Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Пресса и администрация: проблемы управления и взаимодействия

В настоящее время в нашей стране идет построение правового государства. В своей работе по руководству различными сферами жизни общества гос. органы опираются на широкую сеть СМИ. Выделяются следующие функции СМИ:

· информационная (доведение до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества). Это, как правило, оперативная информация репортажного, новостного характера;

· аналитическая (осмысление, комментирование фактов, событий, тенденций развития тех или иных общественных процессов, организация общественного диалога);

· развлекательная (способствующая отдыху, снятию напряжения, получению удовлетворения).

Особняком авторы ставят формирование повестки дня (adenda setting) - фокусирование

внимания аудитории на наиболее актуальных проблемах общественного развития, определение болевых точек социальной жизни; введения в зону оперативного информирования и анализа событий и явлений, имеющих значение для большинства граждан страны.

СМИ не навязывают свое видение, свое решение проблемы. Они обеспечивают диалог, обозначая вместе с тем и свою собственную позицию (если в этом есть необходимость), проявляя при этом терпимость к другим точкам зрения и не претендуя на роль арбитра, имея (в качестве сверхзадачи) цель в обеспечении конструктивного взаимодействия различных сил, работу на общий интерес, практическое решение проблемы.

Вторая составляющая демократического потенциала СМИ состоит в их возможности делать достоянием общественности все значимые факты отклонения от закона, норм общественной морали, антисоциальных действиях не только криминальных элементов, но и бизнес - и властных структур, тех или иных социальных институтов.

По отношению к властным структурам, критикуя их действия, не вписывающиеся в рамки закона, общественной морали или просто не эффективные, СМИ выступают в роли своего рода не парламентской оппозиции. В современных либеральных обществах такая оппозиционная роль СМИ расценивается очень высоко. Критика СМИ здесь чаще всего направлена на действия властей различного уровня.

В демократическом обществе все социально, экономически и политически значимые решения должны вырабатываться на основе равноправного диалога общественных сил и власти. Отлаженные двусторонние коммуникации между властью и общественностью, поиск оптимальных решений существующих проблем и своевременная корректировка проводимой политики – основные задачи связей с общественностью в органах государственного управления.

Способы взаимодействия властных структур с обществ-ю определяются прежде всего уровнем управления. На федеральном уровне взаимодействие идет в основном через средства массовой информации. Региональный и местный уровни предполагают использование в равной степени масс медиа и непосредственных контактов с группами населения. Цели ПР для внутренней и внешней политики государства состоят в создании образа компетентного и эффективного правительства, которое обладает сильной властью и способно решать стоящие перед ним проблемы. Негативное отношение общественности к существующему государству вызвано рядом причин. Это и работа госслужб на себя, когда игнорируются потребности и нужды населения, и закрытость деятельности государственных структур от общественности, и существующая экономическая и политическая обстановка в стране. Решение проблем взаимоотношений государства с группами общественности и индивидами невозможно только с помощью ПР-инструментов. Однако их функция реализуется через создание эффективных коммуникационных потоков с системой обратной связи.

Деятельность ПР, ведомая госструктурами, должна строиться, исходя из двух принципов: - демократическое гос-во должно отчитываться перед гражданами о своей деятельности; - эффективное госуправление требует активного участия и поддержки граждан.

Общие цели ПР органов управления, независимо от уровня, является:

-информирование граждан о деятельности госоргана;

-информирование госаппарата о состоянии общественного мнения;

-побуждение граждан участвовать в госпрограммах;

-информационая поддержка эффективного в/действия ветвей госвласти в интересах общества;

-обеспечение благоприятн. отнош-я межнар общественности и межнар организаций в отношении страны.

ПР-службы (служба по связям с общественностью, пресс-служба, пресс-секретарь или ответственный за эту функцию) органов управления информируют общественность о работе ОГУ, представляя новости в СМИ, готовят публичные выступления офиц.лиц, организуют проведение круглых столов, ведут работу с обществ-ми группами, орг-ми и бизнесом.

Выделим конкретные направления ПР-деятельности в органах государственной власти:

- «установление, расширение и поддержание контактов с гражданами и организациями;

- информирование общественности о принимаемых решениях;

- социально-политический мониторинг (изучение общественного мнения);

- анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органа власти в целом;

- прогнозирование общественно-политических процессов;

- формирование благоприятного имиджа организации и руководителей страны».

Наиболее важные аспекты в/действия администрации и прессы:

1. содержательн. аспекты определяются тем, что многие проблемы экономики, политики, культуры равно включены в сферу интересов адм и прессы, а подготовка и популяризация принятых решений осущ-ся с ее помощью. И в этом качестве СМИ включены в систему госуправления и выступают 4 властью.

2. организ.аспекты связаны с необходимостью упорядочить сложившиеся отн-я между госслужащими и журналистами.

3. процессуальные (технологические) аспекты связаны с анализом методов, приемов, форм, процедур деят-то отделов по связям с общ-ю. сюда относится орг-я и проведение пресс-конференций, подготовка пресс-релизов, инф.стендов, видеоматериалов и т.д.

Власти необходимо налаживать взаимодействие с прессой (а не руководить) и управлять общественностью.

Основная коллизия: СМИ является институтом гражданского общества, признанными способствовать формированию и интеграции этого общества, защите его интересов перед властью и бизнесом. Однако, реально (в силу сложившейся в обществе системе политических и экономических отношений) они эту роль не выполняют, а выступают нередко в роли представителя интересов власти или бизнеса. Не всегда интересы власти и граждан, бизнеса и граждан обязательно противостоят друг другу. Но и не всегда совпадают.

Эта позиция имеет место не только в России, но и во всем цивилизованном мире и не может быть объяснена только недостроенностью российских рыночных отношений и институтов демократии.

В настоящее время можно отметить растущую роль СМИ, увеличение ее ресурсов и возможностей воздействия на процессы, происходящие в обществе, политическую жизнь в том числе, однако и увеличивается степень зависимости СМИ как от властных, так и бизнес структур. Символическая власть, которую олицетворяют СМИ и, которая раньше была независимой, отделенной от политической и экономической власти в современном мире все больше концентрируется в одних и тех же руках. Владельцы крупных корпораций приобретают средства массовой информации, они во все большей степени контролируют большие информационные группы, присваивая инструменты производства и распространения культурных благ.

Специфические российские проблемы в сфере деятельности СМИ связаны с переходом от одной советской модели прессы к принципиально иной, основанной на отмене прямой цензуры и рыночных отношений. Первоначальная эйфория, связанная со сменой модели прессы, получением СМИ свободы довольно быстро сменилось пониманием сложности этого перехода, трезвой оценкой того кризисного состояния, в котором очутилась пресса к середине 90-х годов.

Помимо объективных причин, связанных с общей неблагоприятной ситуацией в стране, объективными трудностями смены модели прессы, существовали особые причины кризиса. Они состояли в отсутствии у государства какой-либо внятной политики в области СМИ, пробелах в законодательстве, в особенности «выпадения» СМИ из отношений собственности, в результате чего закон о СМИ плохо регулирует отношения и проблемы СМИ. Российская пресса реально независима лишь от читателя, зрителя, слушателя.

Оценка состояния российской прессы, данная специалистами в начале нынешнего XXI века, мало чем отличается от тех, которые давались ей в середине 90-х гг. прошедшего столетия. Отмечается, что пресса потеряла свою лидирующую роль в обществе и взяла на себя в первую очередь, функцию его информационно-сенсационного и развлекательного массажа. Тяжелое экономическое положение большинства редакций и населения направили развитие прессы по такому пути, когда стало свершившимся фактом - ухудшение качества общероссийской информации, снижение уровня ее достоверности (ангажированность, корпоративность, мифологизация публикаций и др.).

Ведущим агентом информационного поля остается российское государство. Оно не только определяет права и обязанности журналистских коллективов, задает «правила игры», регулирует их деятельность через Министерство культуры и массовых коммуникаций, но и является (как минимум де-факто) собственником многих средств массовой информации (особенно региональных).

Представление о масштабах вещания СМИ государством дают такие факты:

- на базе ВГРТ создан в 1998 году холдинг, куда вошли телеканалы «Россия» и «Культура», радиостанции «Голос России», «Маяк», «Орфей», РИА «Вести»; региональные госкомпании и местные технические центры были включены в холдинг на правах дочерних предприятий;

- государству принадлежит 51% акций общественного российского телевидения;

- учредителям абсолютного большинства газет и местных теле-, радиостанций являются властные
структуры.

В ходе реформ государство сохранило собственность на крупнейшие информационные агентства ИТАР-ТАСС и РИА. В то же время, мощную конкуренцию им создали новые структуры: ИНРЕРФАКС, ПОСТФАКТУМ, НАЦИОНАЛЬНАЯ СЛУЖБА НОВОСТЕЙ и др.

В сфере электронных СМИ, наряду с государственными, созданы коммерческие каналы. Пресса фактически стала независимой. Объективные потребности развития общества вызывают необходимость явной или латентной координации деятельности органов власти со СМИ. Такая необходимость из общей заинтересованности этих органов друг в друге. Госорганы заинтересованы в СМИ как источнике разносторонней информации о положении в обществе, о реакции населения на политику властей, как органе формирования общественного мнения, создания имиджа власти в глазах населения. СМИ заинтересованы в органах власти, от которых многое зависит в создании необходимых условий для издательской деятельности, работы журналистов, получения определенных льгот нужно отметить, что информированность, как журналистов, так и населения достаточно слабая.

СМИ выступают как элемент целостной системы управления. Здесь существует очень много проблем, например:

· Слабая заинтересованность чиновников в тесной обратной связи со СМИ

· Закрытость властных структур для прессы

· Слабая информированность журналистов по проблемам, которые решает власть

· Возрастает зависимость СМИ от исполнительных органов власти

· Не прекращаются попытки судебного преследования журналистов

· Не все сделано в правовом обеспечении СМИ. Документы часто носят декларативный характер, слабо проработаны вопросы функционирования регионального ТВ.

Для решения проблем необходимо:

- Систематическое обсуждение положения СМИ в органах управления

- Оказание помощи в издательской деятельности

- Снижение налогов

- Доступ прессы к источникам информации

- СМИ должны избегать тенденциозности в освещении вопросов деятельности власти

Повышению профессионализма журналистских кадров будет способствовать открытие отделения журналистики и информационной политики в РАГСе а также у нас в СКАГС.

Информационно-коммуникативные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование информационного общества XX века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. Чем более прописаны, более равноправны созданные властью системы взаимоотношений власть-общество - СМИ, тем в большей степени можно говорить о соблюдении демократии в государстве.

Поэтому такое большое значение, особенно в век новых информационно-коммуникативных технологий имеют те законы, которые регулируют деятельность СМИ.

По своему духу российское законодательство о СМИ можно считать достаточно демократичным, позволяющим обеспечить реализацию СМИ своих функций.

Однако, имеющиеся еще в нем пробелы, недоработки, равно как и общая атмосфера «не обязательного» выполнения законов в стране, приводит к тому, что демократический потенциал СМИ оказывается часто не задействованным, а сами они по-прежнему не редко попадают под влияние и контроль властных структур или коммерческих организаций.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.