Зубчатые колеса, шкивы, звездочки и другие вращающиеся детали машин устанавливают на валах и осях.
Валпредназначен для передачи вращающего момента вдоль своей оси, а также для поддержания расположенных на нем деталей и восприятия действующих на эти детали сил. При работе вал испытывает изгиб и кручение, а в некоторых случаях дополнительно растяжение или сжатие (рис. 10.2).
Осьтолько поддерживает установленные на ней детали и воспринимает действующие на эти детали силы (рис. 10.1). В отличие от вала ось не передает вращающего момента и, следовательно, не испытывает кручения. Оси могут быть неподвижными или могут вращаться вместе с насаженными на них деталями (рис. 10.1).
По форме геометрической оси валы делят на прямые (рис. 10.2) и непрямые — коленчатые и эксцентриковые. Непрямые валы относят к специальным деталям и в учебнике не рассматриваются.
Оси, как правило, изготовляют прямыми (см. рис. 10.1). По конструкции прямые валы и оси мало отличаются друг от друга.
Прямые валы и оси могут быть гладкими или ступенчатыми (см. рис. 10.2). Ступенчатая форма способствует равной напряженности отдельных участков, упрощает установку деталей на валу.
Рис. 10.1. Ось тележки
По форме поперечного сечения валы и оси бывают сплошные и полые (с осевым отверстием). Полые валы применяют для уменьшения массы или для размещения внутри них других деталей или смазочных материалов.
По внешнему очертанию поперечного сечения валы разделяют на шлицевые и шпоночные, имеющие на некоторой длине шлицевой профиль или профиль со шпоночным пазом.
Рис. 10.2. Прямой ступенчатый вал:
/—шип; 2— шейка; 3— подшипник; 4—кольца с поперечным пазом
для размещения тяг съемника для подшипников
Конструктивные элементы. Материалы валов и осей
Цапфы— опорные части вала или оси. Их подразделяют на шипы, шейки и пяты.
Шипом называют цапфу, расположенную на конце вала или оси и передающую преимущественно радиальную силу (см. рис. 10.2).
Шейкой называют промежуточную цапфу вала или оси.
Опорами для шипов и шеек служат подшипники.
Шипы и шейки по форме могут быть цилиндрическими, коническими или сферическими. В большинстве случаев применяют цилиндрические цапфы.
Пятой называют цапфу, передающую осевую силу (рис. 10.3). Опорами для пят служат подпятники. Пяты по форме бывают сплошными (рис. 10.3, а), кольцевыми (рис. 10.3, б) и гребенчатыми (рис. 10.3, в). Гребенчатые пяты применяются редко.
Рис. 10.3. Пяты
Посадочные поверхностивалов и осей под ступицы насаживаемых деталей выполняют цилиндрическими и коническими (см. рис. 10.2). При посадках с натягом диаметр этих поверхностей принимают больше диаметра соседних участков для удобства напрессовки других деталей и снижения концентрации напряжений (см. рис. 10.2). Диаметры посадочных поверхностей и диаметры под подшипники скольжения выбирают из ряда нормальных линейных размеров, диаметры под подшипники качения — по стандартам на подшипники.
Конические концы валов (см. рис. 10.2) изготовляют с конусностью 1:10. Их применяют для облегчения монтажа устанавливаемых на вал деталей.
Переходные участкивалов и осей между двумя ступенями разных диаметров выполняют:
а) с канавкой со скруглением для выхода шлифовального круга (рис. 10.4, а);
б) с галтелью постоянного радиуса рис. 10.4, б (галтель — поверхность плавного перехода от ступени меньшего сечения к большему);
в) с галтелью переменного радиуса (рис. 10.4, в).
Рис. 10.4. Переходные участки вала
Рис. 27.5. Способы
повышения усталостной
прочности валов
Переходные участки являются концентраторами напряжений. Эффективным средством для снижения концентрации напряжений на переходных участках является повышение их податливости путем выполнения разгрузочных канавок (рис. 10.5, а), увеличения радиусов галтелей, выполнения отверстий в ступенях большего диаметра (рис. 10.5, б). Деформационное упрочнение (наклеп) галтелей повышает несущую способность валов и осей.
Материалы валов и осейдолжны хорошо обрабатываться, быть прочными и иметь высокий модуль упругости. Этим требованиям наиболее полно удовлетворяют углеродистые и легированные стали, из которых преимущественно изготовляют валы и оси. Для валов и осей без упрочняющей термообработки применяют стали марок Ст5, Стб; для валов с термообработкой — стали марок 45, 40Х; для высоконапряженных валов ответственных машин — стали марок 40ХН, 30ХГСА. Быстроходные валы, работающие в подшипниках скольжения, изготовляют из сталей марок 20Х, 12ХНЗА, 18ХГТ. Цапфы этих валов цементую для повышения износостойкости (наибольшую износостойкость имек/* хромированные валы).
Валы и оси обрабатывают на токарных станках с последующим шлифованием цапф и посадочных поверхностей.