Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Художественные особенности живописи

- Роспись Рождественской церкви была создана в период расцвета монументальной живописи Новгорода в последних десятилетиях XIV - начале XV века. В это время здесь было построено и расписано множество каменных храмов. Росписи многих из них не были чем-то исключительным, представляя собой пример массового, отчасти стандартизированного искусства. Однако даже в таких ансамблях, исполненных не самыми первыми мастерами, нет примитивизации художественного языка. Более того, при всех недостатках, они сохраняют не только высокое качество живописи, но и содержат интересные, поразительно живые образы. Именно таковы фрески церкви Рождества.

Фрески исполнены в крупном масштабе, соответствующем их лаконичной программе. Хотя в композиционном построении росписей и в пропорциях отдельных фигур видны определенные просчеты и недостатки, фрески церкви Рождества исполнены живо и непринужденно. Своим насыщенным, многоцветным колоритом, многослойным письмом с постепенной лепкой объемов они близки к знаменитым росписям церкви Спаса на Ковелеве. Однако колорит рождественских фресок светлее, здесь больше света и цветных рефлексов. Изображения создают ощущение пространственности, свежего дыхания, легкой подвижности фигур. В живописи ощущается живая натура художников, работавших свободно и артистично. Письмо ликов тщательное, очень тонкое, близкое к станковой иконописи. Образы персонажей стоновятся здесь особенно проникновенны, глубоки и одновременно близки к миру человеческих чувств: боли и радости, ошибок и просветлений[1].

Вероятно, что в росписи принимали участие как приезжие мастера, так и местные новгородцы. Среди них был один ведущий, наиболее талантливый художник, которому стремились подражать и другие участвовавшие в работе мастера. Исследователи почти единодушно отмечают сходство фресок церкви Рождества с живописью сербской моравской школы, в особенности церкви Вознесения монастыря Раваница 1387 года.

 

Работа фрескистов в Новгороде имела особенно активный характер в позднем 14 веке

Начиная с 80-х гг. 14 в. по 20-е гг. 15 в. в Новгороде построено около 50 каменных храмов, большинство которых были расписаны

- грандиозные масштабы

 

ИКОНОПИСЬ НОВГОРОДА

- своеобразие

- героический тон, накал эмоций, сила, активность воздействия

- на Северо-Востоке – больше полутонов, поэтичности, задумчивости, размышления

- а Новгород – ошеломляющая стремительность впечатления, несокрушимая твердость формы

- византийские мастера и палеологовский стиль! Особенно в фресках

- больше сложность, богатство ракурсов, разнообразие решений…

 

 

- в иконописи – 2 слоя: более элитарный и более народный

- народный – всегда силен в Новгороде , более консервативен, сохраняет традиции 13 века:

- простота геометрических форм, яркие раскрашенные плоскости, выразительные жесты угловатых фигур,

- простота и ясность идеи

- это архаическое искусство не знакомо с византийской традицией

- но подкупает пафосом, размахом, выразительной силой сверкающих взглядов

- простота композиционных решений, часто отдельные стоящие святые

- неподвижные фигуры напоминают деревянную скульптуру

 

НИКОЛА С ЖИТИЕМ ИЗ СЕЛА ОЗЕРОВО (ГРМ)

- Изображение святого в среднике иконы из Озерева относится к древнему иконографическому типу, получившему в XVI в. наименование «Никола Зарайский». По сторонам от фигуры святителя представлены братья-врачи Козьма и Дамиан, прославившиеся безвозмездным лечением многих болезней. Их считали также покровителями кузнецов и ювелиров.
Культ святых врачей, как и культ святителя Николая, был широко распространен на Севере. Изображение Николы, Козьмы и Дамиана в среднике иконы может отражать посвящение престолов храма, для которого она была написана.
Возможно также, что святые были соименниками членов семьи заказчика образа. Икона из Озерева входит в группу старейших среди сохранившихся икон с житийным циклом Николая Чудотворца.
В 16 клеймах представлены композиции рождества, детства, поставления Николы в церковную иерархию и многочисленные чудеса святого. Развернутый состав клейм свидетельствует о сложившейся традиции иконописного изображения жития Николы, известного на Руси по письменным источникам с конца XI в.

 

ЧУДО ГЕОРГИЯ О ЗМИЕ (ГРМ)

- простой рисунок с раскраской

- симметричные, статичные композиции

- особая черта этого искусства – пространные надписи – подчеркивание истинности и правильности изображения – имена Георгия, принцессы, город – РАКЛИ (Гераклея), дракон (ЗМИЯ)

- Он включает образ спасаемой Георгием царевны, названной на иконе «Елисава», «град Ракли», у стен которого, в озере, поселилось чудище, фигуры очевидцев события — царя, царицы, придворных.
Царевна показана в тот момент, когда она, по велению Георгия, сняла с себя пояс и повела послушного, «аки овца», змия в город.
"Чудо о змие" окружено 14 клеймами, иллюстрирующими житие святого. Житийный цикл Георгия на этой иконе является древнейшим в русском искусстве, а не известные греческой легенде надписи свидетельствует об использовании иконописцем бытовавших на Руси устных преданий.
Житийное повествование открывается сценой раздачи Георгием богатств нищим. В целом в его составе преобладают изображения мучений святого.
Стиль иконы типичен для новгородской живописи первой половины XIV столетия. Для нее характерны плотные, порой перегруженные деталями композиции. Фигуры в клеймах укорочены и статичны; повествовательной связи между ними почти нет, действие лишь подразумевается. Поэтому главное внимание уделено иконописцем жестам персонажей и отдельным деталям.

 

- искусство народного типа не определяло лицо всей новгородской культуры 14 в.

- но оно занимало прочные позиции, стало как бы носителем традиции, сохранило всю красочность и живую силу новгородского творчества

 

МОНУМЕНТАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Ок. 1377 г. - БОРИС И ГЛЕБ НА КОНЯХ (НОВГОРОДСКИЙ МУЗЕЙ) ИЗ ЦЕРКВИ БОРИСА И ГЛЕБА В ПЛОТНИКАХ

- всадники идеально вписаны в квадратную доску

- парадный выезд, сила и крепость духа

- военная тема

- вариант своеобразного новгородского классицизма –

- с утрированно темным санкирем, широкими тенями, яркими белильными бликами, например,

 

КЛАССИЦИЗМ

СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 14 ВЕКА) (СЕЙЧАС – В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ)

- при Грозном

 

АРХАНГЕЛ МИХАИЛ ИЗ ДЕИСУСНОГО ЧИНА

КОНЕЦ XIV ВЕКА. Из собрания С.П. Рябушинского (ГТГ)

- на серебряном фоне, с золотыми контурами перьев

- отход от монументальности, утонченное очарование, хрупкая красота предвещает наступление уже новой эпохи

 

ПОКРОВ (ОКОЛО 1399 Г. НОВГОРОДСКИЙ МУЗЕЙ)

- деликатность, тонкость

 

ПСКОВ

 

СОБОР БОГОМАТЕРИ

ПОСЛЕДНЯЯ ЧЕТВЕРТЬ XIV ВЕКА (ГТГ)

- на пике развития экспрессионистического стиля

- контрастный колорит, чистые без постепенных переходов высветления складок одежд

- всплески света на ликах

- динамические позы всех персонажей

- живость и открытость стиля

 

НОВГОРОД, 15 ВЕК

-НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ – НОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА

- спокойные позы, сдержанные жесты, настроения тихой беседы

- погруженность в молитву, задумчивость

- даже в провинциях – гармония, упорядоченность,

- плавные силуэты, округлые эластичные очертания

- стиль русской живописи 15 в. – передает глубинные особенности русского православия, с его тенденцией к отрешенной, тихой жизни духа, мечтой о вечном безмятежном блаженстве

- это искусство опосредовано отразило те интонации русской духовности, которые сказались в предшествующем столетии и были связаны с деятельностью Сергия Радонежского, с развитием монастырей и ростом монашеского авторитета

- 2 фактора – излучение палеологовского искусства, переосмыслении учения Паламы об исихазме

- на первое место выходит тема обретенного рая, достигнутого райского блаженства

+ тяготение к новой идеально-созерцательной окраске образа

 

- если 15 век – век фресок, то 14 – век иконописи для Новгорода

ФРЕСОК НЕМНОГО

Новгородские росписи

Средоточием художественной жизни была по-прежнему кафедра новгородс­ ких архиепископов, при которой суще­ ствовала большая группа художников. Не только владыка, но и некоторые приближенные к нему лица чаще всего выступали в качестве заказчика художе­ственных мероприятий, хотя ктиторами, как и прежде, могли быть и светские лица, знатные персоны или просто объединения жителей городской улицы или участка.

Имеется много письменных сведе­ ний о росписи новгородских храмов на протяжении почти всего XV столетия. Немногие сохранившиеся произведения позволяют заключить, что в начале века росписи создавались с ориентацией на византийские и южнославянские образ­ цы, как в иконографии, так и в стиле, и, возможно, с участием групп странству­ ющих мастеров, то есть так же, как это было при создании новгородских стено- писей XIV в., в написании которых, как мы видели, участвовали то индивидуально работавшие приглашенные художники, из которых самым ярким был Феофан Грек, то артели из нескольких мастеров, со­ трудничавшие с местными кадрами.

Особой интенсивности достигла дея­ тельность фрескистов при архиепископе Евфимии II (1429-1458), знаменитом пер­ сонаже новгородской истории, и при его преемниках. По заказу архиепископа Евфимия не только строили и расписыва­ ли много новых зданий, в том числе ар­ хиепископский дворец в новгородском Кремле, но и реставрировали давно вы­ полненные росписи, например, в Софийс­ ком соборе, а также в церкви Св. Георгия в Старой Ладоге, где архиепископ пове­лел в 1445 г. «подписать, идеже опало». ­ идимо, это была уже совсем другая артель, работавшая вне византийских контактов, отражавшая не традицию монументальной живописи широкого византийского круга, а приемы местной иконописи, с ориентацией на замкнутость местной школы. О творчестве артели можно судить по ансамблям, сохранив­шимся от времени архиепископа Ионы (1459-1471), к которому она перешла от Евфимия.

­ Вскоре после 1459 г. была расписана небольшая церковь Сергия Радонежского, выстроенная при дворе новгородских архиепископов в знак глубокого почи­тания этого московского святого всей Русской Церковью. ­ бес- столпном храмике, апсида которого была разрушена и до нас не дошла, сохрани­ лись фигуры двух первосвященников на склонах предалтарной арки, двух архи­ диаконов на стенах прохода из наоса в алтарь. На восточной стене, с юга от ал­ тарной арки - большая фигура пророка Ионы, св. патрона архиепископа. С се­вера от алтарной арки - фигуры двух преподобных иноков, Сергия Радонежс­ кого и ­арлаама Хутынского либо Саввы Освященного (Иерусалимского). Западная часть храма была занята сценами из житийного цикла Сергия Радонежского, который является более ранним, чем со­ хранившиеся на московской почве, род­ ной для преподобного Сергия. ­ откосах окон и ниш, а также в цокольной части - обильные орнаментальные фризы и огромные розетки. Фигуры на восточной стене, чьи одежды сохранились неплохо, напи­ саны значительно более сухо и графично, чем в любых более ранних новгородских стенописях. Но особенно заметны новые принципы в изображении житийных сцен. Они выглядят совсем как иконы: тщательно выписанные неболь­шие фигуры и здания, яркие краски. Последнее объясняется тем, что сама техника живописи этих художников приближается к темпере (связующее включает много клея). Троицкий монас­ тырь изображен в этих сценах с высокими крепостными стенами и одноглавым белым храмом, то есть уподоблен священ­ ному городу Иерусалиму, как его часто изображали в иконах «­ход Господень в Иерусалим». Несмотря на известное упрощение, фигуры и постройки в сте­ нописи Сергиевской церкви переданы выпукло, с той пластической опреде­ленностью, какая была характерна для искусства византийского круга.

От этой же артели сохранились росписи церкви Симеона Богоприимца в Зверине монастыре, построенной по слу­ чаю избавления от эпидемии чумы 1467 г. ­ этом маленьком храмике столбы, поддерживающие своды, сделаны круглыми не только для красоты, но и чтобы сэкономить пространство и тем самым расширить проходы. Он расписан по необычной программе, над которой потрудились интеллектуалы архиепископ­ ского двора. ­есь наос, за исключением ктиторского портрета архиепископа Ионы, с храмом в руках, представляет собой иллюстрацию к Менологию, где бюсты многочисленных святых расположены регистрами в календарной последователь­ ности, а вместо событий христологического или богородичного цикла изображены только Христос или Богоматерь. Фигуры в медальонах и без представлены на сте­ нах, сводах, столбах, местами чередуясь с разнообразными орнаментами. Каждый молящийся в этом храме чувствует себя под покровительством многолюдного хора заступников за православных христиан, представителей всей христианской свя­ тости. Регистрами росписи подчеркивают­ ся поверхности стен и сводов, структура здания. Фронтальные фигуры обращены в храм, к молящимся, и реальное прост­ранство интерьера является и художест­ венным пространством этой росписи. Фрески исполнены яркими красками, тщательно выписаны, и вся роспись напо­ минает большую икону с изображением «избранных святых». Ансамбль росписи церкви Симеона Богоприимца является своего рода параллелью распростра­ нившимся в XV в. многофигурным ком­ позициям типа «О Тебе радуется», где представлены фигуры всех чинов святос­ ти, составляющие собирательный образ христианской Церкви. Следует вспомнить и о многочисленных иллюстрациях к Менологиям в балканских стенописях XIII - XIV вв., где они, правда, занимали лишь скромную часть храма и играли подчиненную роль в ансамбле.

 

В отличие от объемно-пластической характеристики формы в Сергиевской церкви, в своей новой работе та же артель пользуется силуэтно-плоскостным прие­мом. Перемены в стилистической ориента­ции объясняются, по-видимому, широкими изменениями в культуре православного мира в середине - второй половине XV в. после падения Константинополя. Как по смыслу, так и по композиционным особенностям роспись церкви Симеона Богоприимца предвосхищает роспись подпружных арок в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, с множеством поясных изображений свя­тых в медальонах.

 

ИКОНОПИСЬ

- возрождение традиции местной живописи 13 века – яркий цвет с обилием красного (краснофонные иконы), ровно залитые цветом плоскости

- увеличенная интенсивность цвета и контуров

- четкие очертания форм

- триумфальный героический характер образов

- лаконизм композиции с использованием простых геометрических мотивов

- если в 14 веке эти традиции жили в народном искусстве, то в 15 веке они поднимаются в основной слой искусства, соединяясь с палеологовскими тенденциями (гибкость линий, рельефность форм, цветные рефлексы на одеждах).

 

- развитие иконостаса

- не сохранилось ни одного целого, только примеры отдельных рядов

 

Сферой наиболее интенсивной дея­ тельности новгородских художников бы­ла в XV в. иконопись. Наибольшая часть произведений новгородской иконописи, за исключением отдельных памятников первой трети века, обладает относитель­ ным единством стиля, глубоко своеобраз­ ного, мгновенно узнаваемого благодаря особому почерку местных художников, но отражающему, тем не менее, важные общие тенденции русской художествен­ ной культуры XV в. Своими сияющими красками, четкой линейной организаци­ ей, строгой структурой силуэтов на плос­кости фона новгородские иконы рисуют красоту небесного мира, блаженство рая, что было характерно для всей русской живописи XV в. Однако новгородским произведениям свойственна интонация апофеоза, триумфального торжества хрис­ тианской Церкви. Святые в новгородских иконах - это оплот Церкви, ее защитни­ ки, заступники православных, они пол­ ны энергии и решимости, они готовы к мужественному совершению великих поступков. Новгородские иконы словно соединяют два начала: они изображают и достигнутый идеал рая, и путь к нему, исполненный пафоса и драматизма.

Примерами деисусных чинов явля­ ются пять икон 1438 г., составляющих центр иконостасного яруса в новгородском Софийском соборе (исполнены иноком Аароном по повелению архиепископа Евфимия II ) (илл. 491), фрагменты комп­ лексов из церкви Св. ­ласия (Новгоро­дский музей илл. 492), из Муромского монастыря на Онежском озере (ГРМ), из Никольской церкви в Гостинополье (ГТГ), из старообрядческой Покровско- Успенской церкви в Гавриковом переул­ ке в Москве (сильно поновлен, ГТГ). Среди остатков праздничного ряда - пять икон из Успенской церкви в ­оло­ тове («Сретение», «Преображение», «­оскрешение Лазаря», «Сошествие во ад», «Успение»; илл. 493, 494), где по ка­ кой-то причине старый иконостас неиз­ вестной нам формы был переделан в третьей четверти XV в., а также разроз­ ненные произведения («­оскрешение Лазаря» в ГРМ, «Распятие» в Ярославс­ ком художественном музее, «Снятие со Креста» в собрании банка «Интеза» в Га­ лерее Палаццо Монтанари в ­иченце, илл. 495). Известны иконы пророческого яруса, из Никольской церкви в Гостино­ полье (ГТГ и ГРМ).

Новгородские иконостасы не были простым сколком с московских. Так, цент­ральной иконой деисусного ряда в новго­ родских храмах является не «Спас в силах», а «Спас на престоле» - традици­ онная иконография, не содержащая в себе аллюзии на тему ­торого Пришест­ вия. Мы не знаем ни одной иконы из новгородского храма, которая служила средником пророческого ряда. Но средник пророческого ряда сохранился в составе икон упоминавшегося иконостаса 1497 г. из Успенского собора Кирилло-Белозерс- кого монастыря (илл. 496), над которым работали, судя по стилю, не только масте­ ра из Москвы и Ростова, но и новгородс­ кий иконописец. Именно новгородскому мастеру принадлежит икона «Пророки Даниил, Давид, Соломон», по компози­ ции которой ясно, что в центре проро­ ческого яруса располагалась не фигура Богоматери «Знамение», а поясное изображение пророка Давида - предка Богоматери.

По необъяснимой причине, среди новгородских икон осталось относитель­но мало отдельных изображений Христа или Богоматери с Младенцем, которые должны были находиться в местном ряду иконостаса или на стенах храма, или просто среди коллекции небольших «пяд- ниц», которые всегда находятся в храме как отдельный ряд или в качестве икон, сменяемых на аналое, или просто как памятные иконы для монастырских па­ ломников. Подобные иконы в большом количестве присутствуют среди московс­ кого художественного наследия. Между немногими новгородскими иконами Бо­гоматери иногда встречаются иконогра­фические типы, в которых повторяются московские или ростовские образцы (илл. 497), но благодаря повышенной яр­ кости цвета и стремительности конту­ров их интонация становится более энергичной, чем в иконах мастеров Центральной Руси.

Среди новгородских икон наибольшее число произведений - это относительно небольшие изображения отдельных свя­ тых или их групп. Как правило, это либо находки в провинциальных церквах и ча­совнях на территории Новгородской зем­ ли, либо памятники из дореволюционных частных коллекций, которые могли иметь такое же происхождение. Они могли на­ ходиться в нижнем ряду иконостаса, на стенах церквей и часовен. Иконы такого рода нередко поражают обобщенностью, переносом сюжета в космический план. «Чудо Георгия о змие» на иконе ГРМ (илл. 498) - это не иллюстрация житий­ ного эпизода, а символ победы христиан­ ства, триумфа добра над злом, торже­ ства светлого начала над темными силами. Композиция напоминает элемент герба, она родственна геральдическим структурам, ее язык эмблематически лапидар­ный. ­ этой иконе синтезировались и органично переплелись не только худо­ жественная традиция византийского па- леологовского искусства и славянская народная склонность к декоративному лаконизму и яркости. Здесь соединилось нечто большее: в русской иконе, соз­ данной в далеком от ­изантии северном городе, на закате византийской эры, зву­ чит древний мифологический мотив всей средиземноморской культуры, а то и более широкого культурного пласта, те­ ма триумфа воина-всадника, победивше­ го чудовище.

Многогранностью смысловых слоев и лаконизмом художественного языка отличается и «Илья Пророк» из собрания Остроухова (ГТГ, илл. 499). Эту выдаю­ щуюся икону часто трактовали как аллю­ зию на славянского, дохристианского бога Перуна, «громовержца», чей культ в среде восточных славян унаследовал пророк Илья. ­озможно, эти ассоциации действительно имели место, однако на первом плане в иконе стоит христианская тематика, преломленная через ветхоза­ ветный сюжет. ­ыразительность иконы создается прежде всего ликом, взглядом визионера, общавшегося с Господом, наде­ ленного властью над явлениями природы. Длинные пряди волос и бороды напо­минают о пустынножительстве Ильи как прообразе христианского монашест­ ва. Большое значение имеет структура композиции, треугольники и острые углы в силуэте и контурах одежды, благода­ря чему торс Ильи вырастает, как пи­ рамида, и приобретает энергию пружи­ ны. Первостепенное значение отведено колориту, цветовому контрасту кино­варного фона с золотым нимбом, жел­ тыми, белыми и пурпурно-коричневыми одеждами.

Образы-гиперболы, не укладываю­ щиеся в разряд икон-портретов, пред­ставлены и иконой «Св. Параскева и Анастасия», из собрания Н.П.Лихачева,

ГРМ (илл. 500). ­ контексте византийс­ кого и русского искусства эти св. муче­ ницы уже давно получили обобщенную трактовку, образовав контаминацию в одном образе нескольких святых с одним именем. Они почитались как своего рода персонификации евангельских событий, аллюзии на них: Параскева, по прозвищу Пятница, - как олицетворение Страстной пятницы (отсюда ее красный мафорий, напоминающий о страстях и крестной жертве), а Анастасия, благодаря своему имени («Анастасис» по-гречески «­оск­ресение»), - как олицетворение ­оскресения. Но в искусстве Новгорода и Пско­ва образы св. мучениц приобрели еще од­ но глубинное измерение, как символы неких фундаментальных жизненных на­ чал. Св. Параскева в новгородской иконе воспринимается как олицетворение ве­личия и стойкости, а св. Анастасия (сосуд в ее руке напоминает о ее роли как целительницы) - как символ энер­гии и решимости.

В другом, камерном ключе решена икона «Огненное восхождение пророка Ильи на небо», из собрания Н.П.Лихаче­ ва, ГРМ, исполненная, возможно, в северной провинции Новгорода (илл. 501). Полный добросердечия лик Ильи, напи­ санный пятнами светлой охры, с негусты­ ми тенями, родственен образам московс­ кой живописи XV в., начиная с иконоста­ са Троицкого собора (ср. «Причащение апостолов», илл. 428), а в движении форм есть отголоски круговых компози­ ций московского искусства.

В новгородской иконописи получили распространение изображения некоторых святых в роли покровителей домашних животных. Нет сомнения, что в этом отразились особенности новгородского общества, с его большой долей крестьян­ ства, населявшего обширные окрестные земли и северные территории. На иконе «­ласий Севастийский и Спиридон Три­ мифунтский» из церкви Св. ­ласия в Новгороде (ГИМ, илл. 502) фон в верх­ ней части был заменен на более поздний вместе с грунтом, и при этом, к сожале­ нию, были частично срезаны очертания горок. Св. епископы изображены среди сияющих разноцветных скал, «в пейза­ же», они словно беседуют друг с другом (новгородский вариант многочисленных изображений бесед в московской живо-писи XV в.). Животные, стоящие внизу, изображены так, что кажется, доброта хри­ стианских святых затрагивает бессловес­ ные существа.

Эпизоды чудесной помощи свв. ­ла- сия и Спиридона животным встречаются в их житиях, но в византийском искус­стве они почти не получили отражения. ­ новгородской живописи эти мотивы актуализировались, наполнились новым смыслом и стали в один ряд с изображе­ ниями св. Герасима (Сан Джироламо в итальянском искусстве, св. Иеронима в европейском), вылечившего в пустыне лапу льву, и с рассказом о преподобном Сергии больной лапой. Сюжет новгородской ико­ ны не носит «ветеринарного», примитив­ но-прагматического характера, он связан с христианской идеей о единстве челове­ка с природой, о благости и красоте мира, о чудесах, которые творит Спаситель через посредство святых. Новгородская икона, пусть поздняя и относительно провинци­ альная, состоит в родстве с великими композициями христианского искусства, изображающими царя Давида в образе псалмопевца среди животных и растений, а через это звено - и с другими родственными образами раннехристианской и античной культуры, включая Орфея в ок­ ружении животных. Икона из церкви ­ ласия типом и выражением ликов напо­ минает «Огненное восхождение пророка Ильи» (илл. 501), а также миниатюры новгородского Евангелия 1468 г. (илл. 527). ­ероятно, эти иконы созданы в се­ редине - третьей четверти XV в.Радонежском, к келье которого в глухом северном лесу пришел, вместо южного льва, северный медведь, также с

В иконе «Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре», ГТГ, созданной, воз­ можно уже в начале XVI в. и обнаружи­ вающей характерное для этого периода воздействие изысканного московского искусства, сюжет и иконография имеют также древние и до сих пор не вполне ясные истоки. Фигуры архангела Михаи­ла, который держит под уздцы двух раз­ ноцветных оседланных коней, и стоящих по сторонам Флора и Лавра напоминают античные композиции с юношами и ко­ нями, в том числе и Диоскуров. ­изан­ тийских прототипов этой иконографии не сохранилось. На некоторых русских ико­ нах имеется надпись: «Архангел Михаил поручает Флору и Лавру стадо коней». ­ низу в таких иконах представлены всадники Спевсипп, Елевсипп и Мелев- сипп, которые пасут большое стадо у водопоя (илл. 503).

Творческий подход новгородских художников XV в. к сокровищнице визан- тийско-русской иконографии сказался не только в сохранении и преобразовании очень древних и редких вариантов, в их наполнении новым смыслом, но и в рождении новых схем, отражающих реальную новгородскую действительность, в которых византийские прототипы звучат лишь отдаленно. ­ двухъярусной иконе 1467 г. «Деисусный чин и молящиеся нов­ городцы» (Новгородский музей, илл. 504) дана разновидность средневекового кти- торского портрета, но весьма своеобраз­ ная. Заказчик, богатый боярин Антипа Кузьмин, приказал изобразить членов своей семьи в молении перед Христом. Семеро взрослых, в богатых одеждах, представлены в виде внушительной изокефальной шеренги, с равномерно раз­мещенными фигурами, напоминая в совокупности портрет знатной семьи фео­ далов, даже столь высокого ранга как сербские короли, чьи портреты сохрани­ лись в изобилии в сербских храмах XIII - XIV вв. Среди перечисленных семи имен не значится сам заказчик, из чего следу­ет, что это те члены его семьи, которых уже нет в живых (в их числе - два ма­ леньких ребенка, в белых одеждах, безы­ мянные, то есть умершие во младенчестве).

Предки боярина молятся за него, живу­ щего. Деисусный чин в верхнем ярусе иконы написан бегло, словно заучен­ным и многократно использованным приемом. Фигуры удлиненные, манер­но изогнутые, на одеждах - обильно положенные острые белильные блики, оставляющие впечатление декоратив­ного приема. Портреты же исполнены плавно, тщательно, с большим чувством и даже, кажется, в чуть более крупном масштабе. ­ русском искусстве сохрани­ лось относительно мало ктиторских портретов, поэтому новгородская икона вос­ полняет эту лакуну и свидетельствует об оригинальности преломления византийс­ кой традиции.

Новгородская культурная реаль­ность отражена и в иконах «Чудо от иконы Богородицы» («Осада Новгорода суздальцами»), лучшая из которых хра­нится в Новгородском музее (илл. 505). Изображено одно из чудес от новгород­ ской чудотворной иконы XII в. «Богома­ терь Знамение», совершенное в 1169 г., когда войска владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского осадили Новгород. Рассказ о чуде получил особую популярность в XIV в., а для чудотвор­ной иконы, с XII в. хранившейся в церкви Спаса Преображения на Ильине улице, в 1354 г. строится каменный храм напротив Спасской церкви. Пер­вые изображения чуда от иконы «Бого­ матерь Знамение» сохранились от XV в. Дошедшие до нас памятники XV и XVI вв. имеют трехъярусную компози­цию. На иконе Новгородского музея в верхнем регистре представлено, как процессия, во главе с архиепископом Иоанном, выносит икону из церкви Спаса Преображения на Торговой сто­роне города, переносит по мосту через реку ­олхов и встречает у Кремля, где виден Софийский собор. Ниже - икона поставлена на башне городских укреп­лений, а вражеские воины, не почитая ее, выпускают в нее стрелы. ­ нижнем регистре изображена победа новгородс­ кого войска, возглавляемого Иисусом Навином (?), свв. Борисом, Георгием и Глебом.

­ сложении этой иконографии сыг­рала роль тенденция поздневизантийской культуры к изображению сцен поклоне­ ния чудотворным иконам Богородицы, через которые Богоматерь осуществляет Свое покровительство православному миру (ср. многочисленные изобрази­тельные циклы Акафиста Богоматери). Складывалась и русская традиция изоб­ ражения циклов чудес от прославленных русских чудотворных икон, с особой силой проявившаяся в живописи XVI - XVII вв. Большую роль сыграло и тяго­ тение новгородской культуры XV в. к прославлению собственной истории и древностей. ­ данном случае имело мес­ то и напоминание о победе новгородцев над суздальцами, которые рассматрива­ лись как предшественники москвичей, соперников Новгорода в XV в. Структу­ра иконы искусно комбинирует иконог­рафию Акафиста и приемы изображения битв в иллюстрациях к Псалтири, Окта- тевхах и хрониках, а выразительность фигур и групп, серебристый колорит, создающийся обилием белого (одежды и храмы) и голубого (шлемы воинов), делает икону одним из самых значи­тельных произведений новгородской живописи.

Несмотря на целостность стиля новго­ родской иконописи на протяжении XV в., удается обнаружить в его эволюции определенные хронологические градации. Рождение нового стиля, с его необычай­ ной яркостью цвета и силуэтно-плоскост- ным характером форм, приблизительно совпало с рубежом XIV и XV вв., то есть с тем самым временем, когда новый стиль, в его форме «неоэллинизма», появился на Руси. Первым его произведением в Новгороде, среди сохранившихся икон, является «Апостол Фома» (ГРМ, илл. 506), с поясным изображением, которая предетавляет собой местный, типично новгород­ ский отклик на византинизирующие рос­ писи церкви Архангела Михаила Ско-вородского монастыря, около 1400 г.

Повторены тип лика, форма рта, тонкая кисть руки и даже имитированы пыш­ ные складки. «Почвенная» традиция - в плотности композиции, яркости красно­ го фона, стилизации линий, а главное - в патетическом характере образа, в геро­ической осанке апостола, который по­хож на юного воина-мученика, напри­ мер на св. Димитрия. Меньше конкрет­ ной местной окраски в иконе «Свв. Никола и Георгий» (ГРМ, илл. 507), которая имеет общие черты и с московскими произведениями, и со Сковородскими фресками - в изысканном, несколько манерном облике святых, особенно в позе и жесте св. Николы, в типе лика св. Георгия, в ритме эластичных дуго­ образных линий.

Несколько икон первой трети века перекликаются с московскими образами того же времени или исполнены под впечатлением московской живописи. Та­ кова большая икона «Сошествие Св. Духа на апостолов» из новгородского Духова монастыря (илл. 508), отчасти «Двенад­ цать апостолов» из церкви Двенадцати апостолов (обе в Новгородском музее, илл. 509, 510). ­ первой из них задумчивые лики с полуприкрытыми глазами вы­ зывают в памяти образы московской жи­ вописи около 1400 г. (отчасти и фрески Успенского собора в Звенигороде), корич­ неватый неяркий колорит восходит к ис­ кусству конца XIV в., а в геометризме композиции, с расположением фигур апостолов по строгой дуге проявляются местные привычки. ­о втором памятнике, созданном около 1432 г., изображено за­ думчивое сопереживание, молчаливое соприсутствие апостолов, причем сами апостолы представлены могучими и пле­ чистыми, в ярких одеждах.

Среди новгородских произведений первой трети столетия выделяется не­ сколько памятников, продолжающих од­но из важных стилистических направле­ ний русской живописи конца XIV в. Для этих икон характерны заостренные очер­ тания фигур и драпировок, выразительные жесты хрупких, маленьких кистей рук, склонность к асимметрии форм, не только чистые (красный, синий), но и смешанные цветовые оттенки (коричне­ ватые, сине-зеленые). Лики в этих ико­ нах, с широкими подглазными тенями, похожими на отеки от недавних слез, с необычно маленькими подбородками, выражают щемящую скорбь. Большую роль в этих иконах играют позы, сми­ ренные молитвенные жесты. Это искус­ ство, родившееся в конце XIV в., отража­ ет одну из граней проблематики исихазма, его призыв к молитве, нравственному совершенствованию, духовному очищению. Это художественное направление намечается в некоторых образах роспи­си церкви Феодора Стратилата в Нов­городе, позже его можно угадать в изысканных миниатюрах московского мастера на полях Киевской Псалтири 1397 г. ­ XV в. эстафета этого стилис­тического направления вновь перешла к Новгороду.

В ­ новгородских произведениях XV в. прежние мотивы выражаются в форме более изысканной, тщательно отделан­ ной, но, как правило, с повышенной экспрессией, которая издавна была присуща новгородскому искусству. Деисусный чин из собрания И.С.Остроу- хова (ГТГ) состоял по крайней мере из 11 фигур (кроме Христа с Богоматерью и Предтечей и двух архангелов, это были два апостола, два святителя и еще двое святых). Поскольку один из святых - это равноапостольный князь ­ладимир, в то время редко изображавшийся, то можно предположить, что этот чин был исполнен для надвратной ­ладимирской церкви новгородского Кремля, ремонтировав­ шейся в 1411 г. Уплотненная композиция центральной иконы, беспокойные линии одежд указывают на традицию XIV в. (илл. 511). Но второй мастер, участвовав­ший в создании чина и исполнивший, из тех что сохранились, иконы апостола

Петра и князя ­Владимира (илл. 512), ра­ ботал уже иначе: лики его персонажей умиротворенные, карнация относительно плавная, одежды сияют широкими, ров­ ными цветными плоскостями.

Малоизвестное, но исключительное по своей художественной выразитель­ности направление представлено ико­ной «Сошествие во ад», начала XV в.

(Национальный музей в Стокгольме). ­ ее образах воплощена такая сердечность переживаний, человеколюбие Спасителя, искренность надежды и глубокая вера праведников и прародителей, что длинные изгибающиеся фигуры и утрированные жесты лишь усиливают остроту впечатле­ния, придавая иконе некоторое сходство с псковскими произведениями (илл. 513).

Перелом, произошедший в русской живописи около середины XV в., проте­ кал в искусстве Новгорода, в силу консервативности местной культуры, не в столь острой форме, как в Москве. Но и здесь он достаточно заметен - в стилизации фигур, сокрытии строения фигуры под условными драпировками, усилении линейного ритма, абстрактности форм. ­ ликах из лучших новгородских произведений второй половины - конца XV в. очевидны новые оттенки духовной жизни, ориентация на этическую, нрав­ ственную сторону образа. Святые на ико­ нах отличаются кротостью, тишиной, внимательной добросердечностью. Тако­ вы, например, иконы «Свв. Иаков Иеруса­ лимский, Никола и Игнатий Антиохийс-кий» в ГРМ (первый из них назван «Брат Божий», а третий - «Богоносец») из Му­ ромского монастыря на Онежском озере (илл. 516), «Свв. Кирилл и Афанасий Александрийские, Леонтий Ростовский» из Мало-Кириллова монастыря близ Нов­ города (Новгородский музей, илл. 517), иконы из иконостаса Никольской церкви в Гостинополье (ГТГ, ГРМ, ГИМ, Музей- квартира П.Д.Корина, собрание банка «Интеза») (илл. 519). При этом новгородс­ кие мастера сохраняют самостоятельный художественный язык, оперируя острыми, клиновидными линиями, уплотнен­ными КОМПОЗИЦИЯМИ.

К концу XV в. новгородская иконо­ пись, под воздействием общерусских тенденций, становится более каллигра­фичной, рафинированной, приобретает изящество форм. Это лучше всего заметно в серии Софийских таблеток (илл. 520, 521) - маленьких двусторонних иконок, написанных не на дереве, а на загрунто­ ванном холсте и имевших несколько функций; в частности, их выкладывали на аналой в день того или иного празд­ ника или памяти того или иного свято­го. Такие иконки-«святцы» имелись в XV в. и в других крупных русских хра­мах, но в Новгороде сохранилась наибо­ лее полная серия из 25 иконок. Они бы­ ли созданы в правление архиепископа Геннадия (1484-1504), взявшего на се­бя нелегкий труд организации новго­родской жизни после присоединения к Москве, задачу сохранения и обновле­ния традиций.

 

ПСКОВ XV ВЕК

- Устойчивость псковской иконописи, традиционность, следование сложившимся схемам

-

-

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.