Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классификация форм труда



УСЛОВИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Факторы, определяющие условия труда

Условия труда - совокупность факторов трудового процесса и факторов производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека,

Факторы производственной среды, под которыми понимаются все факторы, способные вызывать снижение рабо­тоспособности, появление острых и хронических отравлений и заболеваний, влиять на рост заболеваемости с временной утра­той трудоспособности или другие отрицательные последствия, называются "произ­водственные (профессиональные) вредности".

Вредными производственными факторами могут быть:

А) физические факторы:

• температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение;

• неионизирующие электромагнитные поля и излучения: электростатические поля, постоянные магнит­ные поля (в т. ч. и геомагнитное), электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), электромагнитные излучения радиочастотного диапазона, электромагнитные излучения оптического диа­пазона (в т. ч. лазерное и ультрафиолетовое);

• ионизирующие излучения;

• производственный шум, ультразвук, инфразвук;

• вибрация (локальная, общая);

• аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия;

• освещение - естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещен­ность, прямая и отраженная слепящая блескость, пульсация освещенности);

• электрически заряженные частицы воздуха - аэроионы;

Б) химические факторы, в т. ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа;

В) биологические факторы - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в препа­ратах, патогенные микроорганизмы.

Факторы трудового процессахарактеризуют физическую тяжесть напряженность труда.

А) тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.). Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и переме­щаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, формой рабочей позы, степенью наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Б) напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся интеллектуальные, сенсорные, эмоци­ональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

Классификация форм труда

В соответствии с принятой физиологической классифи­кацией трудовой деятельности в настоящее время различают следующие формы труда (рис.1).

Формы труда, требующие значительной мышечной энер­гии. Этот вид трудовых операций применяется при отсутствии механизированных средств и требует повышенных энергетичес­ких затрат от 17 до 25 МДж (4000-6000 ккал) и выше в сутки. Развивая мышечную систему и стимулируя обменные про­цессы, напряженный физический труд имеет ряд недостатков. Это его неэффективность, связанная с низкой про­изводительностью и необходимостью перерывов на восстанов­ление физических сил, доходящих до 50% рабочего времени.

Механизированные формы труда. При этих формах труда энер­гетические затраты рабочих колеблются в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлека­ются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимые при управлении механизмами. Монотонность простых действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда.

Формы, связанные с частично автоматизированным производством. Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса непосредственной обработки, который целиком выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автоматизированных линий и управлением электронной техникой. Характерные черты этого вида работ — монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряженность.

Групповые формы труда — конвейер. Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конк­ретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера. Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом, чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание. Монотония — одно из отрицательных последствий кон­вейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении. В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздра­жителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и, как следствие, быстро наступает утомление.

Формы труда, связанные с дистанционным управлени­ем производственными процессами и механизмами.Человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено. С физиологической точки зрения раз­личаются две основные формы управления производственным процессом: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других — редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях, во втором — работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

Формы интеллектуального (умственного) труда.Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, следс­твием чего является мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, энергозатраты составляют 10-11,7 МДж (2000-2400 ккал) в сутки. Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагопри­ятным производственным фактором, одной из причин сердечно­сосудистой патологии у лиц умственного труда.

В наступивший компьютерный век во многих про­фессиях увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления и контроля возлагаются на электронную технику.

Формы умственного труда отличаются по организации трудового процесса, равномерности распределения нагрузки, степени эмоционального напряжения:

- операторский труд. В условиях современного производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного админис­тратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоцио­нальной напряженностью;

- управленческий труд -труд руководителей учреждений, предприятий, характеризующийся чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликт­ных ситуаций;

- творческий труд— наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напря­жения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напря­жение. Это труд педагогов, программистов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конструкторов.

- труд преподавателей, торговых и медицинских работ­ников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоцио­нального напряжения.

- труд учащихся и студентов— это напряжение основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Успешное осуществление различных форм трудовой де­ятельности человека возможно при обязательном учете физио­логических основ умственного и физического труда, проведении необходимых мер по повышению работоспособности организма, созданию комфортных условий для трудовых коллективов и отдельных работников.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.