опирается на труды американских социологовДжорджа Мида (1863-1931) иЧарлза Кули (1864-1929). которые разработали исходные принципы этого социологического направления. Сам термин«символический интеракционизм» был введен в научный оборот в 1937 г. учеником Дж. МидаГербертом Блумером(1900- 1987).
Основные положения символического интеракционизма сводятся к следующему:
§ люди взаимодействуют друг с другом, руководствуясь прежде всего символическими значениями, которые они придают тем или иным объектам;
§ сами символы являются продуктом социального взаимодействия (интеракции) между людьми;
§ символические значения возникают и изменяются посредством интерпретации и переопределения символов.
Представители интеракционизма утверждают, что индивид создает свои объекты на основе тех значений, которые он им придает.
С точки зрения Мида, люди обретают свою человеческую природу благодаря тому, что взаимодействуют с помощьюсимволов, важнейшие из которых представлены вязыке. Именно язык является первейшим и основным фактором человеческого взаимодействия,«все люди создаются в разговорах», — считают интеракционисты, если нет языкового общения, то нет и человека. При общении индивиды как бы обмениваются символами. Чтобы интеракция (общение) продолжалась, каждый вовлеченный в нее должен еще и интерпретировать намерения других с помощью принятия роли, т.е. поставить себя на место партнера. Само же общение есть обмен взаимопонятных символов с целью достижения практических результатов в совместной деятельности.
Кули Чарльз ХортонОсновоположник теории малых групп концепции «Зеркального Я». Интересовался проблемами социализации. Первоначально точка зрения Кули заключалась в том, что индивид первичен по отношению к обществу. Однако позже он пересмотрел этот взгляд и в большей степени акцентировал роль общества, утверждая, что личность и общество имеют общий генезис и, следовательно, представление об изолированном и независимом эго - иллюзия (1912). Действия индивидов и социальное давление оказывают взаимное модифицирующее влияние.
Экспериментально можно показать, что главным ориентиром для Я-концепции является Я другого человека, то есть представление индивида о том, что думают о нем другие. Как неоднократно было показано (Ширер, 1949; Борис, 1975), "Я - каким – меня – видят - другие" и "Я – каким – я – сам – себя - вижу" весьма сходны по своему содержанию. Кули первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном Я. В 1912 году Кули предложил теорию "зеркального Я", утверждая, что представления Индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я - концепцию.
«Зеркальное Я» возникает на основе символического взаимодействия индивида с разнообразными первичными группами, членом которых он является. Непосредственные отношения между членами группы предоставляют индивиду обратную связь для самооценки. Таким образом, Я - концепция формируется в осуществляющемся методом проб и ошибок процессе, в ходе которого усваиваются ценности, установки и роли.
Не менее важны для С.И. оказались и идеи Уильяма Айзека Томаса о предрасположенности (интенциональности), фиксируемой в установках и ценностных ориентациях индивидов к определенному поведению и о вероятности определенного поведения индивидов, задаваемой конституированием индивидами своих ситуаций в актах их оценки (идея, близкая Дьюи). Отсюда так называемая "теорема Томаса": если ситуации определяются как реальные, они реальны по своим последствиям (или: определение ситуации как действительной делает ситуацию действительной).
Аналитически проработал и развил символический интеракционизм, выделив в нем три основные предпосылки: (1) люди действуют на основании значений, которые имеют предметы, люди или ситуации для совершающих действия; (2) значение возникает в процессе социального взаимодействия между индивидами; (3) значение применяется и изменяется в процессе интерпретации между совершающим действие и миром.