Пресса и администрация: проблемы управления и взаимодействия
В настоящее время в нашей стране идет построение правового государства. В своей работе по руководству различными сферами жизни общества гос. органы опираются на широкую сеть СМИ. Выделяются следующие функции СМИ:
· информационная (доведение до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества). Это, как правило, оперативная информация репортажного, новостного характера;
· аналитическая (осмысление, комментирование фактов, событий, тенденций развития тех или иных общественных процессов, организация общественного диалога);
Особняком авторы ставят формирование повестки дня (adenda setting) - фокусирование
внимания аудитории на наиболее актуальных проблемах общественного развития, определение болевых точек социальной жизни; введения в зону оперативного информирования и анализа событий и явлений, имеющих значение для большинства граждан страны.
СМИ не навязывают свое видение, свое решение проблемы. Они обеспечивают диалог, обозначая вместе с тем и свою собственную позицию (если в этом есть необходимость), проявляя при этом терпимость к другим точкам зрения и не претендуя на роль арбитра, имея (в качестве сверхзадачи) цель в обеспечении конструктивного взаимодействия различных сил, работу на общий интерес, практическое решение проблемы.
Вторая составляющая демократического потенциала СМИ состоит в их возможности делать достоянием общественности все значимые факты отклонения от закона, норм общественной морали, антисоциальных действиях не только криминальных элементов, но и бизнес - и властных структур, тех или иных социальных институтов.
По отношению к властным структурам, критикуя их действия, не вписывающиеся в рамки закона, общественной морали или просто не эффективные, СМИ выступают в роли своего рода не парламентской оппозиции. В современных либеральных обществах такая оппозиционная роль СМИ расценивается очень высоко. Критика СМИ здесь чаще всего направлена на действия властей различного уровня.
В демократическом обществе все социально, экономически и политически значимые решения должны вырабатываться на основе равноправного диалога общественных сил и власти. Отлаженные двусторонние коммуникации между властью и общественностью, поиск оптимальных решений существующих проблем и своевременная корректировка проводимой политики – основные задачи связей с общественностью в органах государственного управления.
Способы взаимодействия властных структур с обществ-ю определяются прежде всего уровнем управления. На федеральном уровне взаимодействие идет в основном через средства массовой информации. Региональный и местный уровни предполагают использование в равной степени масс медиа и непосредственных контактов с группами населения. Цели ПР для внутренней и внешней политики государства состоят в создании образа компетентного и эффективного правительства, которое обладает сильной властью и способно решать стоящие перед ним проблемы. Негативное отношение общественности к существующему государству вызвано рядом причин. Это и работа госслужб на себя, когда игнорируются потребности и нужды населения, и закрытость деятельности государственных структур от общественности, и существующая экономическая и политическая обстановка в стране. Решение проблем взаимоотношений государства с группами общественности и индивидами невозможно только с помощью ПР-инструментов. Однако их функция реализуется через создание эффективных коммуникационных потоков с системой обратной связи.
Деятельность ПР, ведомая госструктурами, должна строиться, исходя из двух принципов: - демократическое гос-во должно отчитываться перед гражданами о своей деятельности; - эффективное госуправление требует активного участия и поддержки граждан.
Общие цели ПР органов управления, независимо от уровня, является:
-информирование граждан о деятельности госоргана;
-информирование госаппарата о состоянии общественного мнения;
-побуждение граждан участвовать в госпрограммах;
-информационая поддержка эффективного в/действия ветвей госвласти в интересах общества;
-обеспечение благоприятн. отнош-я межнар общественности и межнар организаций в отношении страны.
ПР-службы (служба по связям с общественностью, пресс-служба, пресс-секретарь или ответственный за эту функцию) органов управления информируют общественность о работе ОГУ, представляя новости в СМИ, готовят публичные выступления офиц.лиц, организуют проведение круглых столов, ведут работу с обществ-ми группами, орг-ми и бизнесом.
Выделим конкретные направления ПР-деятельности в органах государственной власти:
- «установление, расширение и поддержание контактов с гражданами и организациями;
- информирование общественности о принимаемых решениях;
- социально-политический мониторинг (изучение общественного мнения);
- анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органа власти в целом;
- формирование благоприятного имиджа организации и руководителей страны».
Наиболее важные аспекты в/действия администрации и прессы:
1. содержательн. аспекты определяются тем, что многие проблемы экономики, политики, культуры равно включены в сферу интересов адм и прессы, а подготовка и популяризация принятых решений осущ-ся с ее помощью. И в этом качестве СМИ включены в систему госуправления и выступают 4 властью.
2. организ.аспекты связаны с необходимостью упорядочить сложившиеся отн-я между госслужащими и журналистами.
3. процессуальные (технологические) аспекты связаны с анализом методов, приемов, форм, процедур деят-то отделов по связям с общ-ю. сюда относится орг-я и проведение пресс-конференций, подготовка пресс-релизов, инф.стендов, видеоматериалов и т.д.
Власти необходимо налаживать взаимодействие с прессой (а не руководить) и управлять общественностью.
Основная коллизия: СМИ является институтом гражданского общества, признанными способствовать формированию и интеграции этого общества, защите его интересов перед властью и бизнесом. Однако, реально (в силу сложившейся в обществе системе политических и экономических отношений) они эту роль не выполняют, а выступают нередко в роли представителя интересов власти или бизнеса. Не всегда интересы власти и граждан, бизнеса и граждан обязательно противостоят друг другу. Но и не всегда совпадают.
Эта позиция имеет место не только в России, но и во всем цивилизованном мире и не может быть объяснена только недостроенностью российских рыночных отношений и институтов демократии.
В настоящее время можно отметить растущую роль СМИ, увеличение ее ресурсов и возможностей воздействия на процессы, происходящие в обществе, политическую жизнь в том числе, однако и увеличивается степень зависимости СМИ как от властных, так и бизнес структур. Символическая власть, которую олицетворяют СМИ и, которая раньше была независимой, отделенной от политической и экономической власти в современном мире все больше концентрируется в одних и тех же руках. Владельцы крупных корпораций приобретают средства массовой информации, они во все большей степени контролируют большие информационные группы, присваивая инструменты производства и распространения культурных благ.
Специфические российские проблемы в сфере деятельности СМИ связаны с переходом от одной советской модели прессы к принципиально иной, основанной на отмене прямой цензуры и рыночных отношений. Первоначальная эйфория, связанная со сменой модели прессы, получением СМИ свободы довольно быстро сменилось пониманием сложности этого перехода, трезвой оценкой того кризисного состояния, в котором очутилась пресса к середине 90-х годов.
Помимо объективных причин, связанных с общей неблагоприятной ситуацией в стране, объективными трудностями смены модели прессы, существовали особые причины кризиса. Они состояли в отсутствии у государства какой-либо внятной политики в области СМИ, пробелах в законодательстве, в особенности «выпадения» СМИ из отношений собственности, в результате чего закон о СМИ плохо регулирует отношения и проблемы СМИ. Российская пресса реально независима лишь от читателя, зрителя, слушателя.
Оценка состояния российской прессы, данная специалистами в начале нынешнего XXI века, мало чем отличается от тех, которые давались ей в середине 90-х гг. прошедшего столетия. Отмечается, что пресса потеряла свою лидирующую роль в обществе и взяла на себя в первую очередь, функцию его информационно-сенсационного и развлекательного массажа. Тяжелое экономическое положение большинства редакций и населения направили развитие прессы по такому пути, когда стало свершившимся фактом - ухудшение качества общероссийской информации, снижение уровня ее достоверности (ангажированность, корпоративность, мифологизация публикаций и др.).
Ведущим агентом информационного поля остается российское государство. Оно не только определяет права и обязанности журналистских коллективов, задает «правила игры», регулирует их деятельность через Министерство культуры и массовых коммуникаций, но и является (как минимум де-факто) собственником многих средств массовой информации (особенно региональных).
Представление о масштабах вещания СМИ государством дают такие факты:
- на базе ВГРТ создан в 1998 году холдинг, куда вошли телеканалы «Россия» и «Культура», радиостанции «Голос России», «Маяк», «Орфей», РИА «Вести»; региональные госкомпании и местные технические центры были включены в холдинг на правах дочерних предприятий;
- государству принадлежит 51% акций общественного российского телевидения;
- учредителям абсолютного большинства газет и местных теле-, радиостанций являются властные структуры.
В ходе реформ государство сохранило собственность на крупнейшие информационные агентства ИТАР-ТАСС и РИА. В то же время, мощную конкуренцию им создали новые структуры: ИНРЕРФАКС, ПОСТФАКТУМ, НАЦИОНАЛЬНАЯ СЛУЖБА НОВОСТЕЙ и др.
В сфере электронных СМИ, наряду с государственными, созданы коммерческие каналы. Пресса фактически стала независимой. Объективные потребности развития общества вызывают необходимость явной или латентной координации деятельности органов власти со СМИ. Такая необходимость из общей заинтересованности этих органов друг в друге. Госорганы заинтересованы в СМИ как источнике разносторонней информации о положении в обществе, о реакции населения на политику властей, как органе формирования общественного мнения, создания имиджа власти в глазах населения. СМИ заинтересованы в органах власти, от которых многое зависит в создании необходимых условий для издательской деятельности, работы журналистов, получения определенных льгот нужно отметить, что информированность, как журналистов, так и населения достаточно слабая.
СМИ выступают как элемент целостной системы управления. Здесь существует очень много проблем, например:
· Слабая заинтересованность чиновников в тесной обратной связи со СМИ
· Закрытость властных структур для прессы
· Слабая информированность журналистов по проблемам, которые решает власть
· Возрастает зависимость СМИ от исполнительных органов власти
· Не прекращаются попытки судебного преследования журналистов
· Не все сделано в правовом обеспечении СМИ. Документы часто носят декларативный характер, слабо проработаны вопросы функционирования регионального ТВ.
Для решения проблем необходимо:
- Систематическое обсуждение положения СМИ в органах управления
- Оказание помощи в издательской деятельности
- Снижение налогов
- Доступ прессы к источникам информации
- СМИ должны избегать тенденциозности в освещении вопросов деятельности власти
Повышению профессионализма журналистских кадров будет способствовать открытие отделения журналистики и информационной политики в РАГСе а также у нас в СКАГС.
Информационно-коммуникативные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование информационного общества XX века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. Чем более прописаны, более равноправны созданные властью системы взаимоотношений власть-общество - СМИ, тем в большей степени можно говорить о соблюдении демократии в государстве.
Поэтому такое большое значение, особенно в век новых информационно-коммуникативных технологий имеют те законы, которые регулируют деятельность СМИ.
По своему духу российское законодательство о СМИ можно считать достаточно демократичным, позволяющим обеспечить реализацию СМИ своих функций.
Однако, имеющиеся еще в нем пробелы, недоработки, равно как и общая атмосфера «не обязательного» выполнения законов в стране, приводит к тому, что демократический потенциал СМИ оказывается часто не задействованным, а сами они по-прежнему не редко попадают под влияние и контроль властных структур или коммерческих организаций.