Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Конструктивные элементы. Материалы валов и осей

Валы и оси

Зубчатые колеса, шкивы, звездочки и другие вращающиеся детали машин устанавливают на валах и осях.

Валпредназначен для передачи вращающего момента вдоль своей оси, а также для поддержания расположенных на нем деталей и вос­приятия действующих на эти детали сил. При работе вал испытывает изгиб и кручение, а в некоторых случаях дополнительно растяжение или сжатие (рис. 10.2).

Осьтолько поддерживает установленные на ней детали и воспри­нимает действующие на эти детали силы (рис. 10.1). В отличие от вала ось не передает вращающего момента и, следовательно, не испытыва­ет кручения. Оси могут быть неподвижными или могут вращаться вместе с насаженными на них деталями (рис. 10.1).

По форме геометрической оси валы делят на прямые (рис. 10.2) и непрямые — коленчатые и эксцентриковые. Непрямые валы относят к специальным деталям и в учебнике не рассматриваются.

Оси, как правило, изготовляют прямыми (см. рис. 10.1). По конст­рукции прямые валы и оси мало отличаются друг от друга.

Прямые валы и оси могут быть гладкими или ступенча­тыми (см. рис. 10.2). Ступенчатая форма способствует равной напряжен­ности отдельных участков, упрощает установку деталей на валу.

 

 
 
Рис. 10.1. Ось тележки  

 

 


По форме поперечного сечения валы и оси бывают сплошные и полые (с осевым отверстием). Полые валы применяют для уменьшения массы или для размещения внутри них других деталей или смазочных мате­риалов.

По внешнему очертанию поперечного сечения валы разделяют на шлицевые и шпоночные, имеющие на некоторой длине шлицевой про­филь или профиль со шпоночным пазом.

Рис. 10.2. Прямой ступенчатый вал:

/—шип; 2— шейка; 3— подшипник; 4—кольца с поперечным пазом

для размещения тяг съемника для подшипников

Конструктивные элементы. Материалы валов и осей

Цапфы— опорные части вала или оси. Их подразделяют на шипы, шейки и пяты.

Шипом называют цапфу, расположенную на конце вала или оси и передающую преимущественно радиальную силу (см. рис. 10.2).

Шейкой называют промежуточную цапфу вала или оси.

Опорами для шипов и шеек служат подшипники.

Шипы и шейки по форме могут быть цилиндрическими, коническими или сферическими. В большинстве случаев применяют цилиндрические цапфы.

Пятой называют цапфу, передающую осевую силу (рис. 10.3). Опо­рами для пят служат подпятники. Пяты по форме бывают сплошными (рис. 10.3, а), кольцевыми (рис. 10.3, б) и гребенчатыми (рис. 10.3, в). Гребенчатые пяты применяются редко.

 
 
Рис. 10.3. Пяты  

 


Посадочные поверхностивалов и осей под ступицы насаживаемых деталей выполняют цилиндрическими и коническими (см. рис. 10.2). При посадках с натягом диаметр этих поверхностей принимают больше диаметра соседних участков для удобства напрессовки других деталей и снижения концентрации напряжений (см. рис. 10.2). Диаметры поса­дочных поверхностей и диаметры под подшипники скольжения выби­рают из ряда нормальных линейных размеров, диаметры под подшипники качения — по стандартам на подшипники.

Конические концы валов (см. рис. 10.2) изготовляют с конусностью 1:10. Их применяют для облегчения монтажа устанавливаемых на вал деталей.

Переходные участкивалов и осей между двумя ступенями разных диаметров выполняют:

а) с канавкой со скруглением для выхода шлифовального круга (рис. 10.4, а);

б) с галтелью постоянного радиуса рис. 10.4, б (галтель — поверх­ность плавного перехода от ступени меньшего сечения к большему);

в) с галтелью переменного радиуса (рис. 10.4, в).

 
 
Рис. 10.4. Переходные участки вала  

 

 


 

Рис. 27.5. Способы повышения усталостной прочности валов

Переходные участки являются концентрато­рами напряжений. Эффективным средством для снижения концентрации напряжений на переход­ных участках является повышение их податливо­сти путем выполнения разгрузочных канавок (рис. 10.5, а), увеличения радиусов галтелей, вы­полнения отверстий в ступенях большего диа­метра (рис. 10.5, б). Деформационное упрочнение (наклеп) галтелей повышает несущую способность валов и осей.

 

Материалы валов и осейдолжны хорошо обра­батываться, быть прочными и иметь высокий мо­дуль упругости. Этим требованиям наиболее полно удовлетворяют углеродистые и легированные ста­ли, из которых преимущественно изготовляют валы и оси. Для валов и осей без упрочняющей термо­обработки применяют стали марок Ст5, Стб; для валов с термообра­боткой — стали марок 45, 40Х; для высоконапряженных валов ответственных машин — стали марок 40ХН, 30ХГСА. Быстро­ходные валы, работающие в подшипниках скольжения, изготовляют из сталей марок 20Х, 12ХНЗА, 18ХГТ. Цапфы этих валов цементую для повышения износостойкости (наибольшую износостойкость имек/* хромированные валы).

Валы и оси обрабатывают на токарных станках с последующим шлифованием цапф и посадочных поверхностей.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.