Консерватизм проявил себя как интеллектуальный и политическое движение в Европе ХIХ века в ответ на требование политических прав сначала со стороны среднего класса, а затем и класса рабочих. Со времен Французской революции конца XVIII века консерватизм в Европе стал ассоциироваться с аристократией и крупными землевладельцами.
Традиции, религиозность, свобода и ответственность, естественная неравенство людей, скептицизм относительно общественных изменений являются основными ценностями консервативной идеологии.
Традиции - одно из ключевых понятий консерватизма. Традиции является условием преемственности и связи прошлого, настоящего и будущего. Традиции дают возможность использовать достижения предков для улучшения жизни современных и будущих поколений.
Консерваторы исходили из того, что свобода в обществе не может быть абсолютной, поскольку безграничная свобода приводит к анархии. Поэтому условием индивидуальной свободы является добровольное соблюдение гражданами своих обязанностей перед обществом. Свобода граждан, по мнению консерваторов, несовместима с равенством, которая неестественна для общества
Консервативная идеология широко распространилась и в Европе, и за ее пределами.
Либерализм
Основная идея либерализма заключается в том, что человек должен иметь полную свободу для определения собственной судьбы. С точки зрения либералов, государство существует лишь для того, чтобы защищать человека от насилия со стороны других людей или групп и расширять возможности для осуществления индивидуальной свободы. Каждый человек имеет индивидуальную свободу и несет индивидуальную ответственность за собственное благополучие.
В конце ХIХ века либералы обновили свою идеологию - они отошли от идеи невмешательства государства в экономику. Представители «нового либерализма» выступали за активную социальную политику, стремясь путем реформ стереть имущественное неравенство. Следовательно, они хотели сделать жизнь общества более стабильным, защитить его от угрозы революционных волнений. Либералы были наиболее влиятельной политической силой в США, Великобритании и некоторых других европейских странах. Они проводили политику либерального реформизма, которая находила поддержку среди широких кругов населения.
Социализм
Социалистическая идеология негативно относилась к капитализму как строя, основанного на частной собственности и свободной конкуренции. Она трактовала капитализм как несправедливый, эксплуататорский строй, который порождает богатство и привилегии меньшинства (буржуазии) и бедность и социальное бесправие большинства (лиц наемного труда). Социалисты стремились заменить буржуазное общество новым обществом социальной справедливости, в котором будут ликвидированы частная собственность, эксплуатация человека человеком. Социальную опору социалистов составляли наемные работники, сельский пролетариат, радикально настроенная молодежь, часть интеллигенции. Социалистические идеи находили отклик и среди представителей других слоев населения.
В конце ХIХ века наметилось размежевание социалистической идеологии на два основных направления Й ортодоксальное марксистское и социал-реформистское.
Ортодоксальные марксисты (В. И. Ленин, Р. Люксембург и др.). Считали, что к социализму можно прийти только в результате революции, в ходе которой рабочие захватят власть, установят свою диктатуру для подавления сопротивления имущих классов и ликвидируют частную собственность. Это, по их мнению, создало бы условия для отмирания классов, отмена эксплуатации человека человеком, установление власти народа, демократии. Они не верили, что демократия возможна в обществе, разделенных на классы, но из тактических соображений поддерживали демократические лозунги, чтобы облегчить создание революционных организаций рабочих.
Социал-реформисты (Э. Бернштейн, О. Мильеран и др.). Отказались от построения социализма революционным путем и выступили за постепенное и мирное преобразование капиталистического общества в направлении социализма путем реформ, за «врастание» в социализм через использование возможностей демократического государства.
Пацифизм
В конце ХIХ века зарождается политическое движение, выступал за отказ от войны как средства решения межгосударственных конфликтов - пацифизм. Социальную подоплеку этого движения было чрезвычайно широким - в нем участвовали представители почти всех слоев общества. Пацифисты требовали отказаться от применения насилия в международной политике и решать все международные конфликты с помощью третейских судов, прекратить гонку вооружений, перейти к всеобщему разоружению. Указанные цели и инициативы пацифистов были чрезвычайно популярны и распространялись среди народных масс. К 1912 г. в 19 странах действовали уже 136 пацифистских союзов. Деятельность пацифистов имела широкое признание. С 1901 по 1911 гг 15 деятелей, внесших значительный вклад в реализацию идей пацифизма, получили Нобелевские премии мира (среди них президент США Теодор Рузвельт за посредничество в заключении мира между Японией и Россией).
Общественное движение в России
Тенденции развития социального движения в России имели совсем другой характер, чем во многих странах Европы. В условиях самодержавного строя и тяжелого положения социальных низов увеличивалось количество сторонников радикальной перестройки общества. Идеи русских социалистов нашли свое завершение в программе РСДРП, принятой на втором съезде партии в 1903 г. На съезде произошел раскол на большевиков (во главе стоял В. И. Ленин) и меньшевиков (Г. В. Плеханов и Ю. И. Мартов). Большевики стремились создать организацию профессиональных революционеров, которая сможет «перевернуть Россию». Меньшевики хотели создать массовую партию рабочих на демократических началах по образцу западных социал-демократов. Основное социальное основание РСДРП - рабочие.
Революционную позицию отстаивали и члены неонародницьких организаций. В 1901-1902 гг сторонники общинного социализма объединились и создали партию социалистов-революционеров. Своим социальным основанием, в отличие от РСДРП, они считали крестьянство. Члены организации сделали несколько террористических актов, поразившие Россию.
Манифест 17 октября 1905 г., провозгласил свободу союзов, вызвал к жизни ряд буржуазных политических партий. Представители демократической интеллигенции создали конституционно-демократическую (кадетскую) партию. Лидером кадетов стал П. Н. Милюков. Идеальным политическим строем члены партии считали британскую конституционную монархию. Тогда же сторонники постепенных и умеренных либеральных преобразований - представители части чиновничества и буржуазии - объединились в «Союз 17 октября» во главе с А. И. Гучковым. Эта партия решала вопросы в интересах капитала и владетельных классов.
Правые политические силы, представителей которых называли черносотенцами, не создали единой партии. Наиболее активно из числа них выступал «Союз русского народа» во главе с А. И. Дубровиным. Черносотенцы возрождали лозунги православия, самодержавия и народности.
Кроме общероссийских, возникли также национальные социалистические и либеральные партии. В целом в стране насчитывалось около 50 более-менее заметных партий.