирование самого понятия «философия» приписывают древнегреческому мудрецу Пифагору, у которого оно обозначало «любовь к мудрости».

Термин «философия» происходит от греческих слов phileo – любовь и sophia – мудрость и означает любовь к мудрости. Именно так переводится само слово «философия» с древнегреческого на русский язык. Гераклит называет философом человека, занимающегося исследованиями. В качестве определения особой науки, направленной на познавание всего вечного, непреходящего бытия, термин «философия» начинает использовать Платон. Для Сократа философия – средство познавания добра и зла. У Аристотеля философия – исследование причин и принципов вещей. Для эпикурейцев философия – это путь достижения счастья через познание мира. У Ф. Бэкона Р. Декарта философия – целостная наука, представленная в понятийной форме. Гегель именует философию наукой о всеобщем, о разуме постигающем самого себя. Согласно А. Шопенгауэру, философия призвана отразить сущность мира в форме всеобщих абстрактных понятий.

Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Споры, что такое предмет философии продолжаются. По словам Виндельбанда: «Только уяснив историю понятия философия, можно определить, что в будущем сможет притязать в большей или меньшей степени к ней».

И сегодняшнее значение философии в том, «что она заставляет нас осознать существование многих вопросов, не входящих сейчас в сферу науки». Например:

· Существуют ли во Вселенной некие универсальные законы, действующие в природе, обществе и мышлении?

· Имеет ли смысл человеческая история для Космоса?

· Возможно ли справедливое государство?

· Что такое душа человека?

 

То есть философия существенно отличается от специальных наук, существующих сегодня в нашем мире, и критерии вычленения «предмета науки», определения последнего к философии полностью не подходят. Как же быть? Можно обратиться к истории философии и посмотреть, как там определялся предмет философии. Классический подход, у истоков которого стоял Аристотель (384–322 до н.э.), в качестве критерия предмета философии выделял степень «общего». Философия занимается более общими вещами, «вечными» и «божественными» первоначалами. Она показывает нам «первоначала бытия и познания». Философия – это учение о первопричинах или о первосущностях вещей. В целом такое понимание предмета философии сохранялось очень долго и считалось «классическим».

Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.

Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том, что есть мир – основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем, поэтому философия разделилась на 2 основных направления:

· философский материализм (Демокрит);

· философский идеализм (Платон).

 

Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, а мир как целое.

Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой борьбе прогрессивной, материалистической линии являются законом всего многовекового развития философии. В борьбе материализма против идеализма выражалась борьба прогрессивных классов общества против реакционных классов. В древнейшие времена философия существовала в Китае и в Индии. В VI–VII вв. до н.э. философия возникла в древней Греции, где она достигла высокого развития. В средние века философия как самостоятельная наука не существовала, она была частью богословия. XV–XVI века знаменуют собой начало решительного поворота от средневековой схоластики к опытному исследованию.

Рост капиталистических отношений, промышленности и торговли, великие географические и астрономические открытия и достижения в других областях естествознания привели к возникновению нового мировоззрения, опирающегося на опытные знания. Благодаря открытиям Коперника, Галилея, Джордано Бруно наука сделала огромный шаг вперед.

Путь философского осмысления мира очень сложен. Познание всегда включает в себя частицы фантазии.

Философия существует около трех тысячелетий, и все это время в ней идет борьба противоположных взглядов, которая не прекращается и сейчас.

Философия – любовь к мудрости, бескорыстное, чистое стремление к истине.

Тогда предмет философии – мудрость. Теперь возникает проблема, как определить мудрость?

На вопрос, что же такое мудрость сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии. Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор (вторая половина VI в. – начало V в. до н.э.). По свидетельствам античных авторов, когда финикийский правитель Клеонт обратился к Пифагору с вопросом «кто он такой?», тот ответил: «Философ». Далее объяснив: «Жизнь подобна игрищам: некоторые приходят на них соревноваться, некоторые торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни некоторые, подобные рабам, рождаются жадными к славе и наживе, между тем как философы – к одной только истине».

Согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины.

Древние греки определяли мудрость как некий космический «Ум», который правит всей Вселенной; или считали мудростью познание сущности дел божественных и человеческих. Есть другие определения мудрости, их не меньше, чем определений философии. Другие, более поздние мудрецы, например Сенека (I в.) считали, что философия имеет предметом не внешний мир, а человеческую мораль, т.е. предмет философии – это учение о добре и зле.

Философия, прежде всего, учит нас мудро прожить жизнь и с достоинством завершить ее. Такую же мысль развивал философ – Мишель де Монтень (XVI в.), И. Кант (XVIII в.), философ XIX в. Фридрих Ницше, а в XX в. Альберт Швейцер и др. В Новое время (XVII–XVIII вв.) большинство мыслителей связывали предмет философии с истинным познанием вещей (Локк, Гоббс). В XIX–XX вв. предметом философии называли «мировое целое», «сущность и законы общества», «изучение наиболее общих понятий», «познание Универсума», науку о ценностях, изучение наилучшей системы общественного устройства и т.д.

Сказанного вполне достаточно, чтобы понять, что предмет философии – это проблема, которая связана с историей развития самой философии. Более того, сегодня возможны разные определения предмета философии, дело зависит от того, на каких позициях находится сам философ, желающий очертить этот предмет.

Возможен такой ход мысли. Существует множество наук, которые изучают реальный мир, объекты, процессы объективной реальности, например, физика, химия, биология, физиология нервной деятельности, история, социология и т.д. Такие науки называются частными. К ним относятся и те из них, которые изучают субъективную реальность. (Например, психология, психопатология и т.д.).

Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность «живет» в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека. Поясним сказанное. Наука изучает физическую природу, вскрывает ее законы, а философия объясняет, как и почему понимали природу ученые разных эпох и культур, древние греки или средневековые мыслители, или философы эпохи Просвещения и т.д. Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире, смысл отношения объектов, процессов мира. Главное в предмете философии – это философская рефлексия. Это значит, что философия рассматривает мир через призму субъект-объектных отношений, т.е. отношений человека к миру, обществу, другим людям. Философия ищет в мире его онтологические, методологические, нравственные, эстетические основания.

Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека. С попытки ответить на вопрос – что такое человек? Что есть мир для него, чего может желать и добиться в этом мире человек.

Пытаясь очертить предмет философии в наше время, Бертран Рассел писал об истинно философских проблемах так: "…в чем смысл жизни, если он вообще есть? Если у мира есть цель, ведет ли куда-нибудь развитие истории, или все это бессмысленные вопросы?… действительно ли природой управляют какие-то законы, или мы только так думаем из-за того, что нам нравится видеть во всем какой-то порядок?… разделен ли мир на две в корне различные части – дух и материю, и если это так, то как они сосуществуют? А что мы должны сказать о человеке? Частица ли он пыли, беспомощно копошащаяся на маленькой и незначительной планете, как это видится астрологам? Или он, как это могут представить себе химики – кучка химических веществ, соединенная вместе хитроумным образом? Или, наконец, человек таков, каким он представляется Гамлету, в основе своей благородный, с безграничными возможностями. А может быть человек – все это вместе?… Существует ли один жизненный путь – хороший, и другой – плохой, или не имеет значения, как мы живем. А если существует хороший жизненный путь, то что это такое или как нам научиться жить, следуя ему? Существует ли нечто, что мы можем назвать мудростью, или то, что нам кажется таковой, – просто пустое сумасшествие?»

Эти вопросы являются частью нашего жизненного мира. Именно поэтому мы изучаем философию.

Типы философствования.

Как уже было описано выше, каждая крупная историческая эпоха знает свой исторический тип философствования и свой характерный тип философа. Что касается типов философствования, то сегодня в литературе существуют различные подходы к их классификации. Одни исследователи выделяют следующие типы:

 

· Созерцательный (высшие ценности – безмятежность, спокойствие духа, спокойное созерцание вечной истины) – характерный для античности;

 

· Умозрительный (близкий к созерцательному) – ориентированный на иррациональные и сверхрациональные источники познания (интуицию, откровение, сверхчувственное созерцание), характерный для поздней античности, средневековья, русского религиозного ренессанса (конца XIX – начала XX века);

 

· Деятельный тип философствования – социально-преобразовательный, становление которого связывается с философией марксизма;

 

· Новейший, социально-экологический тип философствования (учение В. И. Вернадского о ноосфере, еще – ранее идеи Н. Ф. Федорова о сознательной регуляции человеком природы), теоретические заключения «Римского клуба»), для которого характерно то, что идея сохранения мира, цивилизации становится важнейшей жизненной задачей всех и каждого.


Другие философы выделяют в качестве основных типов философствования, доминирующих в те или иные эпохи, Космоцентризм (натурализм), Теоцентризм, Антропоцентризм, Социоцентризм.

Так, например, спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, было стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом (КОСМОЦЕНТРИЗМ). Не случайно первых греческих философов называли «физиками» (от греч. phusis) – природа. Человек трактовался как часть мира, природы, космоса, своего рода микрокосм. В этот период высказаны интересные идеи о бытии, первооснове, движении, познании, которые определили основные направления философствования на достаточно длительный последующий период. Наиболее крупные мыслители:

- Фалес;

- Анаксимен;

- Пифагор;

- Гераклит (самое известное его высказывание: «Все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку»);

- Демокрит;

- Сократ («Познай самого себя», «Я знаю, что ничего не знаю»);

- Платон («Мудрость приносит три плода: дар хорошо мыслить, дар хорошо говорить, дар хорошо поступать»);

- Аристотель («Мудрость – это та наука, которая желательна для нее самой и для познания, а не та, которая желательна ради извлекаемой для нее пользы»)


В средние века основной формой философствования становится ТЕОЦЕНТРИЗМ. Утверждается идея о том, что природа и человек – это творения Бога. Основными проблемами философии становятся «Бог – человек – природа», «вера и знание», «предназначение человека», «надежда и упование». В средние века познание, система мышления, логика развивались как Схоластика (от лат. shola – школа). Схоластика – официальная школьная философия, основной особенностью которой была оторванная от реальной жизни игра словами и понятиями, а основной задачей – доказательство бытия бога и обоснование догм священного писания. Среди схоластов (с XI в.) возник спор реалистов номиналистов о природе общих понятий. Суть спора была в том, как идет наше познание: от вещей к понятиям, или, наоборот, от понятий – к вещам. Наиболее крупные мыслители этого периода:

- Августин Блаженный;

- Авиценна;

- П. Абелляр;

- Ф. Аквинский;

- Д. Скот;

- У. Оккам.

 

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ стал основной характерной чертой философии эпохи Возрождения. Под антропоцентризмом понимается сосредоточие философских исследований на проблематике человека. Теперь учёные, философы и деятели искусства стремились постичь именно человека. Становление антропоцентризма было связано с выделе­нием его из природной среды, животного мира, с осознани­ем себя не просто представителем рода человеческого, но и как индивида и личности. Содержание принципа антропо­центризма исторически менялось, исходя из понимания сущности человека в рамках гуманитарных представлений различных философских школ и учений, а также в связи с различным уровнем развития конкретно-научных знаний о человеке, результатами его самопознания и самосознания.


Для философии марксизма характерен СОЦИОЦЕНТРИЗМ. Основная особенность, отличающая его от предшествующих философских течений, заключается в том, что он утверждает принцип деятельности, общественно-исторической практики. В практике человек творит себя и свою историю, практика – источник и цель познания, критерий истины. В марксистской философии анализ материальной и экономической деятельности человечества является ключом к пониманию человека и истории. Способ философствования – результат многогранности отношений человека к миру, а также различных целей исследования, в котором раскрывается реальность человеческого бытия в том или ином модусе.


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.