Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ-СПУТНИКОВ Г. МИНСКА

Задание 3.

1. Сегодня в Минске проживает 19,3% всего населения республики, в том числе 26% городского. При этом численность городского населения в Минской области за последние годы уменьшилась на 2,8%. Одновременно с этим в столице существенно возросло число нуждающихся в улучшении жилищных условий. Несмотря на ежегодное увеличение обеспеченности населения жильем в расчете на одного жителя, в Минске этот показатель остается самым низким по республике. В этой связи крайне необходимо эффективное планирование оптимального роста численности населения. Строительство городов-спутников может способствовать решению проблемы сбалансированного расселения населения в Минске и Минском районе. Как показывает проведенный анализ, большую или меньшую степень заинтересованности жителей столицы в приобретении (строительстве) жилья в городах-спутниках проявляет около половины опрошенных минчан. Таким образом, можно сделать вывод о наличии серьезного потенциала для развития населенных пунктов пригородной зоны Минска.

2. Определение социальных групп, которые в наибольшей степени заинтересованы в приобретении жилья в городах-спутниках не выявляло прямой зависимости между продолжительностью нахождения на очереди нуждающихся и готовностью переезда в пригородную зону. Несколько большую заинтересованность к возможному переезду проявляют те минчане, которые стоят в очереди 10 и более лет. Однако, на наш взгляд, этот факт в большей степени связан с иными социально-демографическими характеристиками данной группы респондентов (возраст, отсутствие несовершеннолетних детей, более низкий уровень доходов).

3. Выявлена четкая зависимость между заинтересованностью в приобретении жилья в городах-спутниках и длительностью проживания в столице. Значительно более высокую готовность к переезду в пригородную зону Минска проявляют те респонденты, которые проживают в столице менее 5 лет. Так, рассматривают этот вариант решения своей жилищной проблемы 29,5% респондентов из названной группы и только 15,1% коренных минчан. В группе респондентов, проживающих в Минске от 5 до 10 лет, этот показатель составляет 22,8%, а в группе минчан, проживающих в столице более 10 лет – 14,9%..

4. Проведенный анализ также показывает, что большую готовность к переезду проявляют одинокие граждане и те, чья семья состоит из двух человек. Ни при каких обстоятельствах не готовы переехать в город-спутник только 12,6% одиноких респондентов, 21,0% опрошенных с составом семьи два человека и существенно большее число участников исследования, чей состав семьи включает три или четыре человека (30,1% и 28,8% соответственно). Этот вывод подтверждается и тем фактом, что, по данным исследования, семьи с несовершеннолетними детьми проявляют меньшую заинтересованность в переезде, чем семьи без таких детей.

5. Анализ эмпирической социологической информации, полученной в ходе проведенного исследования, убедительно свидетельствует о наличии зависимости между финансовым положением респондентов и их заинтересованностью в приобретении недвижимости в городе-спутнике. Чем хуже респонденты оценивают свое материальное положение, тем в большей степени они готовы к переезду в надежде на то, что жилье в пригородах Минска обойдется им несколько дешевле. Так, ни при каких обстоятельствах не готовы к переезду 62,6% тех респондентов, которые полностью довольны своим материальным положением или оценивающих его как «выше среднего» (против 46,3% тех участников исследования, кто оценивает свое материальное положение как «среднее» или «ниже среднего»).

6. Выявление потребительских и ценовых условий, на которых, граждане готовы приобретать жилье в городах-спутниках, показало, что более 50% участников опроса может привлечь существенно более низкая, по сравнению со столицей, цена недвижимости (не более 50-60% от минских цен). Кроме того актуальным фактором являются льготные условия кредитования. Перспективным направлением жилищного строительства в городах-спутниках, по оценкам респондентов, является строительство индивидуальных домов, также привлекательными являются высокие потребительские качества возводимой многоквартирной жилой застройки (кирпичные дома, возможность перепланирования, хорошие коммуникации и сервис и т.п.).

7. Одна из целей развития городов-спутников − поднять их социально-экономический статус. Однако, чтобы привлечь в города-спутники социально активные категории населения в них должны быть созданы условия жизни, приближенные к столичным. Вместе с тем, «столичные условия» может обеспечить только серьезная инфраструктура − магазины, больницы, поликлиники, школы, рестораны и кафе, транспорт. О необходимости ее развития говорят и участники опроса. Неразвитость социальной инфраструктуры в городах-спутниках вызывает опасения у 31,6% опрошенных, более низкое, по сравнению со столицей качество жизни беспокоит одну пятую часть респондентов (21,3%). Минчан пугает, что термин «города-спутники» станет всего лишь новым названием для дальних районов Минска, спальных или производственных.

8. Программой развития городов-спутников предусмотрено, что между всеми населенными пунктами необходимо модернизировать дорожную инфраструктуру, чтобы расширить возможности и комфорт трудовой миграции. Такая необходимость полностью подтверждается данными проведенного исследования. Неразвитость транспортной инфраструктуры в пригородной зоне занимает первое место в числе факторов, вызывающих наибольшие опасения минчан, в случае приобретения недвижимости в городе-спутнике. Почти половина опрошенных ставит условием своего потенциального переезда в пригород возможность в максимально короткое время добираться до Минска. Причем для участников опроса актуальна доступность практически всех видов транспорта – и возможность добраться до столицы на собственном автомобиле, и наличие новейших видов транспорта (городской электрички, скоростного трамвая), и хорошее сообщение маршрутных транспортных средств.

9. Переселение из Минска в города-спутники, а также вынос предприятий сопряжены с вопросами трудоустройства. В связи с выносом предприятий будет необходима трудовая миграция. Планами развития городов-спутников предусмотрено, что приток трудовых ресурсов будет стимулировать создание там новых предприятий. Поэтому первичный уровень занятости будет обеспечен. Это немаловажное обстоятельство, поскольку, как показывают данные проведенного исследования, возможные проблемы трудоустройства на новом месте жительства беспокоят около трети респондентов (30,3%). Высказывают готовность работать в городе-спутнике в случае переезда порядка 50% опрошенных.

Вместе с тем, для респондентов крайне важным является фактор оплаты труда. Только 10,4% готовы работать поближе к месту жительства, несмотря на возможную потерю в зарплате. Половина участников исследования говорят о том, что пойдут работать в городе-спутнике, только в том случае, если зарплата будет существенно выше, чем в столице. Около одной пятой опрошенных заявили, что будут продолжать ездить на работу в Минск в любом случае. В связи с этим, для полноценного развития столичного региона требуется создание в городах-спутниках таких рабочих мест, которые обеспечат людям достойный уровень оплаты труда.

10. Делая общий вывод, следует отметить, что, несмотря на выявление некоторых зависимостей, отсутствуют четкие маркеры, по которым можно однозначно определить целевые социально-демографические группы минчан, готовых к переселению в города-спутники. При проведении исследования выявлено много субъективных факторов. Не случайно при ответах на предлагаемые вопросы, подавляющее большинство опрошенных указывают, что «все будет зависеть от конкретных условий». Здесь следует указать на слабую информированность минчан об условиях приобретения недвижимости в городах-спутниках и о перспективах их развития в целом.

Кроме того, очевидно, что учесть абсолютно все интересы столичных жителей не представляется возможным. Есть и такие категории граждан, для которых жизнь в центре − мечта и радость всей жизни. Вряд ли города-спутники будут представлять для них интерес. Вместе с тем, как показывает проведенное исследование, спрос на жилье в городах-спутниках будет. Однако следует подчеркнуть, что решение жилищной проблемы минчан является далеко не единственным фактором успешного развития городов-спутников. Привлекательными факторами могут стать высокие потребительские качества возводимого жилья, его относительно небольшая стоимость, социальный престиж населенного пункта. В связи с этим, недопустимо превращение городов-спутников в спальные или производственные пригороды Минска. При планировании и строительстве жилья решаться должны одновременно проблемы обеспечения жилплощадью, рабочими местами, объектами культуры и быта будущих переселенцев.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.