Под местным самоуправлением понимается негосударственная форма выражения народовластия, осуществляемого опредёленным территориальным сообществом при самостоятельном решении населением вопросов местного значения.
Согласно новому законодательству, органы местного самоуправления формируются на двух уровнях.
Во-первых, на уровне городов (городских округов – городов регионального значения) и районов (муниципальные районы).
Во-вторых, на уровне единиц, входящих в состав районов (городские и сельские поселения). В этой связи все территории субъектов РФ разграничиваются между городскими и сельскими поселениями. Из групп поселений формируются муниципальные районы. Для поселений и муниципальных районов устанавливаются отдельные перечни вопросов местного значения. Так, полномочия поселенческого уровня – благоустройство территории, уборка мусора, озеленение, сохранность почтовых ящиков в домах и пр.
Органы местного самоуправления муниципального района решают задачи межпоселенческого характера. Их полномочия разграничиваются с полномочиями органов государственной власти. Например, федеральный центр и субъекты РФ обеспечивают муниципальные районы медицинскими и образовательными услугами. Но на самих муниципальных районах лежит ответственность за ремонт школы или поликлиники.
Города, являющиеся самостоятельными муниципальными образованиями (т. е. не входящие в состав других муниципальных образований), наделяются статусом городского округа. Они исполняют одновременно полномочия как поселения, так и муниципального района. Таким образом, разные уровни местного самоуправления с учётом их реальных возможностей наделяются разным объёмом компетенций.
Новые муниципальные образования должны иметь свои бюджеты, которые формируются из средств налоговых поступлений. Распределение этих средств ориентировано на создание условий для успешного решения местным самоуправлением своих задач, на поддержание наиболее депрессивных территорий.
Местное самоуправление в РФ
№
уровни
задачи и полномочия
1.
городские округа – города регионального значения
муниципальные районы
перечни вопросов местного значения
задачи межпоселенческого характера
2.
городские поселения
полномочия поселенческого уровня
сельские поселения
Вводится также новая концессиональная модель муниципального хозяйства. Суть её в том, что органы местного самоуправления предоставляют инвесторам возможность вкладывать средства, но оставляют муниципальную собственность (например, ЖКХ) у себя. Такая модель называется инвестиционным соглашением. Инвестор вкладывает средства, получает прибыль, но с истечением срока договора собственность остаётся муниципалитету.
Подчеркнём, что эффективная деятельность местного самоуправления, разнообразных добровольных объединений характеризует гражданское общество как саморазвивающееся плюралистическое общество. Оно является следствием интеллектуального и нравственно-правового развития каждого гражданина, осознания им своей принадлежности к той или иной группе, общих с ней интересов. Отсюда и возникает социальная активность, стремление совместными усилиями делать жизнь комфортнее, ярче, богаче, а значит, и счастливее. В развитых гражданских обществах люди редко обращаются к государственным органам. Англичане шутят, что они имеют дело с государством дважды: когда вынимают почту из ящика и когда нарушают правила уличного движения. Государство прямо не вмешивается в дела гражданского общества, а обеспечивает условия для его нормальной жизнедеятельности, закрепляет в своих нормативных актах естественно сложившиеся отношения между людьми.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
Развитое гражданское общество, по существу, неудобно государственной власти. Оно – то самое окно, о котором говорят: «Откроешь – шумно, закроешь – душно». «Открытое окно» – это прежде всего общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти. Он осуществляется в различных формах. Это медиаконтроль, т. е. контроль со стороны средств массовой информации. Это и партийный контроль, в первую очередь со стороны политической оппозиции. Своеобразной формой общественного контроля является система социального партнерства. Суть ее – в предоставлении широких возможностей общественным объединениям граждан выступать в качестве экспертов, советников, консультантов при разработке того или иного властного решения. Оперативная и адекватная оценка общественного мнения, его учёт органами власти – важнейший фактор, повышающий эффективность властных институтов.
Общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти
№
вид
субъекты
1.
медиаконтроль
средства массовой информации
2.
партийный контроль,
в первую очередь – политическая оппозиция
3.
система социального партнерства
общественные объединения граждан выступают экспертами, советниками, консультантами при разработке властных решений
Новой формой гражданского контроля должна стать работа Общественной палаты. Согласно закону «Об Общественной палате Российской Федерации» (2005 г.), она формируется из 42 граждан, утвержденных Президентом РФ, 42 представителей общероссийских объединений и 42 представителей региональных и межрегиональных общественных объединений.
Одна из контрольных функций палаты – проведение экспертизы нормативных документов государственной власти и местного самоуправления. По замыслу авторов, Общественная палата должна работать с законопроектом на этапе его создания и проводить экспертизу ко второму чтению.
Другой функцией Общественной палаты является осуществление контроля за деятельностью исполнительных органов власти. Особое внимание будет обращаться на то, как используются средства, выделенные «силовым» ведомствам и правоохранительным структурам.
Важнейшая задача палаты – поддерживать гражданские инициативы, имеющие общероссийское значение. Она при звана обобщать все идеи, возникающие на местах, и представлять их обществу в виде общефедеральных проектов. Иными словами, Общественная палата должна формировать для государственной власти социальный заказ по эффективному управлению обществом.
Некоторые особенности деятельности Общественной палаты в РФ
1.
формируется из 42 граждан, утвержденных Президентом РФ, 42 представителей общероссийских объединений и 42 представителей региональных и межрегиональных общественных объединений
2.
проводит экспертизу нормативных документов государственной власти и местного самоуправления на этапе их подготовки
3.
решения палаты имеют рекомендательный характер и рассматриваются в обязательном порядке соответствующими органами власти
4.
осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов власти, прежде всего за расходованием ими бюджетных средств
5.
обобщает гражданские инициативы и представляет их обществу в виде общефедеральных проектов