Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 1. Определение депрессии и её метаморфозы

Введение

 

Слова депрессия чаще всего встречается в психологии или в повседневной жизни. Долгом каждого человека, достигшего лет 14 является заявить на весь мир о том, что он находится в состоянии депрессии. Разумеется, я не стану переубеждать тех, кто глубоко уверен в своем духовном кризисе, что мир на самом деле ярок и красочен, к тому же сама уверена в том, что бывают слишком разные типы людей и слишком разная их восприимчивость к различным жизненным коллизиям, отсюда разного рода переживания и разного рода заблуждения касательно того, что именно чувствует подавленный человек в каждой конкретной ситуации.

Данное сочинение направлено исключительно на выражение моего личного отношения к проблеме депрессии в настоящее время. Причины описание своих мыслей по данному поводу совершенно земные и материальные: моя личная жизнь под моей же интроспекцией. Так же, суммируя внутренний мир окружающих меня людей, их действия, поступки, мысли, насколько я в состоянии их понять и делать о них выводы располагают меня к выражению сути происходящего в смятённых душах.

Но все это не имело бы смысла, коль скоро я не предлагала бы определенной концепции для выхода из проблемных состояний духа. Выход есть, альтернатива есть, притом всегда, но об этом позднее.

Я искренне надеюсь, что написанное мной сможет помочь кому-либо. Право, пусть это будет хоть один человек, которого я не знаю или общение с которым мне вряд ли пришлось бы по душе, но тем не менее, если мой творческий порыв способен что-либо созидать, то пусть бы он созидал лучшее.

Возможно, многим покажется наглостью подобное изложение и меня сочтут выскочкой, не имеющей достаточно жизненного опыта для того, чтобы вообще рассуждать на эту тему, а тем более давать какие-либо практические рекомендации, ведь иной раз это проблема жизни и смерти и мой возраст не кажется внушающим доверия. Однако, уважаемые критики, склоняю Вас к тому, чтобы рассмотреть данное сочинение, как я говорила ранее, хотя бы как полёт мысли и своеобразные мемуары, которые, как мне кажется, исключая личностные особенности, имеют-таки общие черты в некоторых моментах со всеми остальными людьми и их проблемами. Я принимаю заранее замечание о том, что мне недостает образованности моих учителей, которых я глубоко уважаю, но ещё раз повторюсь: простите мне мою наглость, но так требует мой душевный порыв.

21.02.2013

 

Глава 1. Определение депрессии и её метаморфозы

1. Что такое депрессия?

2. Каковы её признаки?

***

Что такое депрессия?

С позволения, я даже не буду заглядывать в большие тома по психологии в поисках определения данного феномена. Причина тому отнюдь не лень и не непризнание авторитетов и с ним цветущая наглость моего эгоизма. На личном опыте я многократно сталкивалась с различными точками зрения, определяющими депрессию, мне ставили такой диагноз психологи и мои друзья. Я не склонна быть влекомой за чьим-то мнением, хоть бы и казалось, что я делаю выводы исходя даже не из моих умозаключений. Но, перейдём к сути.

Первое, что я могу сказать с уверенностью: любой духовное колебание есть стресс, любой стресс сопровождается повышенной активностью нейронов и в своем апогее это приводит к депрессии. Из этого я пытаюсь вывести то, что депрессия – это психоэмоциональное состоянии, которое является не состоянием истерии из-за какого-либо негативно окрашенного явления, а завершающий этап, наступающий в результате длительного воздействия на нервную систему человека сильных потрясений во всех смыслах, как позитивных, так и негативных.

Рассмотрим сказанное выше на примере из жизни человека N. Стоит изначально принять точку равновесия нервной системы. Следует заметить, что для каждого человека порог чувствительности, разумеется, свой, но от этого изменится лишь «числовое» значение графика, общий же рисунок останется тем же, поэтому я продолжу, приведя наглядную иллюстрацию моих мыслей.

 

сн

 

Б

1,5 у

рис. 1: равновесие нервной системы N

Ось ОУ представлена стрессовыми нагрузками, которые в различные отрезки времени переживает человек. ОХ – устойчивость (стабильность) нервной системы человека. Точка Б – баланс, или же сама точка равновесия, при которой достигается максимально стабильная для человека существующая пропорция нервной нагрузки и его действия его защитных механизмов. Разумеется, все цифры на подобном графике могут быть только условные, но очевидно одно: что стабильное соотношение достигается тогда и только тогда, когда запасы психологический защиты ещё имеются в резерве.

Может вполне логично возникнуть такой аргумент: если же оставить тот же уровень устойчивости человеческой психики (в нашем случае 1,5), а уменьшить уровень нагрузок, то не станет ли человек более жизнерадостным и счастливым, иными словами, почему бы не снизить уровень стресса ниже нашей условной 1, чтобы человек мог в полной мере ощущать себя психологически здоровым? Моё мнение по этому поводу: нет, снижать уровень стресса ниже рекомендуемого уровня (условно 1) не следует. Казалось бы, это приведет к послаблению гнетущих обстоятельств на психику, но так ли это?

Данный график несовершенен в том смысле, что в идеале его стоило бы создать трёхмерным. В таком случае, появилась бы возможность отображения не только объективных стрессовых нагрузок, но и субъективных. Если умозрительно представить себе подобных график, то получилась бы циклическая фигура, чем-то похожая на синусоиду, не идеальную, конечно, но отдаленно напоминающую именно её. В случае послабления объективного воздействия на психику, в результате мы бы увидели увеличение коэффициента субъективного влияния, которое едва ли не сильнее способно угнетать и безжалостно кромсать наше несчастное Эго. Таким образом, в случае сдвига точки равновесия в субъективную область, мы бы, скорее всего, пронаблюдали бы снижение коэффициента устойчивости, ввиду того, что нет более строгого палача и судьи для меня, чем я сам, выражаясь более поэтично. Однако, в мои цели не входит выяснение точных пропорциональных изменений в психике человека в переходе из области объективного влияния в субъективное, хотя, несомненно, это было бы весьма полезно для упреждения некоторых пагубных явлений стресса.

Совершенно ясно, что все нагрузки, выше допустимых нашей точкой баланса, приведут к эмоциональным потрясениям и вполне могут оформиться в до сих пор не до конца определенную нами депрессию. Что же будет, если снизить уровень пагубных эмоциональных влияний и оставить уровень оптимальной устойчивости? Опять нелишним был бы жизненный пример. А пример очень прост: человек, у которого есть вся необходимая материальная база, который имеет достаточно реализованных притязаний ощущает ничто иное, как потерю смысла жизни под стандартным лозунгом «мне больше не к чему стремится, у меня уже все есть». Вспомните любого человека из журнала Forbes и задайтесь вопросом: сколько из них на самом деле счастливы? Да, их жизнь избавлена стрессовых влияний извне: у них достаточно денег на еду, одежду и на «маленькие» радости в виде хорошего образования и т.д., но, несмотря на то, что любой человек таков, что ему всегда всего мало, наступает период, когда имеющееся теряет смысл и имеющееся существует в таких количествах, что уже сложно придумать, чего бы хотелось ещё. В таком случае наблюдается переход в субъективную область влияния и это может привести к той же самой депрессии. К этому же можно добавить и тот факт, что даже у самых успешных людей не бывает все гладко и ровно до самого конца. События «форс-мажор», так или иначе входят в жизнь каждого. Но у тех, чьи стрессы имеют объективную направленность, есть небольшое преимущество перед теми, кто в своем самоедстве субъективен. Здесь дело в механизме привыкания нервной системы к нагрузкам определенной величины, и когда происходит временное затишье в эмоциональном плане, этот самый уровень устойчивости начинает снижаться, поэтому, повторно переживаемый стресс воспринимается болезненнее, нежели первый, несмотря на то, что он в количественном выражении будет иметь равную силу с предыдущим.

Таким образом, для некоторой ясности следует ввести некую таблицу, в которой будет четко видно это разделение объективного и субъективного влияния, которое мы не смогли пронаблюдать на графике.

 

Таблица 1. Соотношение влияний на точку баланса нервной системы

  ОБЪЕКТИНОЕ ВЛИЯНИЕ СУБЪЕКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ
определение Совокупность внешний событий, впечатления от которых вызывают реакцию нервной системы в виде возбуждения. Совокупность внутриличностных переживаний, которые влияют на нервную систему в качестве регулятора поведения и психической активности.
Точка баланса Психологический «болевой порог» растет, точка баланса движется по графику пропорционально вверх. Повышается устойчивость Точка баланса перемещается ниже, «болевой порог» уменьшается. Повышается уязвимость.

 

До сих пор мы говорили исключительно об общих стрессовых влияниях на психику человека, упоминая лишь о том, что депрессия является венцом эмоциональной нестабильности. Как упоминалось ранее, не только негативные влияния могут привести к эмоциональному истощению или же перенасыщению. Любые сильные переживания имеют свойство «испытывать на прочность». Проследить это можно хотя бы исходя из физиологических показателей: одинаково как при переживании положительного, так и отрицательного в его кульминации, наблюдаются учащение сердцебиения, слезы (от радости и горя) и многое другое, повышение давления и т.д. События, имеющие силу так воздействовать, чтобы вы могли проще со мной согласиться: беременность, смерть, выигрыш в лотерею, осознание потери немаловажного предмета (естественно плюс сугубо личные интерпретации. Я склонна думать, что некоторых утеря кошелька вполне может быть малозначительным событием, в то время как порванные колготки на вечеринке – причиной истерики). Осознание этого нам помогает в том, чтобы дать действительно соответствующее явлению определение депрессии.

Депрессия – это не последствие стресса, это не запой, это не кофе с сигаретами, сидя на окне. Как мне видится, это фактически, сложившийся тип нервной системы, а вместе с этим, мировоззрения определенного типа. Необходимо четко провести границу между понятиями «мне плохо» и «я в депрессии». В защиту своего утверждения приведу свой диагноз, который мне поставил мой психолог: смеющаяся депрессия. Но поверьте! Я не чувствовала себя не больной, ни подавленной, у меня был парень и все мои проблемы не казались мне неподъёмным грузом, который словно скала впечатывает меня в землю и мешает мне жить. Это просто своеобразный способ жить среду людей и моя субъективная рефлексия над окружающим миром. Привязка депрессии (так называемой) к стрессу и психической нестабильности лишь в том, что эмоционально окрашенные события в определенном количестве ведут к формированию определенной системы видения мира и вырабатывают определенное поведение. В моем понимании депрессию проще сравнить со своеобразным социокультурным наращением, эмоционально окрашенным в свой особый оттенок и задающим определенную матрицу поведения и отношений к окружающему миру в целом и его отдельными явлениями.

Предыдущие рассуждения про субъективные и объективные стрессовые нагрузки, переживаемые человеком были направлены на то, чтобы в последствии можно было четко проследить различия между тем, что из себя являет депрессия и все то множество психозов, которые часто путают с депрессией. Вы, вполне верно, можете указать мне на следующее: множество людей заканчиваю жизнь самоубийством, спиваются, начинают принимать наркотики из-за равно объективных влияний на их нервную систему (потери материальных основ своего существования или же гнёта со стороны социума) или субъективных (когда в достаточной мере имея все необходимое, человек теряется в потоке развития и не ведает куда направить свои ищущий взор), так почему же это не пресловутое состояние депрессии? Особенно рьяно разозлит моих оппонентов в этом случае мое утверждение о том, что нет, самоубийства из неудовлетворенности не имеет значение чем – это не более чем результат неправильного воспитания, как следствие – низкой точки психического равновесия и избалованности человека. Взгляните в суть! Слабый человек не может жить в современном мире. Говоря об этом имеется в виду именно нагрузка психическая. Создается впечатление, что на ментальном уровне уже работает естественный отбор. А ведь так оно и есть! Восточные цивилизации перестали быть в своём привычном объёме традиционными, техногенная сфера забирает все больше и больше пространства применяя свои методы для достижения своих целей. Запад ориентирован не на «у-вэй», как в даосской традиции, а на бег, постоянное изменение, конкуренцию, новое, инновации. Ценен поистине не тот человек, который как ранее вплетен в систему общественных отношений, но тот, который имеет достаточно умственных ресурсов, чтобы нанести свои индивидуальный штрих, притом именно такой, какой приемлет его цивилизация. Ценен в основе своей не простой бунтарь, не покорный слуга, а тот, кто имеет возможность реформировать техносферу, потому, что именно такой человек перспективен для того меньшинства, которое на этом одном человеке заработает огромные средства. Как было бы возможно формирование такого новатора в условиях его позитивного довольства всем? Извините, мы говорили бы о послушном закону и обществу человеку древнего Китая, а никак не про современность! Любой изобретатель не может иметь положительного отношения даже к той сфере, в которой он вращается. Для новшества необходима неудовлетворенность, ибо тепля в себе конформизм и довольство не было бы смысла даже в чем-либо новом. Отсюда, современный мыслящий индивид, если он не хочет быть изгнанным на задворки цивилизации и не приемлет себя этаким маргиналом, просто обязан быть недовольным, обязан воспитывать в себе дух борца, в лучшем случае победителя. Но тут же скажем, что нет такого соревнования, в котором господствует исключительно миролюбивая волна участия. К чему же тогда все человеческие притязания? Я склонна полагать, что дух соперничества в гонке за благами цивилизации – это есть суть агрессии, которая необходимо проявляется в каждом человеке. Вот у нас получился агрессивный изобретатель с духом марафонца в основе своей. Пусть современные государства и направлены на то, чтобы количество таких людей не превышала определённой нормы, но все равно он не один же такой «умный»! На интеллектуальной арене в борьбе за блага с ним неизбежно будут стоять еще много различных агрессивных изобретателей, готовых сражаться не на жизнь, а на смерть за стабильность своего существования. Глядя голой правде в глаза, отводя взгляд от недовольных взоров политических институтов, можно уверенно говорить о том, что справедливости нет и быть, как таковой, не может. Идеология – есть суть утопия, точнее даже просто зомбирующая мелодия, под которую хорошо спать до самой смерти. Поистине великолепное изобретение! Соперничество отдельных мыслящих индивидов не имеет форму честной конкуренции, какие бы высокие идеалы их не сдерживали. Это опять же порождает агрессию, а агрессия против другого – стресс для него. Вопрос в том жить или умереть в данной теме сопоставим с тем, как человек воспринимает стресс. Для одних это палка, подброшенная в костер, от которого последний горит только ярче, для других же это палка по чьей-то голове, от чего в обморок падают. Человек, верно взращенный для подобного типа цивилизации, по умолчанию держит у себя в голове то, что его выбор по сути невелик – быть костром или разбитой голой, и, соответственно, принимает роль первого. Неадаптированные люди тоже по умолчанию получают тихонько себе по голове всю свою жизнь и от слишком сильного тумака умирают, возможно по своей инициативе. Не могу сдержать себя от сарказма похвалить самоубийц хотя бы тем, что вот он, этот решающий их поступок – первый и последний единственный и смелый в их жизни! Не так уж горестно и грустно, если называть вещи своими именами, не так ли? Скорее это сцена убогой трусости, которая вынуждена была придумать такие слова как «злой рок», «удары судьбы», «необратимость», «неизбежность» и то состояние, в котором эта маленькая серенькая трусость перед самим собой даже ознаменовала «депрессия». Довольно, господа! Не грешите Богу, если в такового верите, что есть что-то неподъемное в этой жизни! Если вы прошли через первый стресс рождения, научились ходить и говорить, что тоже сопровождалось сложностями и неудачами и выжили, то что мешает вам продолжать в том же духе? Легкости и пассивности захотелось, ну извините, это не в наше время и не на нашу планету, увы. Убивайте себя от так называемой «депрессии», и, если верите в реинкарнацию, в следующей жизни, возможно, ваше желание исполнится.

Но вернемся к теме определения депрессии и её границ. Из вышесказанного будет уместно сделать краткий вывод о том, что депрессия – это состояние умеренной агрессии и неудовольствия, которое присуще ВСЕМ людям на современном этапе без исключения. Проблема в том, что за пять столетий адаптация к новым условиям, к новым ценностям новой цивилизации так полностью и не произошла и мы повсеместно наблюдаем естественный отбор уже на психическом уровне, и, как следствие, сильные духом выживают, слабые же погибают, часто вуалируя свою смерть депрессией, которая по сути является необходимым условием для дальнейшего развития цивилизации.

В целом крайне занимательно изучать все мысли, домыслы и замыслы касательно депрессии и в ней находящихся. Один человек будет говорить о том, что у него настроения нет и он ничего не хочет, другой о том, что он все ненавидит, третий вообще будет молчать и вглядываться в узоры на обоях… Но, увольте, если это болезнь, как стремятся подчеркнуть, то отчего же такие разные симптомы? Понятное дело ОРВИ: насморк, температура, воспаление слизистой горла и кашель. Так же с другими НОРМАЛЬНЫМИ болезнями. Все везде понятно, потому что симптомы совпадают и появляется возможность соотнести все по группам заболеваний, ведь не путают же ОРВИ и гепатитом! Вы скажете, это болезнь духа – здесь все не настолько четко вписывается в сухие рамки системы. И я опять поспорю с вами: как же быть тогда с паранойей и шизофренией? Почему тогда они отличаются друг от друга и, кроме того, прекрасно уложились в рамки системы медицинского знания? Можно, конечно, разделить на 2 разных пациента мозг и душу, но в этом случае я вам сочувствую, ибо нет такого духовного порыва который, при желании, не смог бы контролировать мозг. Всегда есть выбор: сказать или не сказать, ударить или приласкать, пожалеть себя или запылать таким пламенем, что вряд ли быстро потушат. Перед человеком всегда есть минимум 2 альтернативы. Исключение составляют только 2 случая: наше появление в этот мир (и то это результат альтернативы других людей) и наш естественный уход из него (что во многом зависит от нашего образа жизни, поэтому ставит даже нашу смерть с соотношение соподчинения в некоторой мере от нас самих). То же и с депрессией, точнее с тем, что так привычно обозначать этим словом: можешь биться головой о стену, а можешь почитать книгу, можешь плакать о том, насколько ты несчастен, а можешь позвонить друзьям, организовать вечеринку или посмотреть стоящее кино. Но я соглашусь с тем, что бывают состояния, когда ничего не хочется вообще. «Вот! Вот! - воскликнете вы. – Вот она, её Величество депрессия!» Я же назову это раздуванием слона из мухи. Пример приведу таков: абсолютно счастливых и вечно энергичных людей не бывает. Таких либо к психиатру, либо к наркологу – нас это мало интересует. Давайте сравним компьютер, море и человека. Работал, работал компьютер и завис – ничего не включается и не выключается, его перезагрузили и он работает до очередного «заскока». Часто зависает слишком? Ну, тогда плохой компьютер. Море штормило, штормило, потом тучи разошлись, выглянуло солнышко и всё спокойно – до очередного шторма. И так веками. Человек работал, боролся, горел – устал. Отдохнул и опять за работу. Не хочет работать после, а только отдыхать? Ну, не лучший человек. Таким образом, ваша изысканная болезнь – результат цикличности всего рукотворного и нерукотворного, а также самого человека. Так вообще проще назвать депрессию усталостью, но в таком случае SOS! Все население планеты Земля больно! Оно устало! Ну разве не смехотворно подобное!

Обратившись к строгой дефиниции, я, содержа в уме все вышесказанное, утверждаю, что депрессия – это не болезнь, не усталость, не малодушие. Депрессия – это психоэмоциональное состояние человека, типичного для техногенной цивилизации, в котором наблюдается специфическое затухание эмоций, объективно скоординированных и высвобождение глубоко субъективных переживаний для оптимальной положительной динамики личностного развития. В состоянии депрессии индивид подводит определенный итог суммарного опыта от пережитых стрессов, как положительных, так и отрицательных, проводит оценочную деятельность прошлых событий, чем осуществляет уникальную рефлексию над объектами реальности. Состояние депрессии врожденное и служит показателем того, как человек справился с определенным жизненным периодом. Депрессия – это мировоззрение мыслящего индивида.

 

Каковы признаки депрессии?

Позвольте мне начать с небольшой связки с предыдущей структурной частью, а именно с этимологии слова депрессия. Есть вариант связывающий происхождение данного термина от латинского слова deprimo – «давить», «подавить». Таким образом, состояние описываемое классически данным словом гораздо более сопоставимо с депремированием – это всегда грустно в современном мире, да и транслитерация гораздо более точная. Я склоняю вас взглянуть на проблему под более современным углом, т.е. рассмотреть депрессию как производное от английского de – отрицательной приставки и press – давить. Синтезируя, получим нечто, что не давит, соответственно свободное от давление, антагонист угнетаемому. Однако именно такое понимание способствует развитию моего взгляда.

Из предыдущей части, депрессия вышла специфическим состоянием, в котором индивид осуществляет вольную рефлексию над окружающим миром. Данное действие сопровождается социальной отчужденностью, что может быть свидетельством реалистичного восприятия мира. В защиту этого тезиса можно многое привести в пример. Огромное количество легенд, возьмем одну из них – о Сидхартхе Гаутаме, более известном как Будда. В самых общих чертах человек задумался и 4 дня просидел под деревом, размышляя как ему избавится от страданий. По вашему – у него явно была депрессия, но он так не считал, потому что не него снизошло просветление. Это только один из примеров, но биографии великих личностей дают все основания полагать, что перед великими изобретениями или созданием шедевра многие из них уходили в себя и, образно выражаясь, сидели под деревом, после чего наступал момент, когда они как никогда были близки к осознанию своего собственного назначения и творили артефакты, достойные уважения даже спустя многие века после их смерти, пусть даже часть этих артефактов условна и не имеет материальной оболочки. Все великие гении чудаковатые и социофобы – были, есть и будут. Разве это говорит о том, что они депрессивные в стандартном смысле этого слова? Полагаю, что жизнь таких титанов, как Кант, Эйнштейн, Декарт и других не даст ни одного повода сказать, что они страдали модной сейчас болезнью депрессией. Но вели-то они себя почти по всем синдромам из списка! Однако, если рассматривать депрессию с её чудаковатостью и отчуждением как состояние перед осознанием чего-либо истинного или переходом на новую ступень бытия, то все вполне непротиворечиво сложится в единый симметричный узор.

Какие же проявления говорят о том, что депрессивное состояние (я принимаю за константу его наличие в некоторой точке равновесия нервной системе) обострилось?

Любая депрессия проявляет себя во всех сферах бытия: материальная жизнь, духовная, социальная и другие. Отсюда удобно было бы разделить состояние депрессии на три вида: субъективно и объективно ориентированная и абсолютная депрессии. Остановимся подробнее на каждой из них и определим их специфические черты.

Субъективно ориентированная депрессия обостряется при попытке анализа значения личности относительно его морали и ценностей. Подобный тип можно пронаблюдать у людей с достатком выше среднего, когда существенным вопросом становится самоопределение личности. Такая же депрессия наблюдается при переходных этапах – переходных возрастах, однако эта часто тесно переплетена с объективно направленной, о чем ниже.

Стоит постараться реконструировать процесс этого состоянии, насколько удачно это получится. Предположим, наш гражданин N в свои 45 лет пришел к тому, что всю свою жизнь он стремился к тому, чтобы иметь машину, квартиру и дачу в придачу и все это он уже имеет. У него есть хорошее образование. Его дети обеспечены и его должности многие завидуют. Ему 45 – не много, но и не мало, и проблема в том, что человек не видит дальнейших векторов к развитию. Он начинает выпивать, потому, что ему скучно, жена не довольна, происходят конфликты, семья рушится и всё ранее добытое теряет смысл. Такой сценарий вполне типичен для тысяч семей. Но нам важен внутренний мир человека в этой ситуации, так как внешние проявления очевидны. Сделаю небольшую аннотацию по поводу внешних проявлений. Как я уже говорила, результатом распущенности является неправильная или неверно усвоенная система ценностей. Идеальных людей не бывает с идеальной чистой депрессией, которая не предполагает ничего деструктивного, она есть суть переосмысление. На данном примере мы с легкостью можем увидеть пример того, как человек, повторюсь, с изначально депрессивными наклонностями проявляет свой эгоизм и трусость. Подобные истерические состояния всегда сопутствуют человеку на протяжении всей его жизни, и, в кризисные моменты его переоформления как личности, они выступают вкупе с этим самым переоформлением личности. Таким образом, в подобном случае человеку было бы логичнее, как мне кажется, посетить нарколога и увлечься этическими учениями. «Я ничего не добился, а то, чего добился – не имеет цены» - одна из самых типичных мыслей.

Возможно, кто спорит, но только имеет ли значение такое высказывание в принципе своём? Продай все, а деньги раздай бедным – легче станет? Нет, ну так чего жалуешься?

По сути, если человек чего-то добивается, то это определенные вехи его развития, которые сопровождались микродепрессиями каждая. Каждое достижение словно забрасывает нас на ступеньку выше, и бывают такие ступеньки, с которых мы уже не можем повернуть назад. Школа, университет, работа – это все наши шаги, которые делали мы. Вы можете сказать, и правильно подметите, что некоторые совершают что-либо в угоду своим родителям или под контролем их твёрдой руки. Да, это имеет место быть, но если родители заставили вас поступить на ту специальность, которая вам не нравится, то учиться они за вас не могут. Могут, конечно, платить, чтобы вы сдавали экзамены и вас не вышвырнули из заведения. Что ж, в плане методики воспитания и свободы слова и выбора – это зверство средневековое, но с другой стороны – это просто прекрасно, что ваша жизнь сложилась именно так! Теперь рассудите – вы хотите быть музыкантом, а вас отправляют на банкира. Отучитесь на банкира, зарабатывайте неплохие деньги и наймите себе лучшего учителя по скрипке на дом! Позанимайтесь год, другой и бегом воплощать свои мечты, но с учетом того, что если вдруг на горизонте замаячит более талантливый и вдохновленный скрипач, нежели вы, вам будет куда и к чему вернуться, и вы не останетесь на холодной улице с сумой у метро и остатками своих надежд. Нужно отдавать должное цивилизации, об этом говорилось ранее, поэтому, даже мечтая необходимо обдумывать ВСЕ «за» и «против». Человек, у которого всегда есть план «Б» будет гораздо более устойчив и рассудителен, нежели пылкий юнец бросающийся во все тяжкие, стоит только зардеться крупице надежды. Таким образом, выиграл по жизни тот, у кого были тираны-родители, которые, хотя и не привили навыков принятия самостоятельных ответственных решений, но послужили гарантом того, что в случае ошибки, будут пути для отхода у их милого чада. У иных такого нет, и даже располагая четкой и более верной системой ценностей, безжалостный эгоизм цивилизации скорее сломает свободный дух и в итоге мы увидим ни что иное, как торжество пороков. Даже само чувство депрессивного, скептического, творческого затрётся проглатываемым C5H5OH. В алкоголике не остается ничего духовного, можете быть уверены. Иные разы я наблюдала за тем, что делает и как ведет себя пусть крайне одаренный интеллектуально, но алкоголик. Иная тема может поднять какие-то смутные эмоции в душе его, но в остальном все сводится к пьяному бреду и мыслью о следующей рюмке. Крайне мерзкое зрелище, кто видел подобное, думаю, со мной согласится.

Из любой негативной ситуации можно извлечь позитивное. Главное помнить, что все достигнутое ранее, пусть оно постыло и чуждо сейчас, но оно может стать горячо любимым в тот момент, когда ты будешь искать пристанище после крупного разочарования в своих идеалах, точнее, в их относительности касательно исполнения в реальном мире. Нужно уметь отдавать должное всему, что тебя окружает, и никогда не рассматривать это как какой-то барьер или язву. Ну ладно, барьер, но заберись на него и прыгни выше! Но если приземляться уже мимо таких барьеров, то стрессовая нагрузка просто раздавит нервную систему резко увеличившимся коэффициентом, ввиду гнёта уже воспоминаний при послабленной устойчивости. Как видите, это не депрессия – это уже крах. Депрессия была, когда человек, имея все засомневался в истинности и правильности устройства бытия вокруг него. Верным шагом было сделать паузу, расставить приоритеты, предположить дальнейший путь развития, пока и он не изживет себя и не обострит депрессивность. Замкнутый круг, иными славами цикличность бытия. Но при этом, как говорится «memento mori».

«Я - никто». Чистой души эгоизм. Тоже порок, между прочим. Человек, о прекрасный, если тебе перестали говорить о том, насколько ты хорошо, значит сюжет твоей жизни пришел к тому моменту, где тебе нужно сменить профиль, добавить новизны в своё «Я». Окружающие устают говорить одно и то же за одни и те же действия. Человек сам по себе таков, что стремится к новым знаниям, к новому познанию. С фразой подобной «я - никто» мы наблюдаем уязвление эгоизма, что должно активизировать депрессию для освобождения от догм собственного сознания, для оценки имеющихся в тебе ресурсов и для выработки нового направления. В этой фразе есть своя опасность и прелесть одновременно. Прекрасно то, что человек все-таки осознал своё несовершенство. Чудовищно то, что касается часто наиболее реализуемого сценария: не эгоизм работает на депрессию, а депрессия на эгоизм. Тогда мы говорим про такого человека, что он себялюбец и нарцисс. Да хоть гладиолус, право, мне такой совсем не интересен оттого, что он как пустая коробка – открыл замок и все, предмет коробки тобой изучен вдоль и поперек. Нарцисс не имеет главного человеческого достоинства – развития и познания. Такой человек не подвержен изменению. Но, как говорилось ранее, такие люди намного лучше, чем любые иные умеют менять других, и, что странно, заставлять других меняться по всем направлениям, быть готовым сломать всю свою крепость до фундамента, и, что интереснее всего, долго не засиживаться в интроспекции и более решительно выбирать пути развития и созидания. Это происходит не оттого, что они вот такие вот гуру, а оттого, что им тягостно, когда рядом с ними, человек, склонный к глубоким рассуждениям, они этого противятся, но так чертовски милы в своей легкости и бестолковости, что право, с ними хочется быть долго. Жить с такими людьми совсем не сахар – с ними перемены в тебе должны происходить гораздо быстрее, чем в нормальном состоянии требует твоё естество. Это, в свою очередь, чревато ещё более объёмной депрессией, т.к. слишком много каналов развития было задействовано за сравнительно короткий срок, гораздо больше энергии и сил ушло на построение несвоевременных метаморфоз. Слишком многое потом приходится переосмысливать, и, упаси небесная канцелярия, прийти к выводу, что все, что было можно испробовать - испробовано. Не стоит вестись за этой иллюзией! Пауза, поразмыслили сами себе и вперед на баррикады! Одно и то же с разными людьми всегда по-разному, это я про много чего.

Теперь же перейдём к объективной депрессии, т.е. к такой, когда человека не устраивает не он сам, а его окружающий мир. В новом свете проблемы, это будет правильнее звучать так: человек вникает в несовершенство существующего мира и задаётся вопросом его устройства, переустройства и значения. Наиболее типичное выражение, характерное, для одержимого подобного рода депрессией – «мир убог». Да! Вы чертовски правы! Но, как я склонна думать, убог именно социум, а мир природы, например, великолепен в своём основании и проявлениях! Тысячелетиями люди пытаются постичь тайны такого мира, из-за его огромной мощи воздействия создаются прекрасные пейзажи и т.д. Душевные муки по поводу несовершенства мира чаще всего могут возникать из-за осознания подобного диссонанса или же ввиду воздействия на индивида особо сильных негативных стрессовых нагрузок извне. Сложность в том, что затрагиваемые пороки, которые пробуждаются вместе с депрессией такого типа, весьма многочисленны и включают весь комплекс личностного негатива субъективного вектора. Приведу пример следующий: отовсюду гонимый гений, который четко осознает границы своего потенциала приходит к тому, что мир ужасен и несправедлив и все его порывы будут обрываться там, где находятся скалы безразличия сильных мира сего. Да, такая ситуация весьма неприятна как для личности, так и для мира культуры в целом, но важно четко осознавать, что титан построенный на костях, т.е. наше теперешнее мироустройство никуда не денется, опять же. Ни одна революция не способна изменить все в корне в этом вопросе. Почему? Очень просто: СМИ, идеология, привычка, страх и огромное количество живых зомби с пустыми глазами. Механичность толпы вырабатывалась из поколения в поколения, чтобы появилась-таки эта перманентная покорность течению и весьма сложно сломать внушенные годами и поколениями стереотипы, но, даже достигнув этого в одном человеке, в толпе он опять становится зомби. На это в народе могут сказать «своих мозгов не вставишь», и правильно скажут! Невозможно тащить за собой чей-то образ жизни, это очень утомительно и рано или поздно такой «извозчик» сам потеряет смысл и желание что-либо делать и придет к тому, что против системы идти бесполезно, и все его идеи засохнут в серой массе.

Такая депрессия наиболее масштабная и социальная, нежели субъективная. Её основы уходят в мир эстетического, когда человек отдает должное прекрасному и выражает своё отношение к безобразному. Особенность в том, что комплекс затрагиваемых переживаний значительно шире, о чем я упомянула выше. Начиная с критического отношения к миру вокруг человека, он так или иначе сведет все к вопросу о себе, о своем месте в подобном мире. Более сознательные люди приходят к осознанию и своего несовершенства, что, несомненно, вызовет либо всплеск творческой активности на пути к достижению идеала, или же всплеск гордыни и себялюбия. С первыми дело обстоит позитивнее – скорее всего они адаптируются, потому, что подняться с колен и бежать до следующего падения способен далеко не каждый. Другие же не стоят рассмотрения. Объясню это тем, что вхождения в поток пороков действует подобно героину – вызывает сильную зависимость и почти неизлечимо. А вы попробуйте доказать тому, кто возомнил, что он лучше всех, которые являются для него лишь прахом подножным, что он равен с другими людьми в правах и что ничего в нем нет настолько особенного! Нервы испортите, горло сорвете, если ваш характер и воспитание позволяют вам крикнуть, а толку-то ноль! Или этот гордец окажется хитрее, чем деревянная болванка и согласится с вами, а сам будет гнуть свою линию. КПД низок, как вы опять понимаете. Поэтому оставим этих людей наедине с их чудными мыслями об их богоизбранности.

При проявлении подобного рода депрессии лечением может быть культивирование умеренного эгоизма. Можно постараться втолковать кому-либо и себе мысль о том, что что бы ты не делал, каков бы ни был этот мир, актуален по сути, вопрос твоей жизни и твоего ощущения от проживания её. Это твои эмоции, это твоё переживание, но у другого человека отношение к этим реалиям вполне может быть иным. То, что черное для тебя – белое для кого-то. Поэтому, по сути, задача стоит не в том, чтобы изменить весь мир так, как нравится тебе – это чудовищный эгоизм. Твоя задача – создать свой микросоциум, который будет тебя устраивать. А если же проблема в недовольстве микросоциумом, то проблема уже в тебе, потому, что эти обстоятельства создаешь ты. Ведь можно отказаться от общения с людьми, которые тебе не нравятся, можно найти способ переехать, сменить работу, найти новое хобби, и где вероятность, что твой мир останется черным? Правильнее сказать, что он с необходимостью станет таким и будет становиться вновь и вновь, пока не замрет твое сердце. Можно расценить такую жизнь как вечное страдание, но можно как игру, где ход делает противник, а ход ты сам. «У меня нет сил идти дальше». Так иди не по исхоженной дорожке, иди через лес, взбирайся на горы, сдирая руки до крови. Люди, которые достигали вершин самых высоких горных пиков не оставались же там жить! Цель достигнута и нужно спуститься, побродить по земле и найти новую цель! Для чего же жить?! Чтобы достигнув чего-то хорошего, нужно было от этого отказываться и бросать? Нет, жить стоит из-за того уровня эндорфина, который будет в твоей крови, когда ты будешь недолго стоять на своей вершине. Невозможно испытывать эйфорию от однажды достигнутого всю жизнь. С необходимостью нам нужно переключаться. Жизнь – это познание. И каждый по сути своей должен быть житейским ученым во всех сферах, расставленых цивилизацией вопросами и проблемами, тем, что мы называем язвами. Ну пусть ты усвоишь какую-либо жизненную метафорически «Теорему Пифагора», ну решишь ты задачку по этой теме, порадуешься верному результату, запишешь в свои достижения. Но та радость от осознания чего-либо со второй, а тем более с третье и далее однотипными задачками не принесет удовлетворения. Выход здесь один: как робот решать однотипные «задачки» или каждый раз учиться чему-то большему, новому и интересному, поистине грандиозному! Поверь, таких загадочных областей нашей жизни для познания легко хватит каждому до конца его жизни, притом в таком количестве, что скучать и грустить не придется. В жизни, очевидно, работает тот же принцип стремления к познанию, свойственный каждому человеку или таковым себя мнящему. И рассмотрев абстрактно процесс приобретения нами знания в процессе нашей жизни, легко понять, как следует себя вести и в какую сторону идти дальше.

 

Вывод

Вследствие различных моделей управления и векторов развития общества создавались социальные стереотипы людей, включающихся в общественные связи с рождения и до смерти. Человек, несмотря на динамику своего познания и стремления к нему в определенной мере нуждается в некоторой стабильности, которая в нужной мере обеспечила бы ему понимание явлений окружающего мира и самого себя.

В ходе социализации человек непременно сталкивается с конфликтами, которые порождают в нем сильные эмоции положительного и отрицательного характера. Негативные эмоции задействуют многие стороны человеческого характера и могут привести к так называемой депрессии. Однако, если присмотреться к механизмам «вхождения» в депрессию как субъективно, так и объективно спровоцированной, то заметно, что психология сейчас обладает не совсем верным определением понятия. Это не является болезнью. Данное рассуждение имело целью доказать, что словом депрессия мы зачастую называем совершенно разные чувствоизъявления личности, поэтому одного термина определенно недостаточно для характеристики сложных психических явлений, природа и свойства которых также различна.

 

Данное сочинение является полностью авторским, навеянное минутным вдохновением, потому сложно указать список литературы. Вернее всего сказать, что список литературы здесь – это совокупность всего, ранее мною прочитанного.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.