Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Место и значение учета расчетов с покупателями и заказчиками в процессе реализации продукции на предприятии



ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ

Систематизация взглядов относительно определения сущности понятий «покупатели» и «заказчики»

Одной из важных особенностей современного развития экономики Украины есть глубокие экономические преобразования в сфере производства на основе рыночных отношений. Рыночный механизм базируется на силах спроса и предложения, которые формируют цену на рынке где главными субъектами выступают покупатели и продавцы. При таких условиях появляется потребность в достоверной информации об объемах реализованной продукции. Полную и разностороннюю информацию обеспечивает система бухгалтерского учета предприятия, в частности расчеты с покупателями и заказчиками, поскольку информация отражена на этих счетах непосредственно связана с реализацией товаров, услуг предприятия и получения прибыли [17].

Объектами рыночных отношений в современной экономике становятся все результаты общественной деятельности. То есть, ими могут быть материальные продукты труда (средства производства, предметы потребления, услуги, жилье); интеллектуальные продукты труда (информация, научные идеи); ценные бумаги (акции, облигации), валюта, ссудные капиталы.

Участники рыночных отношений, как правило, ассоциируются с покупателями и продавцами, которые противостоят друг другу в торговых заведениях, базар, информационной среде через средства связи Internet. В любую эпоху существования рынка выделялись его главные действующие лица - продавец и покупатель, между которыми происходили сделки купли-продажи товаров и услуг.

В связи с этим возникла объективная необходимость появления нового понятия - «заказчик». Однако насколько новый термин «заказчик» отличается от обычного «покупатель» требует более детального исследования. Исследование круга работ отечественных ученых в экономической литературе позволили сформировать ряд определений понятий «покупатель» и «заказчик», что сведено в приложении 1. Данные приложения 1 дают основания отметить, что А.Н. Азрилян, Н.А. Голощапов, А.Г. Загородний, Л. Вознюк, Г.А. Партиния, С.В. Мочерный дают идентичное определение понятия «заказчик» и отождествляют с покупателем. В первую очередь это связано с тем, что выполнение любого заказа предусматривает приобретение (покупку) товаров и оплату оказанных работ, услуг.

В общем случае различие между понятиями «покупатель» и «заказчик» отсутствует, понятия рассматриваются как синонимы, в других случаях - отличие заключается в наличии или отсутствии заключенного договора. К тому же основное внимание уделено определению сущности понятия «заказчик», в то время понятие «покупатель» или отождествляется с понятием «заказчик», или детализируется в зависимости от размера закупки (оптовая или розничная). Совместное в определении экономической сущности понятий «покупатель» и «заказчик» заключается в реализации продукции предприятия или оказании услуг независимо от того являются ли стороны юридическими или физическими лицами. Именно это выступает основной причиной отождествление понятий «покупатель» и «заказчик».

 

 

Место и значение учета расчетов с покупателями и заказчиками в процессе реализации продукции на предприятии

 

 

Продукция изготовленная на любом предприятии, как правило, подлежит реализации. Необходимо обратить внимание на определение понятия «реализация». Американский ученый Л. Бернстайн приводит следующее определение: «Реализация - это процесс перевода не денежных ресурсов и прав в денежное выражение, наиболее точно применяется в учете и финансовой отчетности при определении объема продажи активов за деньги или требований на получение денег». Итак, связанные с ним термины «реализован» или «нереализованный» определяют выручку (или прибыль) или убыток от проданных, и соответственно, непроданных активов [14].

Другую трактовку реализации приводят Р. Энтони и Дж. Рис, используя в концепции реализации понятия дохода. Они определяют реализацию как «сумму дохода, которая должна быть признана от продаж» [15]. Сам же процесс реализации, как отмечает П.Л. Сук, представляет собой совокупность операций по продаже готовой продукции, выполненных работ и оказанных услуг потребителям. Процесс реализации завершает кругооборот средств и создает предпосылки для осуществления нового кругооборота. Здесь происходит передача готовой продукции потребителям, получения оплаты от них, выявления результата деятельности [16].Такого же мнения Е.С. Хендриксен и М.Ф. Ван Бред, которые утверждают, что реализация - это отражение дохода, когда произошли обмен или выбытия продукта. То есть, когда товары и услуги должны быть переданы покупателю или клиенту, вызывая или получения денег, или право на получение денег или других активов [17].

Конечной стадией кругооборота средств предприятия реализацию продукции рассматривают П. Лайко и Ю. Ляшенко, которые предлагают следующее определение: «Реализация продукции - это конечная стадия кругооборота средств предприятия, указывает на завершение процесса производства и доведения продукции до потребителя. Движение товаров и средств создает основу экономических отношений между поставщиками, посредниками и покупателями. Для предприятия-производителя реализация продукции является свидетельством того, что она по потребительским свойствам, качеству и ассортименту соответствует общественному спросу и потребностям покупателей»[18].

По мнению Н. Бабченко, который утверждает, что реализация - это неопределенный акт, неоднократная операция. Это - процесс, который растягивается во времени на длительный срок. Процесс реализации охватывает большое количество хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции [19].

Реализация продукции отдельного предприятия, как отмечает А. Бирюкова, - это, прежде всего, отчуждение активов, принадлежащих предприятию, благодаря их продажи с целью воспроизведения использованных средств предприятия и получения прибыли для удовлетворения разнообразных потребностей предприятия и его владельцев [20].

Как указывает Ф.Ф. Бутынец, «реализация - это процесс продажи готовой продукции, товаров или выполненных работ и оказанных услуг». То есть, к покупателю перешло право собственности на них. Момент передачи права собственности определяется в контракте на приобретение (продажу). Расчет за реализованную продукцию может быть проведено по перечислению с текущего счета, наличными, чеком, товарами и услугами или иной формой расчетов.

Основанием для продажи продукции является заключенный договор (заказ) с покупателями, в котором определяется ассортимент; сроки отгрузки; количество и качество продукции; условия поставки; цена; форма расчетов.

Процесс реализации завершает кругооборот средств и создает предпосылки восстановления нового кругооборота. Важность данного процесса заключается в том, что на этом этапе продукция предприятия находит свое общественное применение.

3. Процесс расчетов с покупателями и заказчиками
При продаже готовой продукции предприятие получает доходы и несет соответствующие расходы. Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) - это сумма денежных средств, поступившая на счет в банке или в кассу предприятия за произведенную и поставленную заказчиком (покупателям) продукцию, выполненные для них работы или оказанные услуги. Размер дохода зависит от объема реализованной продукции, ее ассортимента, качества, сорта и уровня цен. Таким образом, расчеты с покупателями и заказчиками в процессе реализации можно отобразить схематически на рис.1.1.

1. Процесс производства
2. Готовая продукция
4. Денежные средства

 

 


­­­­

Процесс реализации продукции

 


Рис. 1.1. Схема процесса реализации продукции

Как видно из рис.1.1, в процессе реализации продукции, процесс расчетов с покупателями и заказчиками занимает важное место. После изготовления продукции, готовая продукция, должна быть реализована покупателям и заказчикам. От своевременности поступления денежных средств зависит следующий этап процесса изготовления продукции. Если будут возникать задержки у покупателей и заказчиков по расчетам возникать дебиторская задолженность. Расчеты с покупателями и заказчиками и дебиторская задолженность взаимосвязанные категории. Поэтому рассматривая расчеты с покупателями и заказчиками, важно исследовать дебиторскую задолженность.

Дебиторская задолженность определяется как сумма задолженности дебиторов предприятию на определенную дату. Дебиторами могут быть как юридические, так и физические лица, которые задолжали предприятию денежные средства, их эквиваленты или другие активы. По данным бухгалтерского учета можно определить сумму задолженности на любую дату, но обычно такая сумма определяется на дату баланса. Поскольку в соответствии с требованиями национальных стандартов бухгалтерского учета предприятия подают также промежуточную (квартальную) отчетность, то сумму дебиторской задолженности предприятия следует определять ежеквартально [21, с.58].

Порядок бухгалтерского учета дебиторской задолженности и ее отражение в финансовой отчетности регулируются П(С)БУ 10 "Дебиторская задолженность" (далее - П(С)БУ 10).Действие П(С)БУ 10 не распространяется только на учреждения, все остальные юридические лица обязаны руководствоваться его требованиями [22].

Дебиторская задолженность отражается в форме № 1 "Баланс" в составе активов. Активы предприятия - это ресурсы, контролируемые предприятием, от использования которых ожидается получение экономических выгод в будущем.Конечно экономическая выгода от дебиторской задолженности выражается в том, что предприятие в результате ее погашения рассчитывает рано или поздно получить денежные средства или их эквиваленты. Согласно дебиторскую задолженность можно признать активом только тогда, когда существует вероятность ее погашения должником. Если такой вероятности нет, сумму дебиторской задолженности следует списать [23, с.78].

Если задолженность невозможно достоверно оценить, то есть определить ее сумму, она не может быть признана активом и не должна отражаться в балансе.

Согласно П(С)БУ 10 дебиторская задолженность делится на долгосрочную и краткосрочную [24].

Долгосрочной дебиторской задолженностью признается задолженность, которая не возникает в ходе нормального операционного цикла и будет погашена после 12 месяцев с даты баланса.

В П(С)БУ 2 "Баланс" дается определение операционного цикла - это промежуток времени между приобретением запасов для осуществления деятельности и получением средств от реализации произведенной из них продукции или товаров и услуг. Определение нормального операционного цикла в стандартах нет, однако, используя приведенное выше определение операционного цикла, можно сделать вывод, что это операционный цикл в обычных условиях деятельности. Конечно операционный цикл не превышает 12 месяцев, но по некоторым видам деятельности он может продолжаться более одного года. Несмотря на это, задолженность, возникшая в ходе такого операционного цикла, все равно признается не долгосрочной, а текущей [11].

Следовательно, долгосрочная задолженность - это в основном задолженность, не связанная с операционной деятельностью.

Текущая дебиторская задолженность (краткосрочная) - это задолженность, возникающая в ходе нормального операционного цикла или будет погашена в течение 12 месяцев с даты баланса.

Сумма текущей дебиторской задолженности за вычетом резерва сомнительных долгов называется чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности.

Величина резерва сомнительных долгов определяется по одному из методов:

а) применение абсолютной суммы сомнительной задолженности;

б) применение коэффициента сомнительности.

По методу применения абсолютной суммы сомнительной задолженности величина резерва определяется на основании анализа платежеспособности отдельных дебиторов. По методу применения коэффициента сомнительности величина резерва рассчитывается умножением суммы остатка дебиторской задолженности на начало периода на коэффициент сомнительности.

Коэффициент сомнительности может рассчитываться следующими способами:

а) определение удельного веса безнадежных долгов в чистом доходе;

б) классификации дебиторской задолженности по срокам непогашения;

в) определение среднего удельного веса списанной в течение периода дебиторской задолженности в сумме дебиторской задолженности на начало соответствующего периода за предыдущие 3 - 5 лет.

Определена на основе классификации дебиторской задолженности величина сомнительных долгов на дату баланса составляет остаток резерва сомнительных долгов на ту же дату.

Остаток резерва сомнительных долгов на дату баланса не может быть больше, чем сумма дебиторской задолженности на ту же дату.

Классификация дебиторской задолженности осуществляется группировкой дебиторской задолженности по срокам ее непогашения с установлением коэффициента сомнительности для каждой группы. Коэффициент сомнительности устанавливается предприятием исходя из фактической суммы безнадежной дебиторской задолженности за предыдущие отчетные периоды. Коэффициент сомнительности, как правило, возрастает с увеличением сроков непогашения дебиторской задолженности. Величина резерва сомнительных долгов определяется как сумма произведений текущей дебиторской задолженности соответствующей группы и коэффициента сомнительности соответствующей группы [25, с.89].

На рис.1.2 представлено классификационный разделение дебиторской задолженности.

Таким образом, если задолженность, которая возникла, не связана с операционным циклом (например, задолженность арендаторов по операциям финансовой аренды, работников по предоставленным им займам), но предполагается, что она будет погашена в срок менее 12 месяцев, то такая задолженность признается текущей.

Дебиторская задолженность
По срокам возникновения
По видам задолженности
Долгосрочная
Текущая
Срочная
За товары, работы, услуги
Вексели полученные
Невостребованная
Переплата за платежи в бюджет
Задолженность подотчетных лиц
Авансовые платежи
Просроченная
Отсроченная
Безнадежная  
Сомнительная
Другие платежи

Рис. 1.2 - Классификация дебиторской задолженности

 

Из приведенных выше определений долгосрочной и текущей дебиторской задолженности следует сделать вывод: поскольку отнесения задолженности к текущей или долгосрочной привязано к дате баланса, на указанную дату следует пересматривать долгосрочную задолженность по отдельным дебиторам по срокам ее погашения. Если окажется, что до срока погашения задолженности осталось меньше 12 месяцев, бывшую долгосрочную задолженность следует отразить на дату как текущую.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.