Мышечная работа значительно изменяет физиологическое состояние человека. На сердечно-сосудистую систему она влияет за счёт увеличения кровотока – минутный объём крови, выбрасываемой сердцем, увеличивается с 3-5 до 20-40 литров. Учащение сокращений сердца до 140-180 в минуту, артериальное давление растет до 180-200 мм ртутного столба.
Частота дыхания при интенсивной мышечной работе увеличивается с 10-20 в покое, до 30-40 в минуту. При этом степень использования кислорода возрастает соответственно с 3-4 % до 4-8 %.
Работа мышц приводит также к количественному и качественному изменению состава крови.
Количественные изменения выражаются в увеличении числа лейкоцитов, эритроцитов и содержания гемоглобина, что обусловлено интенсивным сокращением селезёнки.
Качественные изменения крови (при работе) проявляются в увеличении содержания молодых форм эритроцитов и лейкоцитов. Это позволяет ускорить доставку О2 к тканям, так как молодые формы эритроцитов легко отдают О2.
При длительной тяжелой работе, приводящей к утомлению, могут произойти уменьшение содержания эритроцитов, гемоглобина, инсулина и повышение вязкости крови. Таким образом, при умеренной физической работе создаются наиболее благоприятные условия для систем организма.
Организация умственного труда
Организация умственного труда должна быть направлена на сохранение высокого уровня работоспособности и на устранение хронического нервно-эмоционального напряжения.
При этом необходимо учитывать тот факт, что при умственной работе мозг склонен к инерции, то есть к продолжению мыслительной деятельности в заданном направлении после окончания работы, обусловливая более длительное утомление и истощение центральной нервной системы (ЦНС).
Николаем Евгеньевичем Введенским, с высказывания которого мы начали лекцию, сформулированы следующие основные условия продуктивной умственной работы:
1. В работу следует «входить постепенно». Это обеспечивает последовательное включение физиологических механизмов, определяющих высокий уровень работоспособности.
2. Необходимо соблюдать определенный ритм работы, который способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления.
3. Следует придерживаться последовательности и систематичности в работе, что обеспечивает более длительное сохранение рабочего динамического стереотипа.
4. Правильное чередование умственного труда с отдыхом. Чередование умственного труда с физическим предупреждает развитие утомления, повышает работоспособность.
5. Высокая работоспособность сохраняется при систематической деятельности, обеспечивающей упражнение и тренировку.
Продуктивной умственной деятельности, как и любой деятельности, способствуют благоприятное отношение общества к труду, нормальные условия труда и психологический климат.
Утомление
Утомление – состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, вызванное интенсивной или длительной деятельностью, выражающееся в ухудшении количественных и качественных показателей работы.
Имеется несколько теорий о сущности и механизмах утомления. Утомление рассматривается:
· как следствие истощения энергетических ресурсов мышцы;
· как результат недостаточного снабжения О2 и нарушения окислительных процессов (теория задушения)
· как следствие засорения тканей продуктами обмена (теория отравления);
· как накопление в мышцах молочной кислоты.
Эти теории считают утомление как процесс, происходящий только лишь в мышцах.
Современные учёные показали, что «источник» ощущения усталости лежит не в мышце, а в нарушении деятельности нервных клеток мозга, то есть в центральной нервной системе (ЦНС).
Считается, что торможение, возникающее при утомлении в ЦНС, носит положительный характер. Ограничивая работоспособность мозга, оно охраняет нервные клетки от перенапряжения и гибели.
В настоящее время считается, что утомление – целостный процесс, протекающий под контролем ЦНС, с учётом вышеизложенных теорий. Но общепризнанной единой теории утомления, объясняющей это явление во всём его многообразии, не существует.
Физиологическая картина умственного и физического утомления сходна. Умственное и физическое утомление влияют друг на друга. Так после тяжелого физического труда умственная работа малопродуктивна, и наоборот.
Принято считать, что эти явления обусловлены взаимовлиянием утомленных органов на соседние – не утомленные.
Однако при умственном утомлении (сдвиги со стороны ЦНС) отмечены более выраженные функциональные расстройства внимания, ухудшения памяти и мышления, ослабление точности и координированности движений.
Возобновление работы на фоне медленно развивающегося утомления приводит к тому, что сохранившиеся следы утомления накапливаются. Утомление переходит в переутомление. При переутомлении наблюдаются головная боль, вялость, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушение сна.
Основные пути снижения утомления:
1. Оптимальная поза человека в процессе труда. В трудовом процессе основными рабочими позами являются позы: сидя, стоя и сидя-стоя.
При работе стоя повышается нагрузка на мышцы нижних конечностей. Работа в позе сидя более рациональна и менее утомительна; при этом снижается напряжение мышц, уменьшается нагрузка на сердечно-сосудистую систему. Однако в этом случае могут возникать застойные явления в органах таза, затруднения работы органов кровообращения и дыхания, наблюдается статическое напряжение мышц шеи, плечевого пояса, спины (остеохондроз).
2. Соответствие оборудования эргономическим требованиям.
Эргономика занимается разработкой оборудования, рабочих мест, направленной на приспособление их к возможностям человека с учетом его антропометрических и психологических особенностей. Зоны размещения органов управления в горизонтальной и вертикальных плоскостях представляют в виде схем. На схемах обычно различают три зоны.
· Оптимальная зона. В этой зоне как наиболее удобной размещаются постоянно используемые органы управления (кнопки, тумблеры и т.д.) и выполняются операции, требующие точных и быстрых движений.
· Зона лёгкой досягаемости. В ней размещаются важные и часто используемые органы управления.
· Зона досягаемости. В ней размещают редко используемые органы управления.
Можно использовать схему, в которой две зоны: оптимальная и максимальная (допустимая) (включает в себя зоны легкой досягаемости и досягаемости).
3. Оптимальная высота рабочей поверхности, в которой совершаются трудовые движения. Слишком низкое или высокое расположение рабочей поверхности создают неудобную позу и приводят к снижению работоспособности.
4. Упражнения и тренировка в процессе обучения, труда и творчества. Упражнения – совершенствование умений и навыков в результате повторяющейся деятельности.
Процесс этот протекает по типу образования условных рефлексов; происходит закрепление трудовых навыков и проведение их в автоматизированном режиме с меньшей затратой физической и нервной энергии.
В результате упражнений и тренировок возрастают мышечная сила и выносливость, повышаются точность и скорость рабочих движений, увеличивается скорость восстановления физиологических функций после окончания работы.
5. Организация рационального режима труда и отдыха. Введение обеденного перерыва в середине рабочего дня. Введение регламентированных перерывов. При выполнении тяжелой физической работы рекомендуется сочетать работу в течение 15-20 мин с отдыхом такой же продолжительности. При работах, требующих большого нервного напряжения и внимания, быстрых и точных движений рук, целесообразны короткие 3-5 минутные перерывы.
6. Использование производственной гимнастики. Установлено, что утомленные мышцы лучше отдыхают, их работоспособность быстро восстанавливается не при полном покое, а при работе других мышечных групп. Особенно важен комплекс упражнений для мышц шеи, спины, рук, ног, дыхательные упражнения. Однако при тяжелом труде, работе в условиях повышенной температуры более целесообразен пассивный отдых в хорошо проветриваемом помещении.
7. Использование функциональной музыки и комнат психологической разгрузки. Для снятия нервно-психического напряжения, а значит и предупреждения усталости, должны использоваться комнаты психологической разгрузки.
Эффект психоэмоциональной разгрузки достигается за счёт эстетического оформления интерьера, удобной мебели, позволяющей находиться в удобной расслабляющей позе, насыщения воздуха благоприятно действующими отрицательными ионами, приёма тонизирующих напитков, демонстрации слайдов с видами природы, аутогенной тренировки, трансляции специально подобранных музыкальных произведений и др.
Музыка может использоваться в производстве как часть организационно-технических мероприятий. Она, создавая положительный эмоциональный настрой, способствует процессу усвоения ритма и росту производительности труда.
8. Внедрение производственной эстетики: рациональная окраска и освещение помещений, музыка, оформление интерьера, хороший дизайн орудий труда.
Болышшство производственных помещений рационально окрашивать в зелёные тона, поскольку этот цвет относится к нейтральным, не возбуждает и не приводит к развитию тормозных явлений ЦНС. Зелёные, зелёно-голубые цвета, снижающие напряжение зрения и действующие успокаивающе, рекомендуют применять при выполнении умственной и физической работы, требующей большой сосредоточенности.
Красные и жёлтые цвета действуют возбуждающе, их применяют с сигнально-предупреждающей целью.
Однако при окраске помещений следует избегать одноцветности, так как однообразие вызывает охранительное торможение и быстро надоедает.