Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Практическое занятие 5.



ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ "ВОЙНЫ И МИРА" Л. Н. ТОЛСТОГО

ПЛАН:

1. Творческая история "Войны и мира"'. Основные этапы эволюции замысла в связи с идейной эволюцией писателя. Смысл названия романа,

2. "Война и мир" как роман-эпопея. Элементы семейно-бытовой хроники, социально-психологического и исторического романа в "Войне и мире". Споры о жанре романа.

3. Особенности композиционно-сюжетного построения "Войны и мира"

а) широта изображения русской национальной жизни начала XIX века сверху донизу (от Александра I до Тихона Щербатого);

б) идейно-композиционное значение противопоставления двух войн. Исторический план романа. Изображение Бородинского сражения как кульминационная вершина главного конфликта романа;

в) семейно-бытовые "гнезда" как своеобразные композиционные центры романа (Ростовы, Болконские, Безуховы, Курагины).

4. Реализм Л. Н. Толстого в изображении духовных исканий положительных героев романа—Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой.

5. "Декабристский элемент" в "Войне и мире".

6 Толстовская философия истории. Ее сильные и слабые стороны. Авторская трактовка Наполеона и Кутузова.

7. "Народная мысль" в "Войне и мире" и основные пути ее реализации.

8. Мастерство психологического анализа Л. Н. Толстого в романе. "Диалектика души" как вершина эволюции психологического реализма в русской литературе XIX века.

ЛИТЕРАТУРА:

Толстой Л. Н. Война и мир.

Ермилов В. В. Толстой-художник и роман "Война и мир". –М., 1981.

Бочаров С. Г. "Война и мир" Л. Н. Толстого.— В кн.: Три шедевра русской классики. -М., 1992.

Долинина Н. По страницам "Войны и мира". -Л., 1993.

Хализев В. Е., Корнилов С. И. Роман Л. Н. Толстого "Война и мир". -М ., 1983.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Скафтымов А. П. Образ Кутузова и философия истории в романе Л. Толстого "Война и мир". // Русская литература, 1989, № 2 (или в его кн.: Нравственные искания русских писателей. –М., 1982).

Билинкис Я.С. О творчестве Л. Н. Толстого. Очерки. –Л., 1989.

Бурсов Б. И. Лев Толстой и русский роман.- М.—Л ., 1983.

Краснов Г. В. Герой и народ. О романе Льва Толстого "Война и мир". –М., 1994.

Кандиев Б. И. Роман-эпопея Л. Н. Толстого "Война и мир".

Комментарий. -М ., 1987.

Храпченко М. Лев Толстой как художник. -М ., 1981.

Л. Н. Толстой в русской критике. Сб. статей , 4-е изд. -М ., 1978.

Маймин Е.А. Лев Толстой. -М ., 1988.

Опульская Л. Д. Лев Николаевич Толстой. М., 1989.


Практическое занятие 6. НОВАТОРСТВО ЧЕХОВА-ДРАМАТУРГА.

ПЬЕСА "ВИШНЕВЫЙ САД".


Задание:

Восстановить в памяти жанровое своеобразие комедии, трагедии, драмы, водевиля.

2. В процессе чтения чеховской пьесы выявить средства речевой характеристики и индивидуализации персонажей.

ПЛАН:

1. Своеобразие драматического конфликта пьесы и его сюжетной реализации: а) объективно-исторический и философско-этический аспекты конфликта;

б) повседневный быт и событийность в пьесе (по сравнению с пьесами А. Н. Островского);

в) формы выражения лирического подтекста в пьесе.

2. Своеобразие чеховского историзма: а) прошлое России и судьбы поместного дворянства в художественном осмыслении А. П. Чехова. Нежизнеспособность и паразитизм представителей "дворянских гнезд". Комедийное начало в образах Раневской, Гаева, Симеонова-Пищика. Авторская позиция;

б) тема современных хозяев России в интерпретации А. П. Чехова. Хищничество Лопахина. Диалектическая объективность позиции автора;

в) молодое поколение и тема будущего России в пьесе. Различия в подходе Чехова к изображению Пети Трофимова и Ани. Аня и Надя из "Невесты ";

г) реалистическая символика А. П. Чехова. Образ "вишневого сада" и истоки элегизма чеховской пьесы. 3. Жанровое своеобразие пьесы: а) А. П. Чехов о жанре "Вишневого сада"; б) сценическая трактовка пьесы в МХАТе; в) комедийно-водевильное и драматически-элегическое начала в пьесе;

г) проблема жанра "Вишневого сада" в современном литературоведении.

ЛИТЕРАТУРА:

Чехов А. П. Вишневый сад.

ЕрмиловВ.В. Драматургия Чехова. –М., 1984 (гл. 6).

Ревякин А.И. "Вишневый сад" А. П. Чехова. -М., 1980.

Бердников Г. П. Чехов-драматург. Традиции и новаторство в драматургии Чехова. -М.—Л ., 1982 (гл.7).

Скафтымов А. П. О единстве формы и содержания в "Вишневом саде" Чехова. — В его кн.: Нравственные искания русских писателей. -М ., 1982.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Громов М. П. О жанре пьесы А. П. Чехова "Вишневый сад". //Филологические науки, 1980, №4.

Хализев В. Е. Пьеса А. П. Чехова "Вишневый сад". // В кн.: Русская классическая литература. Разборы и анализы. -М ., 1989.

Полоцкая Э. А. П. Чехов. Движение художественной мысли. –М., 1979. Турков. А. Чехов и его время. –М., 1990.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.