- творческая работа (эссе, мини-соцопрос, видеоролик, фотоальбом, интервью, дайджест СМИ) по темам блока 2.
Перечень тем самостоятельной работы студентов по подготовке к лекционным и практическим занятиям соответствует тематическому плану рабочей программы дисциплины.
Требования к оформлению СРС
Работа должна быть написана по определенному плану, на основе рабочей программы курса и изучения рекомендованной по избранной теме литературы. Работа должна содержать: 1) введение с обоснованием цели и актуальности, 2) развернутые ответы на вопросы плана, которые излагаются в свободной форме, с приведением цитат из источников, с указанием ссылок на использованные издания, 3) заключение, 4) список источников и литературы. Каждый раздел работы следует завершать выводами, в заключении должен быть сделан общий вывод по теме в целом.
Работа должна быть написана грамотно (в рукописном варианте – четко и разборчиво), с выделением абзацев и нумерацией страниц, общим объемом не менее 10 страниц.
Поля: л – 3 см, п – 1,5см , в, н – 2 см
Межстрочный интервал – 1,5 строки
Шрифт - Times New Roman
Кегль – 14
Абзацный отступ – 1,25
Выравнивание – по ширине, заголовки – по центру
На титульном листе указываются фамилия и инициалы студента, специальность и группа, тема реферата. Затем следует оглавление или план, в конце по алфавиту, с полным библиографическим описанием приводится список использованных источников и литературы.
Правила оформления ссылок и списка источников и литературы
Ссылки – внутритекстовые в квадратных скобках, с указанием порядкового номера из списка и через точку страницы. Например: [1. С. 15]. Если ссылка находится в конце предложения, точка (многоточие, иной знак окончания предложения) ставится после ссылки.
При использовании интернет-ссылок они также в полном виде вносятся в список, но с обязательным указанием даты обращения.
Иллюстрации подписываются, источник их извлечения указывается после подписи в квадратных скобках, а в общем списке по тем же правилам.
Список источников и литературыприводится после заключения, данные об источниках и литературе приводятся по алфавиту независимо от жанра. Описание каждого издания следующее: Фамилия, И.О. автора (авторов), полное название, место издания, издательство, год издания, количество страниц. Названия труда и издательства приводятся без кавычек.
Примеры библиографического описания (обратить внимание на расстановку знаков препинания!):
Книги, монографии, брошюры:
Аманжолова Д.А. Форматирование советскости. Национальные меньшинства в этнополитическом ландшафте СССР. 1920-1930-е гг. М.: Собрание, 2010. 248 с.
Статьи в газетах и журналах:
Шмелева Е. Московский Вавилон // Новые известия. 2006. 6 мая.
Магидович А.С. Досуг московских студентов (конец XIX – начало ХХ вв.) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. № 3. С. 53-62.
Интернет-ресурсы:
Кузьмин М.Н., Артеменко О.И. Государственные и родные языки в системе образования: проблемы, перспективы // http://valerytishkov.ru/cntnt/main_left/aktualnyj_1/aktualnyj_2.html (дата обращения: 10.09.2009).
Внимание! Имя файла с отправляемым заданием должно включать фамилию студента и номер группы (например: Иванова М1-1).
Тема эл. письма: СРС-1, СРС-2
Критерии оценки по содержанию и качеству СРС-1:
1) объем - не менее 10 стр. машинописного текста (кегль 14, шрифт Times New Roman, интервал 1,5) - 0,5 балла;
2) наличие титульного листа установленного образца, плана, списка источников и литературы установленного образца - 1 балл;
3) наличие правильно оформленных ссылок на использованные источники и литературу – 2,5 балла;
4) самостоятельность и полнота раскрытия пунктов темы – 5 баллов;
5) выводы по теме - 1 балл.
Критерии оценки по содержанию и качеству СРС-2:
1) объем - не менее 10 стр. машинописного текста (кегль 14, шрифт Times New Roman, интервал 1,5) - 0,5 балла;
2) наличие титульного листа установленного образца, плана, списка источников и литературы установленного образца - 1 балл;
3) наличие правильно оформленных ссылок на использованные источники и литературу – 2,5 балла;
4) полнота раскрытия пунктов темы – 5 баллов;
5) самостоятельность и творческий подход – 9 баллов;
6) выводы по теме - 2 балла.
Содержание заданий (тематика)
На самостоятельное изучение выносятся следующие вопросы по темам:
Блок 1.Теоретические и историко-культурные основы формирования поликультурного богатства России.
Темы:
1. Полиэтничность как фактор исторического развития России.
2. Этнокультурное богатство России – сущность, примеры и значение в истории и современности.
3. Вклад народов России в победу 1812 года.
4. Этнический состав населения Древнерусского государства (формирование, сотрудничество, культура).
5. Этнический состав населения Московской Руси (формирование, сотрудничество, культура).
6. Этнический состав населения России в XVIII веке (формирование, сотрудничество, культура).
7. Этнический состав населения России в XIX веке (формирование, сотрудничество, культура).
8. Этнический состав населения России в XX веке (формирование, сотрудничество, культура).
9. Этнический состав населения России в начале XXI века (формирование, сотрудничество, культура).
10. Веротерпимость в политике Российского государства (на примере отдельных исторических периодов).
11. Сравнительный анализ сказок народов России (на примере двух - трех народов).
12. Традиционная культура народов России (на примере любого из народов).
13. Вклад народов СССР в победу над фашизмом.
14. Этнополитика Российской империи в XIX веке.
15. Этнополитика сталинского режима: сущность и последствия.
16. Вхождение народов Евразии в состав Российского государства: события, факты, значение (на примере отдельного народа).
17. Казачество – отдельный народ, русский субэтнос или сообщество этнических групп и общностей?
18. Участие народов России в крестьянских войнах XVII-XVIII вв.
19. Русские и россияне – как вы это понимаете?
20. Миграции в истории народов России.
21. Экономическое взаимодействие республик и народов в составе СССР (1922-1991 гг.).
22. Экономическое взаимодействие республик и народов в составе РФ.
23. Сравнительный анализ поговорок и пословиц народов России о труде и гостеприимстве (на примере двух народов).
24. Рукотворные сокровища России – на примере народных художественных промыслов любого народа.
25. Сравнительный анализ этнической музыкальной культуры (на примере двух народов).
26. Сказки, песни, легенды и предания народов России о Родине, знании и науке (сравнительный анализ на примере двух - трех народов).
27. Культура гостеприимства народов России (сравнительный анализ на примере двух - трех народов).
28. Этнокультурные аспекты современного российского искусства ( на примере 1-2 жанров).
29. Духовная культура народов России (на примере любого народа).
30. Этнокультурная мозаика в истории моей семьи.
31. Веротерпимость в истории народов России: опыт и уроки.
32. Межэтническое согласие и взаимодействие народов России: факты и уроки – на примере любого региона и любого периода истории и современности.
33. Российские ученые об истории и культуре народов России.
Блок 2.Россия и ее народы.
Темы:
1. Этнос и нация – общее и различное в подходах к интерпретации.
2. Политизация этничности в истории России.
3. Национализм и национальное государство: за и против.
4. Задача для России: дружба народов или дружный народ?
5. Русско-белорусские культурные и экономические отношения – уроки истории и современность.
6. Российская империя - тюрьма народов?
7. Москва многонациональная: история и современность.
8. Причины и средства преодоления мигрантофобии.
9. Русские в постсоветских странах.
10. Сталинская этнополитика – уроки истории.
11. Репрессии против народов СССР в годы сталинизма.
12. Этнотерриториальные образования в истории России.
13. Эволюция этнотерриториальной карты РФ.
14. Национально-культурная автономия: сущность и значение.
15. Национально-культурная автономия в РФ.
16. Этнонациональные культурные организации РФ.
17. Школы с этнокультурным компонентом: за и против.
18. Как сохранить культуру малочисленных народов России?
19. Что значит быть толерантным?
20. Молодежь и противодействие этнофобии.
21. Советский опыт этнополитики: уроки и значение.
22. Экологическая культура народов России (на примере одного из народов).
23. Межкультурное взаимодействие народов Поволжья.
24. Русско-казахские экономические и культурные взаимосвязи.
25. Культура межэтнических отношений народов Северного Кавказа.
26. Голодомор на Украине: мифы и реальность истории.
27. Русскоязычные в Прибалтике: история и современная ситуация.
28. Как защитить чистоту русского языка?
29. Нужно ли, зачем и как сохранять традиционные народные обряды, праздники, промыслы, фольклор и музыку?
30. Этнодеревни и этнопарки России – сравнительный анализ.
31. Народные художественные промыслы России как туристский ресурс (на примере любого народа и региона).
32. Межэтнические отношения в молодежной среде – проблемы и решения.
33. Викторина по истории и культуре народов России: собственный проект.
34. Русский характер в творчестве В. Высоцкого.
35. Как противостоять проявлениям расизма и национализма?
Литература
5.1.Основная литература
№ п/п
Наименование
Авторы
Место издания
Год издания
Наличие
в научно-технической библиотеке, экз
в ЭБС, адрес в сети Интернет
1.
Россия и ее народы
Федулин А.А., Аманжолова Д.А.
М.: РГУТиС
2012.- 185 с.
Эл. издание
2.
Культура регионов России. Уч. пособие
Федулин А.А., Аманжолова Д.А., Багдасарян В.Э. и др.