Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РАЗДЕЛ 4. СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ



Национальная инновационная система представляет собой систему обмена технологиями, знаниями и информацией между людьми, предприятиями, институтами; обмена, который является неотъемлемым условием развития инновационных процессов в стране. Участники инновационного процесса, взаимодействуя, превращают идею в технологию, процесс, товар или услугу и выводят ее на рынок. Согласно современной теории инновационных систем, инновации и технологическое развитие страны являются результатом комплекса отношений между участниками сложной системы, которая включает в себя предприятия (национальные компании), университеты, лаборатории, научно-исследовательские институты, государственные структуры.

К участникам инновационного процесса относятся, прежде всего, частные предприятия (национальные компании), университеты, лаборатории, научно-исследовательские институты, а также люди, работающие в этих организациях. Взаимодействие участников может выливаться в совместные исследования, обмен информацией и работниками, кросс-патентование, коллективную закупку оборудования и другие виды совместной деятельности.

Для определения национальной инновационной системы необходимо, прежде всего, определить источники инноваций. Инновации можно отнести к двум основным типам:

1. Импорт существующих технологий и знаний из-за рубежа, их адаптация к местным условиям и использование с учетом особенностей национальной экономики;

2. Создание знаний и технологий, новых не только для национальной системы, но и на глобальном уровне.

В свою очередь первый тип инноваций имеет в качестве источников:

- импорт капитала, товаров, услуг и технологий;

- создание продуктов и услуг на территории страны иностранными инвесторами в филиалах и дочерних предприятиях ТНК;

- копирование или обратный инжиниринг импортированных товаров и услуг;

- технологические разработки национальных и зарубежных компаний, не все из которых основаны на официальных НИОКР

В соответствии с преобладающим типом инноваций государство строит свою инновационную стратегию. Страны с большой «критической массой» НИОКР или приближающиеся к ним своей стратегической целью имеют сохранение высокого уровня инновационного развития. Для этого необходимо поддерживать высокий уровень инвестиций в инновации, повышать эффективность системы лицензирования, развивать взаимодействие между предпринимателями, национальными компаниями, университетами, научно-исследовательскими институтами, лабораториями. Задача государства при такой стратегии - стимулирование участия частного сектора в проведении и финансировании НИОКР и сосредоточение усилий на коммерчески эффективных исследованиях и исследованиях, имеющих стратегическое значение для экономики и обеспечивающих оборонную и экономическую безопасность страны, а также развитие научных «инкубаторов», технологических парков и инновационных кластеров.

Информационная составляющая в научном комплексе играет особую роль. Высокий динамизм развертывающихся с начала 80-х годов в обществе процессов, обусловленных зрелой стадией научно-технической революции и наступлением эпохи информационно-коммуникационной революции, определяет более высокие требования к качеству и темпам обновления научных знаний. Человеческая цивилизация вступает в такую стадию своего существования, которую можно назвать информационной стадией развития.

В основу нового научного знания, адекватно выражающего современные особенности общественного развития, должен быть положен информационный принцип. Главной общенаучной категорией, выполняющей функцию базисного понятия в ведущих отраслях современного научного знания, становится информация. Подтверждением этого служит формирование таких принципиально новых представлений и понятий современной научной мысли, как информационное общество, информационные технологии, информационные потребности и ресурсы, информационные услуги и продукты, информационная экономика, информатизация, охватившая практически все отрасли и сферы жизни общества .

Наиболее важной проблемой информации в сфере науки является широкое использование принципа обратной связи между потребителями информации и элементами системы, осуществляющей ее выдачу (изучение информационных потребностей), объединение функций научно-технической информации и планового регулирования. При этом органы информации не просто констатируют и передают ее, часто без конкретного адреса, а изучают новые идеи и решения, предварительно анализируют и выбирают направления развития, составляют программу действий, анализируют состояние связанных с этой программой элементов производства, подготавливают предложения о заданиях соответствующим службам.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что национальный научный потенциал это показатель научно-технического развития страны, описывающий людские ресурсы, основные фонды, систему финансирования и результаты деятельности научной системы.

Примером высокоэффективной научно-технической политики могут служить меры принятые правительством Японии для восстановления экономики после второй мировой войны.

Развитие науки и техники своими силами требовало колоссальных затрат и, главное, многих лет, что грозило серьезным экономическим отставанием. За 30 лет, с 1949 г. Япония приобрела, в общей сложности 34 тыс. лицензий и патентов у западных коллег, которые были творчески доработаны японцами и, что самое главное, быстро внедрены в производство.

В результате создание научно-технического потенциала обошлось Японии всего в 78 млрд. долларов, причем ученые уложились в кратчайшие сроки. Эффективность такой стратегии оценивается от 400% - в целом, до 1800% - в отдельных отраслях.

На сегодняшний день, наука Японии занимает передовые позиции в области новых технологий. Учтя опыт прошлого, страна использует большинство своих разработок для улучшения качества жизни людей и защиты окружающей среды. Создаются и совершенствуются новые, экологически чистые двигатели для автомобилей, роботы и эффективные медикаменты, облегчающие жизнь недееспособных граждан, экономятся и повторно используются энергоносители и ценные металлы.

Необходимость государственного регулирования науки связана с особенностями научного «производства» и его продукции. В их числе - непредсказуемость экономических результатов научных исследований, сложность получения прибыли даже от коммерчески эффективных проектов при существующих системах защиты авторских прав. Главное же рынок не способен обеспечить адекватное вложение ресурсов в науку - так называемый «провал рынка». Главная задача государства в такой ситуации - разработка и реализация мер для компенсации «рыночного провала», уменьшения риска, связанного с проведением научных исследований и другими фактами инновационного процесса.

На практике реализуются три основные схемы преодоления отмеченной «слабости» рыночного механизма:

- Прямое участие государства в производстве знаний путем организации крупных лабораторий, находящихся на бюджетном финансировании и бесплатно предоставляющих полученные результаты широкому кругу потенциальных пользователей. Обычно такие лаборатории заняты решением проблем обороны, энергетики, здравоохранения, сельского хозяйства. Разновидностью данной формы участия можно считать финансирование государством исследований в лабораториях или научных центрах частного сектора в случае выполнения ими государственного заказа (как правило, на производство систем вооружений или космической техники).

- Предоставление безвозмездных субсидий на проведение фундаментальных научных исследований ученым, находящимся вне государственных лабораторий (в основном в университетах). Условием получения субсидий является полная отчетность о ходе исследований, открытая публикация полученных результатов, т.е. отказ от особых прав на полученное знание.

- Предоставление налоговых льгот или субсидий частному бизнесу, вкладывающему средства в научные разработки.

Доля затрат на науку в общей сумме бюджетных расходов в последние 20 лет довольно стабильна: 6-7% в США, 4-5% во Франции, Германии, Великобритании, Италии, 3-3,5% в Японии .

Основными получателями бюджетных средств могут быть не только государственные лаборатории или университеты, что характерно для Японии, Германии, Канады, но и компании частного сектора, как это имеет место в США.

Взаимодействие частного и государственного секторов, перелив средств из бюджета в корпорации обеспечены рядом организационных механизмов, в разработке и реализации которых участвуют законодательная и исполнительная ветви власти, аппараты министерств, агентств и специальных ведомств. Основной инструмент размещения госзаказа на научно-исследовательские работы, являющиеся обычно составной частью федеральных программ - контракты и проекты. Оба эти инструмента в США, например, являются частью федеральной контрактной системы.

Федеральная контрактная система выполняет функцию главного инструмента организации и управления государственным рынком товаров и услуг, регулируя хозяйственную деятельность более 22 тыс. различных органов государства или его представителей, выступающих заказчиками этих товаров и услуг. Именно через этот экономико-хозяйственный, предельно конкурентный механизм американское государство оказывает решающее воздействие на регулирование экономики, ускорение темпов НТП и обновление основных средств корпораций - государственных подрядчиков, на государственную поддержку НИОКР и подготовку кадров, формирование равномерной «географии» промышленного, военно-технического и научно-технического потенциала и проведения единой патентно-лицензионной политики государства.

Повышение эффективности использования бюджетных средств идет по разным направлениям. Одним из них, популярным во многих развитых странах, является перераспределение научного бюджета в пользу мелких инновационных компаний. Исторически сложившаяся концентрация бюджетных средств в ограниченном круге крупных корпораций рассматривается как фактор торможения НТП.

Налоговое стимулирование как вид государственной поддержки науки используется относительно недавно. Повышение удельного веса льгот, обеспечивающих благоприятный инновационный климат, является общей тенденцией. Главное преимущество налоговой поддержки состоит в том, что льготы предоставляются не авансом, а в качестве поощрения за реальную инновацию.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.